Шейбани (шах-бахт Мухаммед)

105

Шейбани - последний по времени из среднеазиатских завоевателей, положивший начало господству узбеков в Мавераннехре. Родился в 1451 г. Настоящее имя его было Шах-Бахт Мухаммед. Ш. - поэтическое прозвище, принятое им по имени его предка Шейбана, младшего сына Джучи, сына Чингизхана . Под этим прозвищем он чаще всего упоминается как современниками, так и потомками. Основанная им династия известна в истории под названием Шейбанидов, хотя ни один из ее представителей не был прямым потомком Ш. Еще в детстве (1460) Ш. Лишился своего отца Шах-Будага и был воспитан своим дедом Абулхайром (см. Киргиз-Кайсаки, XV, 95, и Узбеки, XXXIV, 608). После смерти Абулхайра (1468 или 1469) начались междоусобия среди потомков Шейбана.

Ш. И его брат Махмуд бежали в Астрахань. В течение следующих двадцати лет Ш. Вел жизнь искателя приключений, появляясь с набранным им отрядом приверженцев то в киргизских степях, то на полуострове Мангышлаке, то в Хорезме и прикаспийских областях. В 1487 г. Он присоединился к самаркандскому султану Ахмеду (XXXIII, 195) и принял участие в его походе против монгольского хана Махмуда, владевшего Ташкентом, но скоро перешел на сторону Махмуда. Сторонники Ш. Объясняли его измену тем, что он только предупредил коварные планы приближенных Ахмеда. С помощью Махмуда Ш. В 1488 г. Завоевал Отрар, Ясы (Туркестан), Сабран, Сыгнак и др. Города (см. Туркестан, XXXIV, 203 - 204) между средним течением Сырдарьи и горами Каратау. Махмуд оказал поддержку Ш.

И тогда, когда тот решил воспользоваться смутами в Мавераннехре, чтобы овладеть этой страной. В 1498 г. Ш. Взял крепость Шираз (к северу от Самарканда), в 1500 г. - Бухару и Самарканд. В 1501 г. Бабур посредством нечаянного нападения овладел Самаркандом, но в том же году снова должен был сдать город Ш. Только тогда Махмуд-хан понял, что возвышение Ш. Не соответствует интересам монголов, вызвал из Восточного Туркестана своего брата Ахмеда и готовился собрать все свои силы для уничтожения Ш. Все его планы были расстроены быстрым движением Ш. С 30 000 войска он прошел мимо принадлежавшего монголам Уратюбе в Фергану, при Ахсикете неожиданно напал на обоих братьев, с которыми было только 15 000 человек и обоих взял в плен (1503).

Ш. Довершил удар, нанесенный гордости ханов, великодушием, с которым возвратил свободу им обоим, с тем чтобы они оставались в своих восточных владениях. Уратюбе и Ташкент перешли во власть Ш. В 1504 г. Было докончено покорение Ферганы и южной части Мавераннехра, после чего Ш. Разделил свое государство, простиравшееся на Амударьи до гор Каратау на севере и до границ Семиречья на востоке), на уделы. Удельные князья носили титул султанов. Титул хана принадлежал только главе рода, хотя иногда его принимали и наиболее могущественные, фактически независимые удельные князья. В 1505 - 1507 годах были завоеваны остальные земли, еще находившиеся в руках Тимуридов. Хорез, Балх и Хорасан. Зимой поход Ш. На киргизские степи, в начале 1510 г., против могущественного казацкого хана Касима (см.

Киргиз-Кайсаки, XV, 96), был неудачен. Ш. Вернулся в Хорасан с большим уроном, хотя в надписи, выбитой им на одной скале в северной части Хорасана и существующей до сих пор, поход назван победоносным. Столь же неудачны были действия против хозарейцев в горах Афганистана, летом того же года. Около того же времени Ш. Отнял уделы у некоторых из своих родственников, чем возбудил их неудовольствие, оказавшееся для него роковым. Шах Исмаил, основатель новоперсидского государства (см. Персия, XXIII, 394), начал войну с Ш. И вступил в Хорасан. Ш. Ожидал его с войском в Мерве. Султаны медлили прийти к нему на помощь. Сам Ш., ввиду обострившихся отношений, не желал разделять с ними славу победы и добычу и с недостаточными силами вступил в битву с персами, окончившуюся полным поражением узбеков (29 ноября 1510).

