Дионисий Зобниковский

80

(в миру Давид Федорович) — преподобный, архимандрит Троице-Сергиева монастыря (ныне лавры), родился в 1570—1571 г. В городе Ржеве, где отец его был старостой Ямской слободы. При Старицком Успенском монастыре было какое-то училище, и здесь Д. Обучался грамоте у монахов Гурия и Германа. Благодаря своему прилежанию и выдающимся природным способностям, Д. Сделал большие успехи, но, как передает его "Житие", годы пребывания в школе были для него очень тяжелы, так как при своем мягком и скромном характере он терпел много всяких притеснений от товарищей, которые глумились над ним, "клич творяще", или "длани своя согнувше бияху пхающе", или, наконец, "свертки холщевые в руках имуще, уязвляху святого".

Достигши "совершенного возраста", Д. Думал постричься в монахи, но его родители воспротивились этому желанию, и он, женившись на некоей девице Вассе, становится священником в с. Ильинском, около Старицы. Это было в 1595—1596 г., а через 6 лет умирают его жена и двое сыновей, и таким образом порываются связи Д. С мирской жизнью. Он принимает монашество в Успенском Старицком монастыре и года через три (1605) достигает сана архимандрита в этой обители. Возвысившись таким образом в церковно иерархическом отношении, Д. Уже с самого начала обнаруживает то патриотическое направление, которое впоследствии являлось отличительной чертой его деятельности. Когда в Старицкий монастырь был сослан Лжедмитрием I сверженный с престола патриарх Иов, Д., несмотря на распоряжение из Москвы содержать его как можно строже, "во озлоблении скорбнем", принимает Иова, как безвинно преследуемого, сближается с ним, старается его успокоить, спрашивает у него, как у истинного патриарха, наставлений и приказаний.

При дальнейшем развитии смуты, охватившей Московское государство, в царствование Василия Шуйского, Д. Получает возможность проявить свой патриотизм в гораздо более широких размерах, выражать его всенародно. Прибыв в Москву еще в 1607 г., как полагает его новейший биограф, Д. Становится известным патриарху Гермогену и приобретает его расположение, а в следующем году он является уже ревностным помощником патриарха в деле охранения законного порядка, нарушаемого всякими политическими смутьянами. Он обращается с красноречивыми увещаниями к народу, восстававшему против Шуйского. Иногда за такое заступничество в пользу царя ему приходится, как передает его "Житие", подвергаться брани и побоям, однако, он остается неизменно верным своему долгу.

При подобном участии в политических событиях того тревожного времени, Д. Жил в Старицком монастыре только два года, последние же годы своего управления им он постоянно пребывает в Москве, до своего назначения 10-го февраля 1610 г. Архимандритом Троице-Сергиева монастыря, выдержавшего перед тем 16 месяцев осады. Через пять месяцев после назначения Дионисия к Троице произошло свержение с престола Василия Шуйского, Москва присягнула Владиславу, а затем последовал ряд событий, приведших к резне между поляками и русскими и к сожжению Москвы 19-го марта 1611 года. Известие об этом последнем факте немедленно достигло Троице-Сергиевского монастыря, и Дионисий отправил на помощь москвичам небольшой отряд под начальством Авраамия Палицына.

Между тем от Москвы к Троице двинулись пострадавшие от пожара и разорения, ища здесь убежище в своем отчаянном положении. "мнози испечены быша, а с иных власы с глав содраны, а у иных ремение из хребтов вырезаны, у иных на крест руки и ноги обсечены, а у иных чрева прожжены камением разженным". Многие, не будучи в силах добраться до монастыря, падали по дороге, так что и монастырь и окрестные слободы и деревни были наполнены умирающими или лишенными крова, одежды и пищи. В этот момент положение Дионисия было крайне затруднительным. Необходимо было оказать безотлагательно помощь бедствующему люду, помощь требовалась в самых широких размерах, а средств в распоряжении архимандрита было очень мало, так как монастырь, только что перенесший продолжительную осаду, еще не оправился и находился в очень стесненных обстоятельствах.

