Рачинский, Сергей Александрович

146

— ботаник и известный деятель по народному образованию. Род. В 1836 г. Учился в Московском университете, получил степень магистра ботаники за диссертацию "О движении высших растений". (М., 1859). Ко времени профессорской деятельности Р. В Моск. Унив. Относится несколько самостоятельных работ по его специальности ("О некоторых химич. Превращениях растительных тканей", М., 1866) и превосходных научно-популярных очерков, печатавшихся в "Русском вестнике". "Цветы и насекомые". И др. В 1867 г. Р., оставив профессуру, поселился в деревне, а в 1875 г. Всецело посвятил себя народной школе в селе Татеве Бельского у. Смоленской губ. Переселясь из барского дома в школу, он начал жить одною жизнью со своими учениками.

Кроме детей, Р. С самого начала его деятельности окружали и юноши-крестьяне, которых он подготовлял в учителя для окрестных сел и для которых сохранял значение руководителя и наставника. Для учеников из соседних деревень при школе устроено было общежитие. На общей молитве, довольно продолжительной, ученики пели церковные песни. По субботам сам Р. Читал евангелие по церковнославянски и по-русски, с краткими объяснениями. Школа Р. В тех скромных пределах, которыми она ограничила свою деятельность, достигла блестящих результатов. По совершенной исключительности условий, при которых они достигнуты, они не могут, конечно, служить критерием тех принципов, которые проводит Р. В своих педагогическо-литературных трудах, желая создать согласный с ними общий тип народной школы.

В своих "Заметках о сельских школах". (СПб., 1883), напечатанных "по распоряжению обер-прокурора Св. Синода". И появившихся накануне издания правил о церковноприходских школах, Р. Высказывается за передачу всего дела начального образования безраздельно в ведение духовенства, хотя в то же время не признает за духовенством исторических заслуг в деле народного образования, а в позднейших своих статьях не скрывает и весьма холодного отношения современного сельского духовенства к народной школе. Р. Особенно налегает на то обстоятельство, что наша сельская школа в отличие от западной возникает "при глубоком равнодушии образованных классов". (что совершенно неверно). Устраивается самим народом "при весьма слабом участии духовенства".

— и тем не менее направление в ней чисто церковное. Народ ищет "не житейского, а возвышенного учения". Он прежде всего желает, чтобы учащиеся знали церковнославянский язык, умели читать часослов, псалтирь и др. Богослужебные книги, знакомились с церковным пением. В этом национально-религиозном характере народной школы Р. Видит ее силу и соответственно этому ограничивает курс ее обучением грамоте, преимущественно по церковным книгам, да арифметикою, одобряя и уставное письмо с печатными церковнославянскими буквами. При более продолжительном времени для занятий, при более правильном посещении школы и при двух учителях Р. Вводит в программу еще геометрию, физику, отчасти географию и историю. Сообщения попутно некоторых знаний о природе и отечестве, возможного и для обыкновенной начальной школы, Р.

Не признает. Отвергает Р. И "немецкие". Методы преподавания. В основании преподавания русского языка он кладет язык церковнославянский со всеми его грамматическими формами, чтение в школе на этом языке, параллельно с русским переводом, евангелия, псалтири и др. Богослужебных книг. При таком курсе знание русского языка, по мнению P., приложится уже само собою. В курсе грамматики Р. Держится, однако, Греча, т. Е. "немецкого". Метода, который воспринят был у нас лет 70 тому назад и потому считается русским. Для чтения в народной школе — для которого, впрочем, по системе Р. Едва ли найдется много досуга — Р. Назначает Гомера, Шекспира, Пушкина, Жуковского, семейную хронику Аксакова, некоторые произведения Лажечникова, Загоскина, Даля, А.

Толстого, но решительно исключает Гоголя и др. Писателей сороковых годов. Изображая в самых мрачных красках "духовную атмосферу, которою 30 лет дышала наша сельская школа", руководимая светскими народными учителями, этим "новым классом людей, презирающих народ и ненавидимых народом", Р. Находит, что "училищем благочестия и добрых нравов". Наша сельская школа все это время не была, потому что "жизнь образованных классов учила распущенности и безбожию", и этой же причине приписывает упадок творчества во всех сферах духовной жизни народа. Но в не менее мрачных красках рисует он и современное сельское духовенство, в руки которого он предлагает отдать сельские школы. Оно является в его изображении "сословием запуганным, но вместе жадным и завистливым, униженным, но притязательным, ленивым и равнодушным к своему высшему призванию, а вследствие того и не весьма безукоризненным в образе жизни".

