Иванов, Андрей Владимирович
(р. 29.01.1958) — спец. По теории познания и филос. Культурологии. Д-р филос. Наук, доц. Род. В Москве. Окончил филос. Ф-т МГУ (1984). С 1985 — асс. Кафедры диалектич. Материализма филос. Ф-та МГУ (с 1990 — кафедра систематической филос.), с 1992 — доц. Этой кафедры. Докт. Дисс. — "Природа сознания. Онтологические основания, гносеологическая структура, культурно-синтетический потенциал". (1998). Зам. Гл. Ред. Ж. "В. МГУ. Сер. Философия", зам. Гл. Ред. Словаря "Философы России XIX—XX столетий. Биографии, идеи, труды". (М., 1993. 2-е изд. — М., 1995). Член ред. Совета III изд. Этого словаря (1999). Вице-президент обществ. Культурно-экол. Фонда "Алтай — 21 век". В конце июня 2000 переехал на работу в Алтайский край. В наст. Время — проф. Алтайского гос.
Ун-та (г. Барнаул). В работах И. Систематически развивается софиологическое направление рус. "метафизики всеединства". Дается совр. Филос. Интерпретация и науч. Экспликация идеи Софии как многоуровневой материально-идеальной (или энерго-инфор-мац.) субстанции, лежащей в основе возникновения многообразных жизненных форм в Космосе и обеспечивающей их информац. Упорядоченность и взаимодействие (со-знание). Разрабатывается онтол. Учение о сознании человека как органической и конструктивной части единой софийной реальности, представляющей собой не только опосредованную физ. Действием и техн. Устройствами, но и непосредственную эволюционную силу в Космосе, способную к безграничному совершенствованию. Софийная онтология сознания дополняется выделением его гносеол.
Структуры, включающей четыре сферы (телесно-перцептивную, эмоционально-аффективную, логико-понятийную и ценностную) и три уровня (бессознательный—сознательный—сверхсознательный). Обосновывается идея, что важнейшим органом жизнедеятельности сознания, интегрирующим все его уровни и сферы, а также выступающим носителем глубинного Я личности, является сердце с такой присущей ему познавательной способностью как разум сердца (или сердечное ведение). В культурол. Плане И. Доказывает взаимодополнительность важнейших сфер дух. Творч. (дух. Культуры) человека (религии, науки, филос., мистики и искусства), поскольку они основываются на деятельности разл. Познавательных способностей сознания и потому несводимы друг к другу.
Вместе с тем формулируется ряд эвристических принципов, позволяющих разл. Сферам дух. Культуры вести продуктивный и взаимообогащающий диалог и тем самым образовывать соборное единство Духа. Рассматривая в историософском аспекте отношения между культурно-географическими мирами Востока, Запада и России-Евразии, И. Видит их различия в специфике временного существования (примат, соответственно, природно-телесного, соц. И дух.-космич. Времени) и отсюда объясняет закономерную смену их ист. Лидерства. Специфика культурно-ист. Бытия России в доминирующем дух.-космич. Времени — времени личного совершенствования и соборного преобразования мира на дух.-нравств. Основе — является важнейшей онтол. Предпосылкой ее цивилизац. Лидерства в XXI веке, к-рое будет связано с переходом от техногенно-потребительской, олицетворяемой странами Запада, к дух.-экол.
(или ноосферной) цивилизации. В этом плане обосновывается тезис о наличии на территории России—Евразии уникальных биосферно-ноосферных регионов, обладающих необходимым природно-культурным потенциалом для стратегического дух.-экол. Цивилизац. Прорыва.Соч. О свободе определения и об определении свободы // ФН. 1990. № 11. Философская судьба Э.Кассирера // В. МГУ. Сер."Философия". 1990. № 2. Социально-правовой Космос России. Суждено ли сбыться мечте // В. МГУ. Сер."Философия". 1992. № 2. Уровни русского самосознания // В. МГУ. Сер."Социально-политические исследования". 1993. № 6. Запад—Россия—Восток (сравнительно-типологический анализ познавательных стратегий и ценностных ориентации). М., 1993. Четвертая печать. Эскизы к феноменологии русского духа.
[В соавт.]. Тверь, 1993. Сознание и мышление. М., 1994. На пороге III тысячелетия // Москва. 1994. № 2. Принципы формирования культурного Космоса // В. МГУ. Сер."Философия". 1994. № 2. "Андреев Д.", "Бакунин М.А.", "Блаватская Е.П.", "Герцен А.И.", "Данилевский Н.Я.", "Мечников Л.И.", "Милюков П.Н.", "Новгородцев П.И.". (ч.2), "Победоносцев К.П.", "Потебня А.А.", "Pepux H.K.", "Розанов В.В.". (Ч.1), "Солоневич И.Л.", "Сорокин П.А.". [совм. С Алексеевым П.В.], "Тихомиров Л.А.". (ч.1), "Трубецкой Е.Н.". [совм. С Алексеевым П.В.], "Туган-Барановский М.И.", "Федоров Н.Ф.".
[совм. С Алексеевым П.В.], "Флоренский П.А.". (ч.2.), "Щербатской Ф.И.", "Юркевич П.Д.". // Философы России XIX—XX столетий. Биографии, идеи, труды. 3-е изд. М., 1995. Философско-богословская идея Софии. Современный контекст истолкования // В. МГУ. 1996. № 2. Эпоха софийного мыслетворче-ства. Сущность и перспективы становления // Делъфис. 1997. № 3. Уникальные биосферные регионы как стратегический ресурс России—Евразии (на примере Горного Алтая) // Проблемы региональной экологии. 1997. № 3. Ноосферная цивилизация. Сущность и закономерности становления. [В соавт.] // Россия Азиатская. 1998. № 2. Время великого размежевания. От техногенно-потребительской к духовно-экологической цивилизации. [В соавт.] // В. МГУ. Сер."Философия".
1999. № 6. Пути противостояния современному иррационализму // Там же. 2000, № 6. Мир сознания. Барнаул, 2000. Духовно-экологическая цивилизация. Устои и перспективы. Барнаул, 2001..
Дополнительный поиск Иванов, Андрей Владимирович
На нашем сайте Вы найдете значение "Иванов, Андрей Владимирович" в словаре Большая биографическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Иванов, Андрей Владимирович, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "И". Общая длина 27 символа