Дионисий проявил необычайную энергию. Весь отдавшись делу помощи пострадавшим, он, как говорится в его "Житии", не имел себе покою "не токмо на един день, но почти не на един час, и всегда дозирал болящих". Благодаря такой энергии, по свидетельству Симона Азарьина, "нагим одежда бысть, странным упокоение, нищим и гладным прокормление, от мраза изгибающим теплое утешение, странным и раненным и, конечно, издыхающим отпуск от сего света с напутием вечного живота, мертвым же погребение бываше". Как, однако, ни широка и напряженна была благотворительная деятельность Д., ею не ограничивалась его роль в это тяжелое для всего русского государства время. Дионисий явился одним из возбудителей того великого народного движения, которому суждено было восстановить расшатавшийся государственный порядок.

Он рассылает по городам грамоты о московском разорении, призывает всех русских людей ополчиться на защиту отечества. Значение этих грамот признается почти всеми исследователями, кроме И. Е. Забелина, который находит, что движение возбуждалось не Дионисием, а патр. Гермогеном. Нельзя, конечно, вполне принимать известий, идущих из Троицких источников, об исключительном значении грамот Дионисия, нельзя думать, что нижегородское ополчение поднялось лишь благодаря этим грамотам. Но с другой стороны нельзя и совсем отвергать влияние Троицкого призыва. "В созидании решения нижегородцев как отмечает новейший исследователь, действовало несколько сил. Приходившие к нижегородцам известия о крайних бедствиях государства будили в них патриотическую ревность вместе с сознанием необходимости выйти из печального положения.

Но, ослабленные силами, они не видели средств для выхода. Разные грамоты и отписки городов были новыми возбудителями духа нижегородцев в том же направлении". Огромное значение имели и грамоты патр. Гермогена, но Троицкая грамота была последним толчком, побудившим нижегородцев к действию. Как бы то ни было, после знаменитого похода Минина и Пожарского смута была подавлена, и в апреле 1613 г. Дионисий встречал в Троицком монастыре царя Михаила Феодоровича. В начале царствования Михаила, как известно, созывалось немало соборов земских для устроения разорившегося государства. Дионисий присутствует на этих соборах, но теперь его политическая роль уже не так важна. Для него открывается работа в наиболее близкой ему сфере.

8-го ноября 1616 г. Ему поручено было исправление церковнобогослужебных книг. Вместе с несколькими помощниками, из которых особенно выдавались Иван Наседка и Арсений Глухой, Дионисий принялся за работу, за разыскание лучших древних списков, на основании которых и производил проверку современного ему богослужебного текста. Изменения, внесенные этой проверкой в требник и др. Книги, показались настолько странными, что послышались голоса против Дионисия и его товарищей. Их заподозрили в еретичестве, в народе даже распространился слух, что они хотят истребить в мире огонь (так как они вычеркнули в молитве при водоосвящении слова. "и огнем"). Созванный в 1618 году, собор отлучил Дионисия от церкви и постановил сослать его в Кирилло-Белозерский монастырь.

Но в эту дальнюю ссылку оказалось невозможным проехать, и Дионисий был заключен в Новоспасский монастырь. Все эти испытания и унижения окончились в 1619 году, когда патриарх Филарет созвал новый собор для пересмотра дела Дионисия, который был с честью возвращен в Троицкий монастырь. На соборе в пользу Дионисия вероятно высказался иерусалимский патриарх Феофан, которого затем Дионисий принимал в своем монастыре. Дальнейшая жизнь Дионисия протекает в заботах об устроении вверенной ему обители. 10-го мая 1633 года он скончался.Во второй половине XVII в. Он причтен к лику святых.См. Костомаров, Русская ист. В жизнеописаниях, т. І. Его же, Смутное время. Забелин, Прямые и кривые в смутное время. М. 1898. Скворцов, Дионисий Зобниковский, архимандрит Троице-Сергиева монастыря Тверь.

