Василий Калика

104

(Григорий) — святитель, архиепископ Новгородский и Псковский.† 1352, память в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых.Родился в семье священника Космодамиановской церкви г. Новгорода.До возведения в архиерейский сан он совершил путешествие на Восток по святым местам и описал его в своей книге "О Рае, уцелевшем на земле".29 августа 1331 года (по другим источникам — в 1329 году) хиротонисан во епископа Новгородского и Псковского с возведением в сан архиепископа митрополитом Московским Феогностом.Время его архипастырского служения совпало с тяжелыми для Новгорода обстоятельствами. Новгород, только что успевший оградить себя от тверских князей, начал страдать от Москвы.Иван Данилович Калита сильно теснил новгородцев, и владыке Василию пришлось быть ходатаем перед ним за свободу своего родного города.

Одновременно возникли волнения во Пскове, стремившемся освободиться от власти Новгорода и иметь у себя своего епископа. В самом Новгороде не прекращались несогласия и вражда между отдельными партиями.Владыка Василий стремился умирить всех.Святитель много заботился о благоустройстве своей епархии. Богатая казна Софийского собора по распоряжению епископа Василия щедро отпускала средства на дела благотворительности и на украшение города. В 1336 году он воздвиг Входоиерусалимскую церковь в новгородском Кремле, а в 1342 году — Благовещенскую в двух верстах от Новгорода, возобновил и украсил еще несколько храмов. На свои средства построил новый мост через р. Волхов вместо снесенного наводнением. Вместе с несколькими именитыми новгородцами заложил новую каменную стену около города.В 1340 году большой ущерб нанес Новгороду пожар.

Святитель Василий взялся за восстановление пострадавших от пожара зданий и церквей. Он возобновил стены Софийского собора, покрыл его свинцовой крышей, устроил новый иконостас, из своей казны помогал возобновить погоревшие церкви и опять устроил Волховский мост. Сам преосвященный Василий занимался живописью и своим мастерством украшал храмы. Сохранилась написанная им икона благоверных князей Российских Бориса и Глеба.Для воспитания своей паствы в духе почитания святыни им было установлено ежегодное празднование иконы Божией Матери "Умиление". С крестным ходом в Троицкую церковь Ямской слободы, где находилась эта икона. Крестный ход был установлен в память явленного иконой чуда. 8 июля 1337 года икона была видима в церкви поднявшейся на воздух и источающей слезы из очей.Своей богоугодной жизнью, патриотической и благотворительной деятельностью святитель Василий заслужил великое почтение и любовь новгородцев.

В отличие от других русских архиереев Константинопольский патриарх в 1341 году прислал ему крестчатые ризы и белый клобук.Сама смерть святителя Василия свидетельствовала о его любви к пастве. В 1352 году во Пскове появилась страшная моровая язва, которую называли "черная смерть". Она в короткое время произвела в городе великое опустошение. Псковичи, подавленные горем и страхом, просили архиепископа, которому прежде много досаждали непослушанием, прибыть к ним и помолиться за них вместе с ними. Забыв все обиды, владыка прибыл немедленно, совершил богослужения в трех церквах, обошел город с крестным ходом и утешил псковичей. Здесь он заболел и на обратном пути 3 июля 1352 года скончался в обители Архангела Михаила на р.

Шелони. Погребен под Корсунской папертью Софийского собора.Труды:Послание к Феодору, епископу Тверскому. О Рае, уцелевшем на земле. Степенная книга // Полное собрание русских летописей. В 24 т. // Изд. Археографическою комиссиею. — СПб., 1841—1921, т. 21. Книга степенная царского родословия. — СПб., 1908, т. 1, с. 480. Собрание летописей, т. 6, с. 46—80. Т. 7, с. 212—214.Литература:Тихомиров П. И., протоиерей. Кафедра новгородских святителей со времен введения христианства в Новгороде до покорения его Московской державе. — Новгород, 1891, т. 1, с. 165—190. Тихомиров П. И., протоиерей. Сказание о новгородской чудотворной иконе Знамение Божией Матери. — 3-е изд. — Новгород, 1902, с. 92.Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. — М., 1901, с. 138, прим.

