Вересаев, В.

68

(псевдоним Викентия Викентьевича Смидовича) — известный беллетрист, публицист и литературовед. Род. 1867 в Туле, в семье врача, общественного деятеля. В 1884 В. Окончил тульскую гимназию, в 1888 — филологический факультет Петербургского университета, в 1894 — медицинский факультет Юрьевского ун-та. Студентом ездил в 1892 на холеру в Екатеринославскую губ. И заведовал бараком на руднике близ Юзовки. Под влиянием стачки петербургских ткачей (лето 1896) В. Примкнул к марксистам и стал в близкие сношения с рабочими и революционной молодежью. С 1894 В. Служил врачей в Петербурге, в Боткинской больнице, откуда был уволен в 1901 по требованию градоначальника, и был выслан из столицы. Жил в Туле, ездил за границу, с 1903 поселился в Москве.

В 1904 был мобилизован и полтора года пробыл на войне в качестве военного врача. Участвовал со своим медицинским отрядом в боях на реке Шахе и под Мукденом. По возвращении жил в Москве, снова ездил за границу (Египет). С 1911 по 1918 стоял во главе "Книгоиздательства писателей". В Москве. В 1914 вновь мобилизован как военный врач и по 1917 заведовал военно-санитарным отрядом московского ж.-д. Узла. В 1917 был председателем художественно-просветительной комиссии при Московском Совете Рабочих Депутатов. В 1918 поехал на 3 месяца в Крым и задержался там на 3 года. В 1919 был членом коллегии народного образования в Феодосии. С 1921 живет в Москве. Состоит председателем Всероссийского союза писателей, членом ГУС по научно-художественной секции, консультантом издательства "Недра".

В 1925 был отпразднован сорокалетний юбилей его литературной работы. — Общественно-политическая деятельность, будучи разнообразной и постоянной, не занимает, однако, в жизни В. Очень большого места.Литературная деятельность В. Началась стихотворением, напечатанным в 1885. В молодости В. Много писал и переводил стихами, но затем перешел на прозу. В 1892 в "Книжках Недели". Появились его очерки Донецкого края. "Подземное царство". (не включены в собрание сочинений) — плод наблюдений в каменноугольном руднике около Юзовки. В 1893 в журн. "Медицина". В. Опубликовал две специальные работы. Первым произведением, обратившим на В. Внимание, была повесть. "Без дороги". ("Русское Богатство", 1895).

В 1897 напечатано "Поветрие", тесно связанное с предыдущей повестью. Это произведение укрепило популярность В. И ввело его в марксистскую группу писателей. В 1898 в журн. "Жизнь". В. Напечатал повесть "Конец Андрея Ивановича". Другой рассказ, объединенный с первым в дилогию "Два конца". И носивший заглавие "Конец Александры Михайловны", напечатан в 1903. В 1901 в журн. "Мир Божий". Печатались "Записки врача". (писавшиеся с 1895). Они были переведены на другие языки и вызвали ожесточенную полемику не только в русской, но и в нем., франц., итал. Печати. В 1902 опубликовано новое значительное произведение В. — "На повороте". С 1906 в "Мире Божьем".

Стали появляться "Рассказы о войне". В 1907—08 в сборнике "Знание". Напечатано "На войне. Записки". В 1908 опубликована повесть "К жизни". С 1910 и по 1914 в "Современном Мире". Печатались литературно-философские очерки В., посвященные Достоевскому, Толстому, Ницше и объединенные общим заглавием. "Живая жизнь". В те же годы В. Много переводил с греческого. Гомеровы гимны, Архилоха, Сафо, Алкея и других. В 1913 издательство Маркса выпустило четырехтомное собрание сочинений В. — итог творчества за двадцать пять лет. В позднейшие годы литературная продукция В. Заметно убывает и только около 1920 вновь оживает. В 1920—23 пишется роман "В тупике". (первое отдельное издание· — в 1924).

Потом стали появляться статьи В. О Пушкине. В 1926—27 В. Издал в четырех книгах хрестоматию. "Пушкин в жизни. — Систематический свод подлинных свидетельств современников". В 1926 вышла брошюра "Об обрядах старых и новых". В 1927 отдельной книгой вышли воспоминания "В юные годы". Литературное творчество В. Разнообразно. У него есть специальные медицинские работы. Есть работы публицистические — о горнорабочих и горнопромышленниках, о народном театре, о художественном оформлении быта. К публицистике можно отнести и "Записки врача". И "Записки о войне". Книга "В юные годы". Открывает мемуарную группу, в которую входят и другие воспоминания. Значительна группа работ литературоведческих — о Достоевском, Толстом, Пушкине, Ницше.

К литературно-исторической группе примыкают переводы из античных и классических немецких писателей (Гейне, Гете и др.). Но и "Записки врача", и "Записки о войне", и "В юные годы". Написаны в полубеллетристической форме, и вообще В. — прежде и больше всего беллетрист. Творчество В. Протекало без особых исканий и переломов, в русле традиционного русского бытового и психологического реализма. Разве только около 1910 можно заметить некоторое влияние модернизма (например, в повести "К жизни"). Его язык и стиль не блещут особой оригинальностью. "Выдумка", фабульность и композиция мало развиты. В развертывании сюжета мало динамики. Характерно, что В. Не написал ни одной драмы.

