Ипатий Поцей

69

(в миру Адам Львович) — униантский митрополит киевский, род. В 1541 г., умер 18 июля 1613 г. Сын литовского подскарбия, православного вероисповедания, родился в с. Рожанке (седлецкой губернии). Учился в кальвинской школе и в Краковской академии. Поступив на службу к кн. Радзивилу, Поцей сделался кальвинистом и оставался им до 33-летнего возраста. Затем перешел на государственную службу, причем возвратился (около 1574 г.) в православие. В 1580 г. Он был уже земским судьею в Бресте, а в 1589 г. — сенатором и брестским каштеляном. Воспитанный вне живых связей с православною церковью, Поцей не был тверд в православной вере и вскоре стал обнаруживать склонность к католической церкви. Очень сильное влияние на него в этом деле имели папский нунций Коммендони и Петр Скарга.

20 марта 1593 г., король Сигизмунд III, по настойчивому желанию кн. К. К. Острожского, назначил Поцея епископом Владимирским и брестским. Поцей посвящен был в сан во Владимире луцким епископом Кириллом Терлецким. Посвящение Поцея в на эту кафедру было большим приобретением для задуманного польским правительством дела унии, так как умом, образованием, аристократическими связями, он превосходил всех тогдашних православных западно-русских епископов. Уже 21 мая 1594 г. Стало известным, что Сигизмунд III предположил послать его вместе с Терлецким депутатами в Рим для заключения унии. 2 декабря 1594 г. Они оба подписали акт, ими же и составленный, о намерении их соединиться с римскою церковью и привести к соединению с нею все духовенство и весь народ западнорусский.

Затем начались хлопоты их по собиранию подписей других епископов о согласии их на унию, за что Сигизмунд III грамотой 18 февраля 1595 г. Выразил Поцею свое одобрение. При руководящем участии Поцея составлены и подписаны 1 июня 1595 г. Митрополитом и епископами условия унии, а 12 июня того же года — соборное послание к папе с изъявлением согласия на принятие унии. 24 сентября 1595 г. Поцей с Терлецким отправились из Кракова в Рим, куда и прибыли 15 ноября. 23 декабря 1595 г., на торжественной аудиенции, данной им Климентом VIII, провозглашена уния западной русской церкви с Римом, причем Поцей прочел по латыни вполне римское исповедание веры, вопреки данным ему от его собратий полномочиям. Поцей с Терлецким явились главными деятелями и на Брестском соборе (6—9 октября 1596 г.) После этого собора Поцей пустил в ход все насильственные меры к фактическому введению унии, между прочим силою отнял у Брестского православного братства устроенную им школу, так что в начале 1598 г.

Православные послы внесли на Варшавский сейм "позыв". На Поцея за все его насилия. Позыв этот, однако, не имел для Поцея никаких дурных последствий, а напротив, 26 сентября 1599 г. Сигизмунд III назначил Поцея киевским митрополитом, с сохранением за ним же и Владимирской епархии. С этих пор Поцей еще энергичнее начал действовать против православных, особенно в Вильне. В 1601 г. Он вытеснил из Виленского монастыря Свято-Троицкое братство и когда оно основалось при Свято-Духовском монастыре, всеми средствами продолжал его и тут преследовать. В 1605 г. Совсем отнял у виленского магистрата в свое непосредственное распоряжение Троицкий монастырь. Усиленно старался овладеть и Киево-Печерской лаврой, однако безуспешно.

При покровительстве короля он оставался всегда безнаказанным. В 1600 г, король объявил его оправданным по известному "позыву". Папа выразил ему благодарность. Борьба Поцея с православными, особенно с Духовским братством, принимала все более и более насильственный характер. Самовольные действия Поцея, особенно назначение им на должность наместника Рутского, возбудили против него даже то высшее виленское белое и черное духовенство, которое раньше подчинилось ему, приняв унию. Теперь же и оно отказалось ему повиноваться. Начался длинный судебный процесс Поцея с православными виленцами, окончившийся полной победой Поцея, передачей ему (в 1609 г.) всех виленских церквей (кроме Духовской) и покушением тогда же на его жизнь в Вильне.

В 1609 г. Он захватил киевский Софийский собор. Умер Поцей 18 июля 1613 г. Во Владимире Волынском и погребен в кафедральном Владимирском соборе.Батюшков. "Памятники русск. Стар. В зап. Губ.", VIII. Трипольский, "Униатский митр. Поцей". В "Трудах Киев. Дух. Акад.", 1877. Макарий, "Ист. Русск. Церкв.",тт. IX, X.{Половцов}.

Значения в других словарях
Ипатий (Поцей)

Униатск. Митропол. Киевск., р. 1541 в с. Рожанке, Седлец. Губ., с. Литовск. Подскарбия, † во Владим. Волынск. 18 июля 1613.{Венгеров} Ипатий (Поцей)униатск. Еписк. Владимира-волынск. 2-й киев. Митропол. Униат. С 1599 г. † 1613 г. 8 июля.{Половцов}. ..

Ипатий Потей

(или Поцей. Адам Львович) — митрополит Киевский и Галицкий, управляющий Владимиро-Волынской епархией.Родился в 1541 году в селе Рожанке Седлецкой губернии в семье литовского подскарбия.Учился в кальвинистской школе, затем в Краковской духовной академии. Поступил на службу к князю литовскому Николаю Радзивиллу Черному — главному насадителю и распространителю учения Кальвина в Литве, сам сделался кальвинистом и оставался им до 33-летнего возраста.Около 1574 года возвратился в Православие и перешел..

Ипатий, 1663 г.

Строитель Вепревой пустыни, Переяслав. У.{Половцов}. ..

Ипатий, 1681—82 г.

Строит. Полистск. Николаевск. Мон.{Половцов}. ..

Дополнительный поиск Ипатий Поцей Ипатий Поцей

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ипатий Поцей" в словаре Большая биографическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ипатий Поцей, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 12 символа