Нафанаил
— игумен Киевского-Михайловского монастыря, автор сборника догматико-полемических статей против униатов, известного под названием "книги о вере единой". Жил в конце XVI — первой половине XVII вв. Южно-русс по происхождению, образование получил в низшей школе иезуитской коллегии, по-видимому, не окончив ее, где "от езувитов в мале не прельщен был". Ревнуя о защите православия от иезуитского "прельщения", Нафанаил составил в Киеве около 1644 г. Сборник в 30-ти главах под заглавием. "Книжицка или списание о вере Православной, о св. Церкви восточной, о изряднейших правоверных артикулах, от божественного писания, путного ради случая, в гонении от нужды собрана". — "Палинодия".
Захария Копыстенского, так называемая "Азариева книга о вере". И "Апокрисис". Христофора Филалета послужили главными источниками сборника (25 глав из 30-ти было взято из них). Но, верный своей задаче — дать в руки православным южно-руссам не полемическое произведение, а сборник кратких и ясных сведений о догматических вопросах, в которых православные расходятся с униатами и латинянами, Нафанаил тщательно удалял из своих источников их личный характер и сглаживал их полемические выходки. В 1648 г. "Книга о вере". Была переведена с белорусского языка на Москве, несколько дополнена и напечатана "тщательством". Царского духовника Стефана Вонифатьева. Несмотря на свой чисто компилятивный характер, "Книга о вере".
Имела большее значение, чем ее источники, как среди историков церкви, так в особенности, среди старообрядцев. Старообрядческие писатели ХVІІ в., развивая свое учение о чтении 8-го члена символа веры, о двуперстии и особенно о явлении в мир антихриста в 1666 г., нашли в той же книге подтверждения своих положений. "Книга о вере". По этой причине была два раза переиздаваема старообрядцами. В 1785 г. (Гродно) и в 1876. Г (Псков).Филарет, "Обзор русской духовной литературы", изд. 3-е, стр. 179. Н. Докучаев, "О так называемой "Книге о вере единой". ("Черниговские епархиальн. Ведом.". 1867 г. №№ 17, 18. 1868 г. №№ 8, 16, 17, 20, 21. 1869, № 3). "Русская Историч. Библиотека". Т. IV, примечания, № 29.
Гр. Дементьев, "Критический разбор так называемой "Книги о вере", сравнительно с учением глаголемых старообрядцев". СПб., 1883 г. Э. И. Калужняцкий, "Игум. Нафанаила "Книга о вере", ее источники и значение в истории южно-русской полемической литературы. ("Чтения Имп. Моск. Общ. Ист. И Древн.". 1886 г., кн. IV). Материалы для истории раскола, изд. Н. Субботиным, т. VI, стр. 143. Д. Цветаев, "Литературная борьба с протестантством в Московском Государстве". Его же, "Протестантство и протестанты в России", М., 1890 г., стр. 670—673.А. Ш—в.{Половцов} Нафанаилигум. Киево-Михайл. М-ря, авт. "Книги о вере". (около 1644).{Венгеров} Нафанаилдух. Писат., р. 30 окт. 1864, еписк. Уфимский и Мензелинский.{Венгеров} Нафанаилархимандрит (в мире — Николай Кузнецкий), из мещан-евреев м.
Теофильполя, Волынской губ., р. 1826, † 6 янв. 1887.{Венгеров} Нафанаил(в мире — Николай Игнат. Леадров), с. Свящ., р. 30 нояб. 1813 в Рыбинском у., Яросл. Губ., еп. Екатеринб. Епарх., † 10 янв. 1888 в Екатеринбурге.{Венгеров} Нафанаил(в мире — Вас. Ив. Павловский), с. Свящ., Шенкурского у., р. 8 мар. 1791, архиеп. Псковск., † 28 июля 1849.{Венгеров} Нафанаил(в мире — Ник. Ив. Савченко), архиеп. Черниговский, с. Свящ. Курск. Еп., † 3 мар. 1875.{Венгеров} Нафанаил(в мире — Ник. Соборов), еп., упр. Спасо-Андрониевым монастырем (1901).{Венгеров} Нафанаил(в мире—Троицкий), дух. Писатель, еп. Козловский.{Венгеров}.
Дополнительный поиск Нафанаил
На нашем сайте Вы найдете значение "Нафанаил" в словаре Большая биографическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Нафанаил, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Н". Общая длина 8 символа