Зато много разговоров, и нередко действующие лица превращаются в олицетворения той или другой идеи, в типичных резонеров. Совершенно явственна установка не на художественную форму, а на содержание — бытовое, общественное, идеологическое. Его повести — "полудневники, полумемуары". (Львов-Рогачевский). В "Юных годах". Описано детство и отрочество самого В., и охарактеризована тульская интеллигенция 70—80-х гг. В повести "Без дороги". Ярко отображены "холерные бунты", от которых едва не пострадал сам В., и вместе с тем охарактеризована та психологическая безвыходность, в какую попали к началу 90-х гг. Народники. В "Поветрии". Воссозданы ожесточенные споры между уходящими народниками и первым боевым поколением интеллигентов-марксистов.

Сам В., примкнув после стачки ткачей 1896 к марксистам и сблизившись с петербургскими рабочими, создает дилогию "Два конца", где четко изображает быт и психологию ремесленного пролетариата. Поворот в интеллигенции от марксизма к идеализму отображен у В. В повести "На повороте". Многолетняя медицинская практика привела В. К смелому изображению теневых сторон врачебной профессии. Русско-японская война отобразилась у него в серии рассказов и в мемуарах "На войне". Наконец, в новейшем романе "В тупике". Изображены эпизоды гражданской войны в Крыму, с явным приурочением к Феодосии и Коктебелю, — художественная переработка личных наблюдений и переживаний писателя в 1918—1920. Зоркая наблюдательность и чуткость, богатый личный опыт, точность в описании, замечательная искренность и смелая правдивость, наряду с даром художественной характеристики и типизации, сделали В.

Летописцем русской общественности четырех десятилетий и обеспечили его произведениям неослабевающий успех (до ноября 1927 "Записки врача". Выдержали одиннадцать изданий, первый том рассказов — восемь, "В тупике". — пять). В. Не брался изображать то, что сам мало наблюдал. Аристократию, столичную высшую буржуазию, провинциальное купечество или духовенство. Крестьянство у него представлено тоже необильно ("В степи", "Ванька", "К спеху", "Об одном доме". И некоторые другие). В. Чужд народнических идеализации и рисует мужиков хотя и сочувственно, но выдвигая косность быта и психологии, неистребимый хозяйственный индивидуализм и, вместе с тем, хрупкость мужицкого благосостояния.

Впрочем, крестьянские очерки В. Относятся к началу девятисотых годов, — новейших движений в крестьянстве В. Не изобразил. Гораздо значительнее группа его рассказов, затрагивающих рабочий класс ("В сухом тумане", "Конец Андрея Ивановича", "Конец Александры Михайловны". И эпизоды в повестях "На повороте". И "К жизни"). В русской беллетристике 900-х гг. Эти опыты В. Необходимо признать весьма значительными, а "Два конца". — произведением "еще недостаточно оцененным в критической литературе". (Кубиков). В. Метко и осведомленно изображает рабочих-полукрестьян, не порвавших с деревней, столичную ремесленную мастеровщину, еще чуждую классового самосознания и организованности, наконец, фабричных рабочих-социалистов, участников политической борьбы.

Но всего охотнее и обильнее изображает В. Интеллигенцию, вполне оправдывая определение. "писатель-интеллигент". Однако, выдвигает он не чеховскую культурническую, постепеновскую интеллигенцию, а интеллигенцию радикальную, марксистскую, революционную. Так, в "Поветрии". Изображены марксисты Даев и Наташа, в повести "На повороте". — несколько интеллигентов с революционным прошлым, в повести "К жизни". — "размагниченный". Партиец Чердынцев и твердый революционер доктор Розанов. В романе "В тупике". Охарактеризована целая группа интеллигентов-коммунистов эпохи гражданской войны.В своей идеологии, как и в художественных приемах, В. Не испытал крупных переломов. Правда, в печати оглашено признание В.

"Когда я писал свою повесть “Без дороги”, я ненавидел марксистов". Но народнические настроения были скоро изжиты. В области научно-философской В. Был и остался реалистом-позитивистом. В социальных вопросах он еще с половины 90-х гг. Примкнул к марксистам, заметно выделяясь этим из среды других беллетристов, от Чехова до Андреева. Правда, в автобиографии, написанной в 1913, В. Глухо говорит. "За последние годы отношение мое к жизни и к задачам искусства значительно изменилось. Ни от чего в прошлом я не отказываюсь, но думаю, что можно было быть значительно менее односторонним". Но едва ли тут разумеется переработка сложившегося в 90-х гг. Общественного миросозерцания. Оно включало в свой состав элементы марксизма.

