Евреинов, Николай Николаевич

91

[1879—] — драматург и театральный теоретик. По исходной точке зрения своего изощренного эстетизма он очень близок Оскару Уайльду (см.). Как Уайльд скорбел об "упадке лжи", видя в ней принцип высшего творчества, так и Е. Считает признаком общекультурного оскудения "упадок позы и фразы". И выдвигает врожденный человечеству инстинкт "театральности". Основой всякого "жизненного порыва". И "творческой эволюции". Этот "магический". Инстинкт театрального "преображения". И игры рисуется Е. Как "всемагнит и всемотор". Человечества во всем его историческом пути. Таким образом мировоззренчески-эстетическая точка зрения Е. Шире непосредственного понятия искусства, она — искусство жизни, она — по его определениям — "театрократия", "театр для себя".

Подобно Уайльду и Е. Тянет при этом часто ко всему вычурному, пряно-эротическому и извращенному, к "гимну-позе".Самое происхождение театра Евреинов хочет видеть в фаллическом культе Диониса и связанном с ним аграрно-эротическом разгуле, вначале носившем жестокий, вплоть до жертвоприношений, характер и только позже смягчившемся до того, что Плутарх мог уже говорить о нем, как о празднике веселом и простом.В области театрального метода Е. Долгое время увлекался вполне совпадающей с его мировоззрением и по существу перерастающей рамки театра идеей монодрамы. Сущность монодрамы — в такой реконструкции литературно-театрального образа, когда театральная драма становится "моей драмой", т.

Е. Драмой самого зрителя, который тем самым делается действующим лицом. Произведением, близким к монодраматической форме, он считает "Черные маски". Леонида Андреева. Не получив удовлетворения в таком монодраматическом построении спектакля на сценах больших театров (театры Комиссаржевской и Суворина в Петербурге), Е. Со всей страстностью переносит свои искания в область малых форм сценического гротеска ("Веселый театр". И театр "Кривое зеркало", руководимый известным театральным критиком А. Р. Кугелем). Крайний субъективизм, эстетический культ "искусственности". Е. Были конечно только отражением пресыщенности эпохи буржуазного "декаданса". (упадочничества), имевшего в Евреинове одного из ярких, темпераментных и разносторонних выразителей.Библиография.

Введение в монодраму, СПб., 1909. Испанский театр XVI — XVII вв., Сб. Ст. Дризенa H., Mиклашевского К. И Евреинова Н., СПб., 1911. К постановке "Хильперика", Реферат, СПб., 1913. Pro scena sua. Режиссура. Лицедеи. Посл. Проблемы театра, СПб., 1913. Театр как таковой. Обоснование театральности в смысле положительного начала сценического искусства и жизни, СПб., 1913 (2-е дополн. Изд. Под ред. П. Ярославцева, П., 1923). Драматические сочин., т. II, СПб., 1914. Театр для себя, ч. 1, СПб., 1915. Происхождение драмы. Первобытная трагедия и роль козла в ее возникновении, Фольклористические очерки, П., 1921. Первобытная драма германцев. Из праистории театра германо-скандинавских народов, П., 1922. Театральные инвенции, М., 1922. Театральные новации, П., 1922.

Театрализация жизни. (Поэт, театрализующ. Жизнь), [характеристика В. Каменского], М., 1922. "Самое главное". Для кого комедия, а для кого и драма, в 4 д., П., 1921. Оригинал о портретистах. (К проблеме субъективизма в искусстве), М., 1922. Драматические сочин., т. III (Пьесы из репертуара "Кривого зеркала"), П., 1923. Азазель и Дионис. О происхождении сцены в связи с зачатками драмы у семитов, предисл. Б. И. Кауфмана, М., 1924. Эм. Бескин.{Лит. Энц.} Евреинов, Николай Николаевич Род. 1879, ум. 1953. Режиссер, драматург, теоретик и историк театра. Один из создателей "Старинного театра". (1907—08, 1911—12), главный режиссер театра "Кривое зеркало". (1910—14). С 1925 г. В эмиграции (Франция). Наиболее известные постановки.

"Похищение из сераля". Моцарта (1925, Ленинград), спектакли "Русской оперы". В Париже (1929— 30, "Снегурочка", "Сказка о царе Салтане", "Руслан и Людмила"). Работал также в Праге..

Значения в других словарях
Евреинов, Н.

(Никол. Вас.?), сотр. "Журн. Мин. Пут. Сообщ.". 1898 г., р. 1845.{Венгеров}. ..

Евреинов, Никол. Никол.

Драмат. И исслед. Театра, р. 13 ф. 1879, в Москве, режиссер "Крив. Зерк.". В СПб.{Венгеров}. ..

Евреинов, П.

Авт. Книг о судоходстве и паровых двигат. (1880 гг.).{Венгеров} Евреинов, П.авт. Описания моск. Оруж. Палаты (1834).{Венгеров}. ..

Евреинов, П. А.

Поэт и драмат. 1903 г.{Венгеров}. ..

Дополнительный поиск Евреинов, Николай Николаевич Евреинов, Николай Николаевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Евреинов, Николай Николаевич" в словаре Большая биографическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Евреинов, Николай Николаевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Е". Общая длина 28 символа