Абрамович, Шолом Яков
(псевдоним Менделе Мойхер-Сфорим, т. Е. "Менделе-Книгоноша". 1835—1917) — "дедушка еврейской литературы", положивший основание еврейской художественной литературе. Род. В глухом местечке Минской губ., отрочество провел в странствованиях с бродячим нищим по Литве, Белоруссии и Украине. 22 лет поселился в Бердичеве, где впервые серьезно занялся литературной работой. Преследования еврейских заправил, усмотревших в его драме "Коробочный сбор или банда городских благодетелей". Сатиру на себя, вынудили его переехать в Житомир (1869), где он сдал экзамен при Раввинском училище и написал ряд лучших своих произведений. В 1881 переехал в Одессу, где до конца своей жизни состоял руководителем еврейской "Талмуд Торы".
(религиозная школа). А. Вырос в наиболее тяжелые годы николаевщины и пережил эпоху падения крепостничества и "великих реформ", знаменовавших в еврейской жизни начало распада еврейского средневекового религиозного уклада. То было время борьбы еврейских "просвещенцев". ("маскилим"), идеологов молодой еврейской буржуазии, против власти синагоги, против олигархии и паразитизма общинных заправил, за освобождение личности от контроля религиозной общины, за светские знания, за переход к труду. Перед идеологически связанным с "просвещенцами". А. Была двойная задача. Дать галерею образов — выразителей веками сложившегося уклада, распад которого начался, — содействовать художественными произведениями переоценке средневековых религиозных бытовых ценностей и борьбе за идеалы "просвещенцев".
Это обстоятельство привело к тому, что наряду с произведениями, где художественный образ лишь отчасти дополнялся авторскими рассуждениями, он создал ряд произведений, где доминировала "просвещенская". Дидактика ("Коробочный сбор или банда городских благодетелей", "Кляча", "Военный набор". И другие). Основные произведения А., составившие эпоху в еврейской литературе. "Путешествия Веньямина Третьего", "Фишка хромой", "Волшебное кольцо", "Маленький человечек", автобиографическ. Повесть "Шлойме, сын Реб Хаима". Здесь Абрамович дал картину еврейского местечка, с его мировоззрением, ограниченным синагогальным житием и схоластич.-раввинской словесностью, с его средневековым аскетизмом, верой в высокую миссию еврейского народа и в близкий приход Мессии, наивной надеждой на родного Ротшильда, который заступится за "бедных собратьев".
Этот застывший быт внимательно наблюдает странствующий книгоноша — герой его лучших произведений. Менделе видит не только патриархально-наивные, но и жестокие стороны жизни. Бедную, забитую, голодную народную массу, общественных "благодетелей". И "благотворителей". С их ханжеством, жесткостью и цинизмом. Начав писать на древнееврейском, А. Скоро перешел на еврейский язык — "идиш", впервые создав еврейский литературный стиль, которому следовало целое поколение еврейских писателей. Повесть А. "Кляча". Печаталась в "Восходе", и журнал был закрыт на 6 месяцев "за намеки и несправедливые жалобы на положение евреев, заключенные в произведении А.". В изд. "Современные проблемы".
Вышел перевод главн. Произв. А. На рус. Яз. (1905—07).Автобиографическая заметка А. Помещена в еврейском сборнике "Sefer Sikoron". Об А. Писали на евр. Яз. А. Левитский (сборник "Haomer"), Баал Махшовот (в "Volksstimme", № 6—9, 1907). На английск. Яз. Wiener, History of Yiddish Literature (стр. 148—160). На рус. Яз. "Еврейская Энциклопедия", т. I, стр. 151—9.И. Нусинов..
Дополнительный поиск Абрамович, Шолом Яков
На нашем сайте Вы найдете значение "Абрамович, Шолом Яков" в словаре Большая биографическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Абрамович, Шолом Яков, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 21 символа