9. Толстой М. В. Святыни и древности Великого Новгорода. — М., 1862, с. 36, 94. Димитрий (Самбикин), архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых. В 14 вып. — Каменец-Подольск, Тверь, 1892—1902, вып. 11, июль, с. 29—34. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно. Опыт описания жизни их. — 3-е изд. — СПб., 1882, т. 1, с. 193—200.Амвросий (Орнатский), архиепископ. История Российской иерархии. В 6 ч. — М., 1807—1815, ч. 1, с. 73.Карамзин Н. М. История государства Российского. В 12 т. — 5-е изд. — СПб., 1842—1843, т. 4, с. 206, 207, 253, 256. Примеч., с. 360, 373.Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 34.Петров Л. Справочный богословский церковно-исторический словарь Петрова Л.

— СПб., 1889, с. 138.Зверинский В. В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи, с библиографическим указателем. В 3 т. — СПб., 1890— 1897, т. 2, № 1161, с. 327. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, ср. 1406. Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. — СПб., 1882, с. 93. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. — 2-е изд. — М., 1903, с. 157.Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. В 12 т. — СПб., 1864—1886, т. 4, с. 206, 247.Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. — М., 1852, с. 39, 382, 410. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых.

— 2-е изд., испр. И доп. — СПб., 1862, с. 47—48. Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. В 12 т., 2 т. Доп. — М., 1903—1911,1908,1916. Доп. Т. 2,1916, с. 433 434, пр. 1, с. 484. Русский провинциальный некрополь. [Шереметевский В. В.]. — М., 1914, с. 133. Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. — СПб., 1891, № 190.Прибавления к "Церковным ведомостям". — 1896, № 33, с. 1188—1189. Журнал Московской Патриархии. — 1945, № 7, — с. 49.Православный собеседник. — Казань, 1867, март, с. 182.Исторический вестник. — 1898, май, с. 465, 467.Русская старина. — 1876, июнь, с. 280. Полный православный богословский энциклопедический словарь.

В 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. Г. Т. 1, с. 454. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. В 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911, т. 3, с. 212. Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний. В 20 т. // Под редакцией С. Н. Южакова. — СПб., 1900— 1905, т. 4, с. 428.Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. В 41 т. — СПб., 1890—1907, т. 5-а, с. 582.Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 18..

Значения в других словарях
Василий Казимир

Посадник новгородский (1476 г.).{Половцов}. ..

Василий Калена

(в миру Григорий) — святой, архиепископ новгородский и псковский. Мощи его находятся в Софийском соборе. До избрания в сан архиепископа он совершил путешествие на Восток по св. Местам, что видно из его "Послания о рае". Время архиепископства его (1329—52) совпало с тяжкими для Новгорода обстоятельствами и несчастиями всякого рода. Новгород, только что успевший оградить себя от тверских князей при помощи кн. Московского, начал страдать от Москвы. Иван Данилович Калита сильно теснил Новго..

Василий Киевский

(Григорович-Барский) — знаменитый русский паломник-пешеходец, "ступанием своим и пядию измеривший". Значительную часть Европы, Азии и Африки. Род. В 1701 г. В Киеве. Предки его были родом из волынского города Бара. Отец его Григорий Григорович, человек грамотный и искусный в церковном пении, сам начал давать ему первоначальные уроки и решил было на этом и остановиться, не желая отдавать сына ни в какие школы, ибо (по словам автобиографической заметки В.) видел в ученых "излишнее пр..

Василий Козмич Арестов

(Аристов) — СПб. Купец, расколоучитель, сначала принадлежавший к феодосиянской церкви, но потом оставивший ее и основавший новую церковь, которую назвал по своей фамилии (Аристовскою). А. — приверженец буквы, не податливый на какие бы то ни было убеждения противников. "Он имел строгую жизнь и необширный ум, не раз обращавший на себя взоры изумления феодосиян, толпы буквалистов и черни". Человек он был своенравный и самонадеянный, но благочестивый и нищелюбивый. Был ревностным любителем ..

Дополнительный поиск Василий Калика Василий Калика

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Василий Калика" в словаре Большая биографическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Василий Калика, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 14 символа