Авраам бен-Илия
— сын "Виленского Гаона", род. Около 1750, ум. В Вильне в 1808 г. А. Получил первоначальное образование под руководством гениального отца, который был противником как мистицизма хасидов, так и пилпула, или казуистики, тогдашних польских раввинов. Согласно обычаю того времени, А. Женился на двенадцатом году жизни, но продолжал свои занятия в талмудических школах других городов, а через несколько лет возвратился домой и закончил курс раввинских наук под руководством отца. Благодаря влиянию последнего литературная деятельность А. Носила необычный в то время, особенно в России, научный характер. Интересуясь главным образом древней гомилетической литературой, А. Издал мидраш "Agadath Bereschith". С прибавлением других, большею частью апокрифических произведений подобного же характера (Вильна, 1802), снабдив их ценными примечаниями.
Во введении к этому труду А. Дал, насколько известно, первый опыт истории литературы Мидраша. Известный издатель, Яков б.-Нафтали Герц (см.) из Брод, перепечатал этот Мидраш-Апокриф для хасидов вместе с введением А. (Жолкев, 1804), тщательно опустив ненавистное хасидам имя Илии Гаона всюду, где оно упоминается сыном. На заглавном листе издатель также не упоминает о труде А., цитируя только венецианское издание 1618 г. Ни Цунц, ни критик его, Гецель из Брод (היבאר׳ם, стр. 4, Будапешт, 1837), не знали настоящего автора книги и поверили плагиатору. Введение А. Составляет лишь часть большого труда его "Rab Poalim", изданного Хонесом в Варшаве в 1894 г. Это — алфавитный указатель ко всем известным автору Мидрашам, числом свыше 120.
Несмотря на то, что A не был знаком с научным методом и допустил несколько положений, опровергнутых впоследствии наукой, книга его сохранила ценность и после обработки той же темы Цунцом, потому что А. Собрал множество ценных указаний из раввинской литературы. Интерес А. К общим наукам, весьма редкий в его среде, обнаруживается в его книге по географии, изданной анонимно под названием "Gebuloth Erez". (Берлин, 1801). A. Издал также указатель Менахем-Менделя Люблинского к Зогару "Таmim Jachdaw". С введением и примечаниями (Вильна, 1808). Из его многочисленных рукописей, содержащих глоссы к Талмуду, Мидрашам и Шулхан-Аруху и примечания к сочинениям его отца, напечатаны. Комментарий к "Tikkune Sohar".
(Вильна, 1867), к Псалмам ("Beer Abraham", Варшава, 1887), экзегетические заметки и биографические данные о его отце "Saarath Elijahu". (Варшава, 1878 и, с прибавлениями, Иерус., 1889) и "Targum Abraham", примечания к Таргуму Онкелоса (Иерусалим, 1896). А. Очень интересовался талмудической филологией и археологией и для своего времени обнаруживал достаточное общее образование. Подобно своему отцу, А. Не занимал раввинского поста, но был весьма почитаемым членом виленской еврейской общины, в которой занимал разные должности. — Ср. Финн, Kirjah Neemanah (Вильна, 1860, pp. 207, 299). Idem, Kneseth Israel, p. 21. Введение Хонеса к Rab Poalim (Варшава, 1894). J. E., I, 106.{Евр. Энц.}.
Дополнительный поиск Авраам бен-Илия
На нашем сайте Вы найдете значение "Авраам бен-Илия" в словаре Большая биографическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Авраам бен-Илия, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 15 символа