Сам Ш. Пал в битве. Персы отрубили трупу голову. Из черепа шах Исмаил сделал для себя чашу. Рассказ историков подтвердился при вскрытии гробницы Ш. В Самарканде, произведенном в начале 80-х годов XIX века. Скелет Ш. Оказался без головы (ср. Н. Веселовский "Подробности смерти узбекского хана Мухаммеда Ш.", Москва, 1897, из III тома VIII Археологического съезда в Москве). Личность Ш., как и других среднеазиатских исторических деятелей, еще не была предметом подробного исследования на основании первоисточников, число которых в данном случае вполне достаточно. Мы имеем подробные известия о Ш. Как из среды его сторонников, так и из среды его противников - Тимуридов, монголов и персов. Кроме того, до нас дошли религиозно-мистические стихотворения самого Ш.

Стихи Ш. Не пользовались уважением беспристрастных современников, отдававших полную справедливость его военным талантам. Мистическое настроение, по-видимому, занимало значительное место в характере Ш., даже своими военными подвигами он, посредством аллегорического толкования, пользовался для описания борьбы человека со своими страстями. Склонность к мистицизму не помешала Ш. Подвергнуть гонению руководителей ордена накшибендиев, пользовавшихся большим уважением среди населения Мавераннехра, но связавших свою судьбу с судьбой Тимуридов. Глава ордена, Мухаммед-Яхъя, поплатился жизнью. Дипломатические и военные таланты Ш. Не подлежат сомнению, но он не сумел упрочить результаты своей деятельности. Дожив почти до 60 лет, Ш.

Не принял никаких мер для обеспечения престолонаследия. Зависть и подозрительность Ш. Направлялись против наиболее даровитых и влиятельных представителей рода, которые существенно способствовали его победам и после его смерти одни только оказались в состоянии спасти государство. Предметом такой зависти был прежде всего брат Ш., Махмуд, умерший в 1504 г. Ш. Открыто радовался его смерти и говорил, что при будущих победах Ш. Уже нельзя будет, как делалось прежде, приписывать заслугу этих побед Махмуду. В последний год своей жизни Ш. Оскорбил даровитого сына Махмуда, Убейдуллу, и своего дядю Кучкунчи, опасаясь, по-видимому, влияния последнего, как старшего в роде. После смерти Ш. Все его завоевания тотчас перешли в руки Исмаила и Бабура.

Только благодаря дарованиям Убейдуллы владычество узбеков могло быть восстановлено уже в 1512 г. Убейдулла сумел привлечь на свою сторону симпатии населения, и ему всецело следует приписать упрочение господства узбеков в Мавераннехре. В. Бартольд..

Значения в других словарях
Шеин Михаил Борисович

Шеин (Михаил Борисович) - боярин и воевода. В царствование Бориса Годунова он имел звание чашника. В 1607 г. Возведен в бояре. В 1609 г. Начальствовал в Смоленске. Король польский Сигизмунд, веря слухам, что жители Смоленска ждут его с нетерпением как избавителя, подступил к этому городу в сентябре, с 12 000 отборных всадников, немецкой пехотой, литовскими татарами и 10 000 запорожцев, расположился станом на берегу Днепра и послал к жителям манифест, убеждая их покориться и обещая им за добровол..

Шеин Павел Васильевич

Шеин (Павел Васильевич) - этнограф-самоучка и лингвист, собиратель великорусских и белорусских песен, знаток быта и говоров Северо-Западного края, продолжатель работ Афанасьева , Бессонова, Гильфердинга , Даля , Киреевского , Рыбникова , Якушкина . Родился в 1826 г. В семье могилевского купца-еврея. Слабый от рождения, перенесший в раннем детстве несколько серьезных болезней, вследствие которых он остался калекой на всю жизнь, мальчик не мог окончить даже еврейской школы и учился почти самостоят..

Шейдяков-ногайский Петр Тутаевич

Шейдяков-Ногайский (князь Петр Тутаевич) - был боярином при Иоанне IV , занимал место в его походной или военной думе и участвовал почти во всех походах царя. В 1571 г., при отражении крымцев, был первым воеводой в сторожевом полку. В 1572 г., в походе против Ливонии, был воеводой в большом полку. Потом был псковским наместником, и в ливонском походе в 1577 г. Предводительствовал особым полком.. ..

Шейх-мансур (ушурма)

Шейх-Мансур - один из видных деятелей кавказской войны конца XVIII века. Ш.-Мансур, настоящее имя которого было Ушурма, родился в селении Алды в Большой Чечне. История как его самого, так и проповеданного им тарикатского учения (см. Тарикат, Мюридизм), до сих пор вполне не выяснена. В конце XVIII века он начал проповедовать свое учение среди чеченцев и возмутил их против России. Посланный для захвата Ш.-Мансура и его единомышленников небольшой отряд под начальством полковника Пиери потерпел при ..

Дополнительный поиск Шейбани (шах-бахт Мухаммед) Шейбани (шах-бахт Мухаммед)

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Шейбани (шах-бахт Мухаммед)" в словаре Биографический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шейбани (шах-бахт Мухаммед), различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ш". Общая длина 27 символа