Башкин

93

(Матвей) — С именем М. Б. В нашей церковной истории связывается возникновение ереси, известной под названием ереси М. Б. О первоначальной жизни его до 1553 г., когда он явился для религиозных совещаний и исповеди к священнику Благовещенского собора в Москве Симеону, ничего не известно. Не известны ни год, ни место рождения Б., и только по фамилии, как справедливо замечает Н. И. Костомаров, можно догадываться о его татарском происхождении. Что касается самого учения Б., то и его правильная характеристика вряд ли возможна на основании дошедших до нас документов по этому делу. Все, что известно о религиозных взглядах Б. И его последователей, находится, главным образом, в двух "жалобницах". Симеона и Сильвестра, Соборной грамоте в Соловецкий мон.

О заключении игумена Артемия и в послании Иоанна Вас. К Максиму Греку о ереси М. Б. В жалобнице Симеона (жалобница Сильвестра, тоже священника Благовещенского собора, есть повторение, как бы подтверждение сказанного Симеоном) читаем. "В великом посту 1553 г. Пришел ко мне, — пишет Симеон, — М. С. Б., и первыми его словами, сказанными по приходе, были след. "Я христианин, верую в Отца и Сына и Св. Духа и поклоняюсь образу Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Пречистой Богородицы, и великим чудотворцам, и всем святым, на иконе написанным". Затем Б. Стал задавать Симеону вопросы, показавшиеся последнему "недоуменными", и, не получая ответа, сам же начал объяснять, толковать. А их "толковал он, — продолжает Симеон, — не по существу и развратно".

В заключение Б. Напомнил Симеону о великой пастырской обязанности — блюсти свою паству. После этого он еще несколько раз беседовал с Симеоном, ища у него разрешения гнетущей его мысли о несогласии догматов христианского учения с тогдашней жизнью. Особенно его поражало несогласие слов Христа "возлюбите искренняго своего, как самого себе". С существованием у нас крепостных. Этим и исчерпывается содержание жалобницы Симеона. Макарий в своей истории церкви (т. 6) полагает, что Б., вероятно, говорил что-либо иное, от чего недоумевал Симеон и что казалось ему "развратным", но что последний побоялся изложить в своей жалобнице, написанной им в оправдание себя от обвинения дьяка Висковатого в соучастии его в ереси Б.

Говорил ли действительно Б. Что-либо, идущее вразрез с взглядами Симеона на сущность главных догматов Православной церкви, высказанными сразу по приходе к Симеону, или нет, сказать трудно. Симеону могли показаться вопросы Б. "недоуменными". Уже потому, что тогдашнее русское духовенство, основывавшееся более на букве догматов, чем на их сущности, не допускало и мысли о возможности для мирян рассуждать о догматах веры. А Б. К тому же осуждал деятельность духовенства и делал наставления. Если бы далее Б. Высказал многое из того, в чем его впоследствии обвиняли, то вряд ли бы он так смело уверенный в правоте своих толкований явился к Иоанну со своим отмеченным апостолом и вряд ли бы Иоанн отпустил его, не придав всем слухам и толкам о его ереси никакого значения.

И только несколько времени спустя Иоанн под влиянием внушений митр. Макария приказывает заключить Б. Под стражу, а для суда над ним собраться собору. Собор начался в 1553 г. И не позже октября (к этому месяцу только относится первая пометка в документах о соборе) и продолжался в следующем году, когда был подвергнут суду игумен Артемий, обвинявшийся в соучастии в Б. На соборе, имевшем свои заседания в царских палатах, присутствовали под председательством митр. Макария архиепископ ростовский Никанор и епископы суздальский — Афанасий, рязанский — Кассиан, тверской — Акакий, коломенский — Феодосий и сарский — Савва вместе с многочисленным духовенством. На соборе присутствовал сам царь со своими братьями и со множеством бояр.

— Подсудимых Б. И его сторонников обвинили в том, что они утверждали неравенство Христа с Отцом и Духом. Почитали евхаристию простым хлебом и вином. Отвергали данную церковь, иконы, покаяние. Предания и жития святых отцов называли баснословием. Вселенские соборы укоряли в гордости, говоря, что "все писали они для себя, дабы им владеть всем и царским, и святительским", и, наконец, дерзали сомневаться в действительности евангельских и апостольских истин. Такова сущность ереси Б. По другому важнейшему документу — "Соборному посланию". Что здесь принадлежит лично Б. И что его последователям или даже предшествующим лжеучениям, сказать невозможно. Несомненно кажется только одно — что судьи хорошо еще помнили учение жида Захария, осужденное собором 1504 г., тайно сохранявшееся в Москве до 1553 года.

