Давыдова, Мария Самойловна

124

[дек. 1888 (в нек-рых источ. 1889), Петербург — ?] — арт. Оперы (меццо-сопрано), оперетты, камерная певица, режиссер и педагог. Окончила петерб. Частную гимназию кн. Оболенской, где обучалась игре на ф-п. И пению. В 1908 продолжила муз. Образование в муз.-драм. Школе Е. Рапгофа (кл. И. Тартакова), затем до 1912 брала у него частные уроки. В этот период часто пела в концертах в Петербурге и Павловском вокзале. На оперной сцене дебютировала в 1912 в петерб. Т-ре муз. Драмы, на сцене к-рого с успехом выступала в операх и опереттах. В 1925 пела в опере "Кармен". На сцене моск. Большого т-ра, в 1926 и 1927 — в ГАТОБе в операх "Хованщина", "Кармен", "Пиковая дама". Гастролировала в Париже и Лондоне (1913—14, "Рус.

Сезоны". С. Дягилева), Барселоне (1922, 1925, 1927, 1929, 1933, 1947, 1948, 1950, 1951, 1960), Париже и Брюсселе (1922, выступала в симф. Концертах), Мадриде (1924, в составе париж. Рус. Оперы), в Монте-Карло (1928), Берлине и Лейпциге (1928). В конце 1926 уехала из СССР в Париж, где до нач. 1950-х гг. Выступала в Рус. Опере. Гастролировала также в Монтевидео (1929), Рио-де-Жанейро (1929), Буэнос-Айресе (1929, 1930, т-р "Колон"), Лондоне (1931, т-р "Лисеум", вместе с Ф. Шаляпиным), Бельгии (1934). Обладала ровным, не очень звучным голосом, в к-ром "было много красок, не ярких, но всегда наполненных содержанием". (С. Ле-вик)*.1-я исп. В Петрограде партий. Игуменьи ("Беатриса"), Эболи ("Дон Карлос").

Лучшая партия — Кармен (подготовила под рук. Ф. Литвин). Др. Партии. Федор ("Борис Годунов"), Хозяйка корчмы, Марина Мнишек, Хивря, Солоха ("Черевички"), Графиня и Полина ("Пиковая дама"), Ольга ("Евгений Онегин"), Лаура ("Иоланта"), Кончаковна, Лель, Бабариха. Розина ("Севильский цирюльник". Дж. Россини), Гензель. Партнеры. М. Бочаров, М. Бриан, И. Иванцов, К. Исаченко, Г. Поземковский, Н. Рождественский, Е. Садовень, Д. Смирнов, Ф. Шаляпин. Пела п/у Т. Бичема, Ж. Варсегера, М. Голинкина, А. Коутса, Э. Купера, С. Кусевицкого, А. И. Лабинского, А. Фистулари, Г. Фительберга, Н. Черепнина, М. Штеймана.Выступала также в опереттах. В 1926 один из критиков писал. "Крупная артистка с твердо установившейся художественной репутацией, превосходная певица, наделенная живым темпераментом, Давыдова с успехом справляется и с опереточным жанром.

Сравнительная ограниченность ее голосовых средств (для оперетты, впрочем, даже избыточных) вполне компенсируется безупречным владением ими, совершенным вокальным мастерством певицы". ("Жизнь искусства". 1926. № 31. С. 18).Выступала в камерных концертах в Париже, Барселоне (1929, 1947), Мадриде (1948), Брюсселе (1951), Монте-Карло (1951). Камерный репертуар певицы включал произв. М. Глинки, А. Даргомыжского, М. Мусоргского, А. Бородина, Ц. Кюи, С. Танеева, П. Чайковского, А. Гречанинова, Н. Римского-Корсакова, С. Рахманинова, А. Глазунова, С. Прокофьева, Ф. Шуберта, Ф. Листа, Г. Форе, М. Равеля, Д. Мийо. В симф. Концертах выступала п/у Э. Ансермэ. 1-я исп. Меццо-сопрановой партии в "Свадебке". И. Стравинского (13 июня 1923, п/у Э. Ансермэ, париж.

Т-р "Гете лирик"). Талант певицы высоко ценил И. Стравинский.Вела также режиссерскую деят-сть. В париж. Рус. Консерватории им. С. В. Рахманинова поставила оперы "Борис Годунов", "Царская невеста", в 1955 в Брюсселе — "Евгений Онегин". ("Королевский театр"), в 1959 в Барселоне — "Борис Годунов". (т-р "Лисео").23 и 24 ноября 1960 в Париже принимала участие в премьере балета С. Лифаря "Пиковая дама", в к-ром исп. Партию Графини.С 1950-х преподавала в париж. Рус. Консерватории, в 1958 давала уроки сцен. Мастерства в Барселоне.Записывалась на грампластинки в Петербурге ("Граммофон", 1914), в т. Ч. В ансамбле с Д. Смирновым.В 1963 приезжала в СССР.Имеется портрет певицы в роли Кармен худож.

С. Судейкина (1923—24).Соч. Мои артистические годы за границей. Воспоминания (рук., 1966) — в ГЦММК, ф. 305, ед. Хр. 1. Русская консерватория в Париже. — Там же, ф. 305, ед. Хр. 118.Лит. Левик С. Ю.* Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962. С. 631—632. Эмиль Купер. Статьи. Воспоминания. Материалы. Под общ. Ред. Г. Я. Юдина. — М., 1988. С. 37..

Значения в других словарях
Давыдова, Лидия Карл.

(б. Замужем за М. И. Туган-Барановским), переводч., р. 1869, † 22 д. 1900 в СПб., дочь Ал. Арк. Давыдовой.{Венгеров}. ..

Давыдова, Мария Августовна

— писательница. Дочь математика А. Ю. Д. (см.), род. В 1863 г. Ею написаны биографии Моцарта, Шумана и Мейербера для биографической библиотеки Павленкова. "Воспоминания об А. Г. Рубинштейне". ("Историч. Вестник", апр. 1899 г.), "Рубинштейн на Кавказе". ("Signale für die musikalische Welt", № 21, 1892) и др.{Брокгауз}. ..

Давыдова, Милитриса Ивановна

(урожденная Ермакова. Р. 25. 05. 1930)Род. В Москве в профессорской семье. Окончила Московский библиотечный институт (1952) и аспирантуру при нем (1955). Доктор пед. Наук, профессор. Работала гл. Библиографом ГБЛ (1956—70). Преподает в Московском ун-те культуры и искусств (с 1970).Печатается с 1941. Журнал "Мурзилка". Автор кн. Стихов. Остаются стихи. М., "Либерея", 1994. Шехе-резада. М., "Рекламная библиотечка поэзии", 1994. Печатается в журналах. "Библиотекарь..

Давыдова, Наталья Яковлевна

(1873—1926) — художница. С оживлением интереса к крестьянскому искусству (конец 19 — начало 20 в.), Д. С группой художников (Серов, Врубель, Якунчикова, Неврев, Остроухов, Коровин и др.), объединившихся вокруг семей Поленовых и Мамонтовых, работала над развитием художественной кустарной промышленности, популяризующей крестьянское искусство. Д. Совмещала в себе тонкого художника-производственника и исключительного знатока ручного крестьянского труда в самых различных его проявлениях, начиная от р..

Дополнительный поиск Давыдова, Мария Самойловна Давыдова, Мария Самойловна

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Давыдова, Мария Самойловна" в словаре Большая биографическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Давыдова, Мария Самойловна, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 26 символа