1890.А. Бороздин.{Половцов} Дионисий Зобниковский(в миру Давид Федорович) — архимандрит Троицко-Сергиевой лавры. Род. В городе Ржеве около 1570—71 гг. Был сельским священником. По смерти жены постригся в монахи Богородицкого монастыря (в Старице). В 1605 г. Там же был поставлен в архимандриты. Часто ездил в Москву по делам монастыря, сошелся с патриархом Гермогеном и не раз выходил вместе с ним для увещания народа, возмущавшегося против Шуйского. В начале 1610 г. Д. Был возведен в звание троицкого архимандрита. Прежде всего ему пришлось устраивать Лавру после осады ее поляками, продолжавшейся 16 месяцев, призревать больных и голодных и погребать умерших. Сохранилось известие, что в течение 3-х недель, следовавших за его приездом в монастырь, было погребено более 3000 чел.

Важной услугой были и грамоты, которые он рассылал с гонцами по городам, призывая всех ратных людей для спасения отечества от поляков и возбуждая богатых к пожертвованиям. В этом деле ему сильно помогал келарь монастыря, Авраамий Палицын. По мнению некоторых исследователей, грамотой Д. Были подняты Минин и нижегородцы. Когда Пожарский и Минин шли к Москве, Д. И Палицын писали к ним грамоты, торопили их идти скорее, чтобы предупредить Ходкевича, уговорили казаков примкнуть к отряду Пожарского и тем способствовали окончательному освобождению Москвы от поляков.Когда, по воцарении Михаила Федоровича, был восстановлен в Москве Печатный двор и приступили к печатанию церковного Требника, то это дело поручили Д., дав ему в помощники хорошо знакомых "с книжным учением, грамматикой и риторикой".

Троицких монахов Арсения и Антония и свящ. Ивана Наседка. Рассматривая старый "Потребник", Д. Нашел в нем неправильности и ошибки и решился устранить их. Затем он исправил и некоторые другие богослужебные книги, отпечатал и разослал евангельские и апостольские беседы, переведенные некогда Максимом Греком. Это возбудило против него многих монахов и священников, которые нашли поддержку у крутицкого митрополита Ионы и матери царя, и Д. Был вызван в Москву, где должен был защищаться от обвинений. Сильные противники скоро объявили его еретиком, приговорили к пене в 500 р. И, за неимением у него денег, пытали его в течение нескольких дней, а затем заточили в московском Новоспасском монастыре. Поставленный в 1619 г.

В патриархи, Филарет, вместе с иерусалимским патриархом Феофаном, рассмотрел дело Д., нашел его правым и "с честью воротил". В Троицкий монастырь. Принимая разные меры к улучшению хозяйства и быта монастыря, Д. Старался искоренять пороки монахов, но этим вооружил их против себя. Они поссорили его даже с Филаретом, который подверг его 3-дневному тюремному аресту, и все настоятельство Д. Сделали для него временем тяжких испытаний и невзгод, пользуясь его кротким и добрым характером. Умер Д. В мае 1633 г.Ср. Горский, "Историческое описание Лавры". Забелин, "Пожарский". (М., 1884). Костомаров, "Русская история в жизнеописаниях", т. I. Поспелов, "Преп. Дионисий, архимандрит Троицкого-Сергиева монастыря".

(в "Чтениях общ. Любит. Духовного просвещения". За 1865 г., ч. II). Скворцов, "Дионисий Зобниковский, арх. Тр.-Серг. М-ря". ("Ист. Исслед.", Тверь, 1890).В. Рудаков.{Брокгауз}.

Значения в других словарях
Дионисий Збируйский

Епископ хельмск. 1590—1596 г. † 1604 г.{Половцов}. ..

Дионисий Звенигородский

(кн. Даниил Иванович. Прозванием Лупа) — инок Иосифова волокол. Монаст., иконописец и книгописец, известный уже с начала XVI в. † 31 октября 1538 г. В глубокой старости в Иосифовом мон., завещав ему свою библиотеку.{Половцов}. ..

Дионисий Крапивин

Архим. Венево-никол. Мон., 1742—1749 г.{Половцов}. ..

Дионисий Кучин

Архимандр. Преобр. Мон., в Казани, 1683—90 г.{Половцов}. ..

Дополнительный поиск Дионисий Зобниковский Дионисий Зобниковский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дионисий Зобниковский" в словаре Большая биографическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дионисий Зобниковский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 21 символа