Они даже для обличения Б. Приняли в свое руководство "Просветитель". Иосифа Волоцкого. Б. Сначала долго во всем запирался, но, наконец, когда стал его распрашивать сам царь, то он "богоотступным гневом обличен бысть, бесу предан и язык извеся, непотребная и нестройная глаголаша на многие часы". И вслед за тем сознал справедливость всех обвинений. По приговору собора он был сослан в Волоколамский монастырь, куда и прибыл 22 декабря 1554 г.Сознаваясь в истине соборных обвинений, Б. В то же время, говорится в грамоте, сознался и в том, что лжеучение свое принял от "латынников". — аптекаря Матвея, родом литвина, и Андрея Хотеева, которых Курбский справедливо называет лютеранами, и что утверждали его в том лжеучении "Заволжские старцы", издавна известные своей расположенностью к жидовствующим.

Таким образом, это сознание Б., указывающее два источника его ереси. С одной стороны — ересь жидовствующих, с другой — западное влияние, совершенно отрывает ее от русской почвы. Да и трудно думать, чтобы то же рационалистическое учение могло возродиться самобытно в тогдашнем русском обществе, все религиозные воззрения и верования которого в одних обрядах и их строгом исполнении. Обращая взор и на предшествующие еретические учения до XVI в. — Дмитра, Адриана, Стригольников и жидовствующих — мы выносим убеждение в совершенной неподготовленности его к самобытному рационализму. Адриан и Дмитр принадлежали, по своему учению к обществу богомилов, действ. На юго-зап. Границе России. Стригольники восставали собственно против русского духовенства своего времени, а учение жидовствующих исходит от евреев, живших на юге России.

Весь вопрос в данном случае сводится к решению. Из какой именно страны Запада пришло учение Б. Г. Емельянов справедливо, кажется, утверждает, что оно занесено к нам из Литвы, где реформационные идеи утвердились еще с XV в.Литература. Макарий, "История Церкви". Т. 6. Емельянов, "О происхождении учения Башкина и Косого на Руси". ("Труды Киевской дух. Акад.", 1862 год, № 3). Костомаров, "Великорусские религиозные вольнодумцы в XVI веке". {Брокгауз}.

Значения в других словарях
Башкевич, Викентий

Д-р мед. Р. 1800, † 1848, 20 июля.{Половцов}. ..

Башкеевы

— В 1503 г. Василий Башкеев, как видно из грамоты, пожалованной Иоанном Великим сыну его кн. Юрию Иоанновичу на владение Дмитровым и Рузой, владел в тех местах деревнями Круглой, Кляпиковой и Макаровской. — В 1699 г. Значится в числе владельцев населенных имений один Башкеев.{Брокгауз}. ..

Башкин, Александр Давыдович

Председатель регионального отделения политической партии "СПС". Родился 10 июня 1962 года в г. Астрахани. Женат, имеет двоих детей. Образование высшее. В 1985 г. Окончил Астраханский государственный медицинский институт, затем в 1988 г. Аспирантуру. Кандидат медицинских наук. В 1995 г. Окончил Астраханский филиал Волгоградской Академии государственной службы по специальности "Государственное и муниципальное управление". С 1985 по 1992 год преподавал на кафедре Астраханского мед..

Башкин, Василий Васильевич

(1880—1909) — поэт и беллетрист, происходил из купеческой семьи. Сотрудничал в "Журнале для всех", "Русском Богатстве", участвовал в альманахах. В течение всей своей недолгой жизни сильно нуждался. Умер от туберкулеза. Рассказы его собраны в 3 тт., стихотворения в 1 томе. По литературной манере Б. — ученик Чехова, с некоторым уклоном к символизму ("Липы шумели"). Бытописатель в начале своей литературной деятельности, Б. Позднее становится писателем психологом и его ..

Дополнительный поиск Башкин Башкин

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Башкин" в словаре Большая биографическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Башкин, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 6 символа