Это плачевное состояние духовенства, по убеждению Р., не может быть изменено реформами, мероприятиями, идущими свыше. Для этого "нужен личный подвиг, бесконечно тяжкий, до смешного скромный — и потому великий. Нужно, чтобы люди с высшим образованием, с обеспеченным достатком, не принадлежащие к касте духовной, принимали на себя, по одной любви к Богу и ближнему, тяжкий крест священства". Другой способ обновления духовного сословия Р. Видит в привлечении к нему свежих сил из среды крестьянства. Тем не менее Р. Утверждает, что школа, поступив в ведение духовенства, возвысит последнее. Народ с его не нуждающимся в свободе высоким религиозно-просветительным началом приведет духовенство к пониманию его призвания.

И о народе, однако, Р. Отзывается неодобрительно, находя, что "в настоящее время, в минуту пробуждения в нашем народе сознательного христианства, пьяный разгул слишком часто заглушает в нем всякое движение духа", вследствие чего является настоятельная необходимость в "скором и решительном повороте". Вообще трудно разобрать, кто, по мнению Р., сохранил источник жизни. Народ ищет спасения у священников, но священники плохи, и народ сам должен спасать их. Вместе с тем народ плох и ждет спасения от интеллигенции, которая тоже плоха и может быть спасена лишь народом. Сборник статей Р. Вышел под загл. "Сельская школа". (М., 1891 и 1898, с вводною статьей о школе в с. Татеве последователя Р., Горбова).

Р. Принадлежит еще брошюра "Народное искусство и сельская школа". (М., 1882). Ср. М. Ш., "Новый план устройства народной школы". ("Вестник Европы", 1883, 8). Полетаев, "С. А. Р.". (Оренб., 1891).{Брокгауз} Рачинский, Сергей Александрович (дополнение к статье)— умер в 1902 г. Его последние труды. "Письма к духовному юношеству о трезвости". (М., 1899). "Сельская школа. Сборник статей". (изд. 5, СПб., 1902). "Геометрические забавы". (ib., 1901). "1001 задача для умственного счета. Пособие для учителей сельских школ". (ib., 1899). См. С. Танаевский, "Памяти С. А. Р.". (Казань, 1904). Его же, "С. А. Р., как борец за трезвость народную на церковно-школьной почве". (Вятка, 1899).

H. Горбов, "С. А. Рачинский". (СПб., 1903). Переписка Р. С самыми разнообразными, знакомыми и незнакомыми, лицами и по самым разнообразным вопросам (в 60 переплетенных томах, с обозначением срока, после которого она может поступить в общее пользование), хранится в Импер. Публичной Библиотеке. Часть писем еще не разобраны. Всего, по мнению Н. Горбова, их получится свыше 150 томов.{Брокгауз} Рачинский, Сергей Александровичпрофессор ботаники Моск. Университета. Род. 1836 г.{Половцов} Рачинский, Сергей Александрович(1836—1902) — русский деятель в области нар. Просвещения. Д-р естественных наук, проф. Моск. Ун-та. В 1868 организовал в своем имении нач. Школу, где и учительствовал, стремясь развить у крестьянских детей матем.

Способности, вызвать у них интерес к математике. Это отражено в известной картине бывшего ученика этой школы М. П. Богданова-Бельского "Устный счет в начальной школе С. А. Рачинского". Р. Написал и опубликовал неск. Кн. И ст., предназначенных для школы. "1001 задача для счета в уме", "Арифметические забавы". И др..

Значения в других словарях
Рачинский, Дмитрий Дмитриевич

(р. 27.05.1946) — спец. По теории онтологии, общей методологии науч. Познания и филос. Техники. Канд. Филос. Наук, доц. Род. В г. Ступино Моск. Обл. Окончил МГПИ им. В.И.Ленина (1971). С 1973 зав. Метод, кабинетом. Асп. Кафедры ТСХА (1975—1978). Асс., ст. Преп. С 1987 — доц., с 1993 зав. Кафедрой филос. И социологии Моск. С.-х. Академии им. Тимирязева. Канд. Дисс. — "Гуманистическая направленность технического прогресса и общества". (1985). В ряде работ Р. Анализируется система дух.-мат..

Рачинский, П.

Почетный попечитель Смоленской губерн. Гимназии и благород. Пансиона. Его речь напечатана в Москве 1841 г.{Половцов}. ..

Рачителев, Иван Иванович

Генеральный директор АО "Саратовхимтяжстрой". С 1991 г. Родился 5 января 1948 г. Образование — высшее. Награжден орденом "Знак Почета". Женат, имеет двоих детей. Увлечения. Грибы, охота, спорт.. ..

Рачкевич, Евдокия Яковлевна

— летчик-бомбардировщик, гвардии подполковник. Участница Великой Отечественной войны с февраля 1942 г. Воевала в составе 588 (46 гв.) нбап, была комиссаром полка. После войны продолжала служить в ВВС.. ..

Дополнительный поиск Рачинский, Сергей Александрович Рачинский, Сергей Александрович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Рачинский, Сергей Александрович" в словаре Большая биографическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Рачинский, Сергей Александрович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 31 символа