Это помогло В. Твердо поставить задачи бытописи рабочего класса, острее увидеть идеологические расслоения в интеллигенции, в движениях революции 1905 предвосхитить ту стихию классовой вражды, которая потом проявилась в Октябрьской Революции и была зарисована В. Однако, проникновение марксизмом едва ли шло глубоко. Всего заметнее это на критических работах В. О Достоевском и Толстом. Они печатались одновременно с критическими работами Плеханова, Воровского, Ольминского и Переверзева, но в них отсутствует установка на классовость писателей. И в беллетристике, изображая, напр., в "Поветрии". Столкновение народников и марксистов, В. Ограничивается только обрисовкой теоретических разногласий, не спускаясь к классовым корням интеллигентской психологии.

То же заметно и в дальнейших произведениях, до романа "В тупике". Включительно. Автор старался оставаться "объективным". Летописцем общественных движений, но тут сказались не только отсутствие боевого темперамента, но и серединность собственной позиции. Особенно ярко это проявилось в романе "В тупике". Это — "роман, не только посвященный интеллигенции, но и написанный интеллигентом". "сам автор остается ни холоден, ни горяч". В оценке разразившейся социальной революции он идет, "спотыкаясь, делая неверные шаги, отступая и ковыляя окольными путями". (В. Полонский). Писатель-интеллигент по тематике, Вересаев оказался писателем-интеллигентом и по психоидеологии, сложившись в той среде разночинской радикальной интеллигенции, которая ярко изображена в его воспоминаниях.Лит.

Автобиография В. (1913) напечатана в "Русской литературе 20 века". O. A. Венгеpова, кн. 2 (М.). Новейшая автобиография — в кн. В. Лидина "Писатели", М., 1926. "Полное собрание сочинений". (далеко не полное) напечатано изд. А. Ф. Маркса в приложениях к "Ниве". И отдельно, СПб, 1913. Новейшие произведения выходили отдельными изданиями и перечислены у И. Владиславлева. "Русские писатели 19—20 столетий", издание 4. Особо следует отметить "Избранные произведения В.", под редакцией и со вступительной статьей и комментариями В. Л. Львова-Рогачевского, ГИЗ, М., 1926, серия "Русские и мировые классики". Подробную библиографию В. По 1913 см. У А. Г. Фомина в названном издании Венгерова, кн.

5. Ср. Коллективный труд Белецкого, Бродского, Гроссмана, Кубиков а, Львова-Рогачевского, Новейшая русская литература, Иваново-Вознесенск, 1927. Марксистская критика о В. Зарегистрирована в книге. Мандельштам Р. С., Художественная литература в русской марксистской критике, изд. 4, М., 1927. Выделяются. Кубиков И. Н., Рабочий класс в русской литературе, изд. 3, Иваново-Вознесенск, 1926. Воронений А., На стыке, М., 1923. Статьи Н. Мещерякова, Л. Войтоловского, В. Полонского в журн. "Печать и Революция", кн. 8, 1922, кн. 1, 1924, кн. 1, 1926 (статья Полонского перепечатана в его книге "Уходящая Русь", М., 1924, и в книге "О современной литературе", М., 1928). Статьи Н. Ангарского и В. Вешнева в "Известиях", №№ 273, 279, 1925.

Н. Пиксанов..

Значения в других словарях
Вереникин, Агафангел

Автор карманной книжки для управляющих деревнями "Исправный прикащик". (1821 г.), сельский хозяин, теоретик и практик.{Половцов}. ..

Вересаев

— псевдоним В. В. Смидовича (см.).{Брокгауз} Вересаев[1867—] — псевдоним известного современного писателя Викентия Викентьевича Смидовича. Род. В гор. Туле в семье врача-общественника. Окончив классическую гимназию, он поступает на историко-филологический факультет СПб. Университета и в 1888 получает звание кандидата исторических наук. Едет потом в Дерпт изучать медицину. В 1894 — он врач и приступает в родном городе к медицинской деятельности. Скоро переезжает в Петербург. В годы бездорожья, р..

Вересаев, Викентий Викентьевич

(Смидович). Род. 1867, ум. 1945. Писатель, автор повестей "Без дороги". (1895), "Записки врача". (1901), критико-философских произведений о русских писателях (о Л. Н. Толстом и др.), документальных книг о Пушкине ("Пушкин в жизни", 1926—27. "Спутники Пушкина", 1936—37). Лауреат Государственной премии СССР (1943).. ..

Вересай, Остап

(Остап Микитин В.) — известный малороссийский кобзарь, один из последних представителей малороссийского народн. Музык. Творчества. Род. Около 1803—5 в с. Калюжинцах (Полтавской губ., Прилукского уезда). 4-х лет ослеп, 15-ти лет отец отдал его в ученье нищему "майстру", певцу Семену Кошавому, после чего В. Стал ходить по селам петь и играть на кобзе и бандуре. Исполняемые им песни во многом сохранили первобытную красоту и свежесть и заслужили большое внимание со стороны русских этнограф..

Дополнительный поиск Вересаев, В. Вересаев, В.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Вересаев, В." в словаре Большая биографическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вересаев, В., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 12 символа