Бакунин, Павел Александрович

146

(1820—1900) — брат знаменитого анархиста М.А.Бакунина. Находился под сильным влиянием последнего, благодаря ему познакомился с филос. Гегеля. Изучал ее в Москве, затем (1841—1842) в Берлине. По возвращении в Россию служил в разных ведомствах, во время Крымской войны пошел добровольцем в армию. Нек-рое время работал в земстве. Уединился в имении в Тверской губ. Посл. Годы жизни провел в Крыму, где и скончался. Как отмечает В.В.Зеньковский, хотя Б. Не создал собственной филос. Системы, его построения, изложенные лишь в двух кн. И в письмах, весьма любопытны как последнее проявление гегельянства на рус. Почве. Для Б. — и здесь, действительно, он вдохновляется Гегелем — нет жизни вне связи с Абсолютом, но Бог для него есть живое средоточие бытия, источник всякой действительности, вечное самосознание.

Мотивы имманентизма, столь определ. У Гегеля, не исчезают и у Б., признававшего себя верным учеником Гегеля. Абсолютное, по Б., будучи источником всякой действительности, не может проявить себя без инобытия и потому нуждается в нем. Все реальное бытие подчинено закону взаимовытеснения. Это — мировой спор, диалектич. Процесс манифестации Абсолюта в мире. "Мировой спор,— пишет Б.,— во всех своих аспектах возможен лишь потому, что он имеет свое основание в той бесконечной всеобъемлющей сущности, которой держится весь мир и без которой ни одно из его существований не могло бы выдержать той страшной напряженности, с какой ведется мировой спор". "Мировой спор". Стихает лишь в явлении красоты, которая есть "бесконечная гармония бесконечного противоречия".

Обращаясь к теме человека, Б. Удаляется от Гегеля. "Человек,— считает он,— не только исполнен всем значением всеобщего смысла бытия. Но как особое, единичное существо, он в своей единичности есть особая незаменимая истина бытия, вследствие чего его невозможно ни отменить, ни вычеркнуть из действительности. Он пребывает в ней ее неизменной, вечной чертой". "Только от человека объясняются все ряды существования и самый образ бытия". Мотив персонализма переходит в "религиозно преображенное гегельянство", Б. Утверждает "вечное бытие". Человека. Романтический характер этой религиозности проявляется в своеобразной филос. Смерти и в культе женщины. "истиной мира и бытия. Овладевает только любовь.

А любовь осуществляется не иначе, как через сердце и в сердце женщины". "Я верю безотчетно в Бога,— писал Б.,— и вся философия не что иное, как предположение Бога, i которого все бессознательно верят...", "и исповедание Бога только подтверждает мое верование в науку". Несмотря на постоянное звучание имманентизма в религ. Высказываниях Б., несмотря на то, что он ищет единств веры и знания, что у него так часто встречаются мотивы трансцендентализма, он все же покидает почву гегельянства в своих персоналистических упованиях, i защите личного бессмертия. У него, как раньше у Чичерина, Герцена, Белинского, мотивы персонализма, признание абсолютной ценности личности слишком серьезно отклоняют его от Гегеля (З.

"ИРФ". Т.II. Ч.1. С.172—175). Б. Подробно развивал учение о бессмертии души. Когда человек умирает, он возвращается к самому себе посредством "обобщения". Смерти. "С естественной, эмпирической смертью человека в нем умирает только то, что в нем еще не совершилось, чему предстоит еще совершиться, что есть несовершенное, проходит или умирает лишь та чувственная оболочка его бытия, в которой он жил". Б. Настолько твердо верил в бессмертие человека, что, даже находясь на смертном одре, он, отослав свою жену, спокойно и непринужденно беседовал с д-ром (Л. "ИРФ". С.167).Соч. Запоздалый голос сороковых годов (по поводу женского вопроса). СПб., 1881. Основы веры и знания. СПб., 1886..

Значения в других словарях
Бакунин, Модест Петрович

— тайный советник и директор школы практического земледелия в С.-Петербурге, один из немногих писателей по сельскому хозяйству при Екатерине Второй, родился в С.-Петербурге, в 1765 г., год кончины его неизвестен. Благодаря заботам отца своего, Петра Васильевича Меньшого, и дяди, Петра Васильевича Большого, он получил прекрасное, по тому времени, воспитание и посвятил себя, главным образом, сельскому хозяйству, а также метеорологии и ботанике. Из самостоятельных его трудов лучшим признается. &quo..

Бакунин, Никифор

Дьяк (1677 г.).Дополнение. Бакунин, Никифор Мих., дьяк (1658 г.) на службе. 1662 года в Севске. 1665 г. В приказе денежного сбора. 1671—3 г. — в Казани и (с 1673 г.) в Астрахани. {Половцов}. ..

Бакунин, Павел Петрович

— директор Императорской Академии Наук, родился 24-го мая 1776 г., ум. 24-го декабря 1805 г. Получив прекрасное образование, Бакунин, двадцати лет от роду был избран директором Академии Наук. Вследствие кратковременности жизни, Бакунин не успел издать ни одного труда. Сообщаемые разными биографическими источниками сведения о том, будто он состоял директором и членом бывшей российской академии, оказывается неверным. В этом звании состоял не он, а отец его, Петр Васильевич Бакунин — член государст..

Бакунин, Петр Васильевич (меньшой)

— т. С., член коллегии иностранных дел, родился в 1732 г., ум. 16-го мая 1786 г. Воспитывался Бакунин в Сухопутном шляхетном корпусе, который окончил в 1752 г., и в том же году поступил переводчиком в коллегию иностранных дел. Здесь он довольно быстро возвышался, благодаря своим способностям и неутомимой деятельности, и достиг звания первого члена коллегии. Он стал лично известен императрице и пользовался ее доверием. Был любимцем и правою рукою Н. И. Панина, другом Завадовского и А. А. Безбород..

Дополнительный поиск Бакунин, Павел Александрович Бакунин, Павел Александрович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Бакунин, Павел Александрович" в словаре Большая биографическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бакунин, Павел Александрович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 28 символа