Файко, Алексей Михайлович
[1893—] — советский драматург. Род. В дворянской семье. Окончил московскую гимназию, в 1917 — историко-филологический факультет Московского ун-та. Первые литературные опыты, которые носили печать эстетизма, увлечения символизмом, относятся к дореволюционному времени. С 1921 Ф. Выступает в качестве клубного инструктора, лектора, сценариста (театр "Летучая мышь"), режиссера (вторая студия МХАТ) и наконец драматурга (комедия "Карьера Пирпонта Блэка"). Первая пьеса, доставившая автору известность драматурга, — "Озеро Люль", поставлена московским Театром Революции в ноябре 1923. Затем последовали — "Учитель Бубус". (бывший театр им. Мейерхольда, 1925), "Евграф, искатель приключений".
(бывш. Второй МХАТ, 1926). "Человек с портфелем". (Театр Революции, 1928), "Неблагодарная роль". (МХАТ, 1932), "Концерт". (Театр Революции, 1936). В 1939 награжден орденом "Знак Почета".Ф. — автор преимущественно одной темы — темы интеллигенции, ищущей своего пути в революции. Основные герои Ф. — это люди с индивидуалистическим сознанием, остро переживающие разлад между личным и общественным. Крушение индивидуализма как историческая неизбежность в социалистическом обществе — таков вывод, к которому приходит Ф. В своих пьесах."Озеро Люль". — это детективная мелодрама со стремительной интригой, с рядом эффектных ситуаций, действие которой развертывается в вымышленной стране — "на далеком Западе или, может быть, на крайнем Востоке".
Обстановка действия — роскошный отель, блестящие магазины, рестораны и дансинги. На этом фоне зараженного спекулятивным ажиотажем капиталистического мира, взрываемого революцией, показан образ мнимого революционера Антона Прима, перешедшего на службу к буржуазии и расстрелянного рабочими, которых он предал.Герой следующей пьесы ("Учитель Бубус"), представляющей собой отвлеченную сатиру на западноевропейское капиталистическое общество послевоенного периода, — это новоявленный Дон-Кихот, который пытается примирить интересы буржуазии и пролетариата, но становится игрушкой в руках первой Образ героя-одиночки, героя-мечтателя, вступающего в конфликт со средой, — в центре пьесы "Евграф, искатель приключений", действие которой происходит уже в СССР.
Элементы условно-романтической пьесы сочетаются здесь с социально-бытовой характеристикой героев, с попыткой конкретно изобразить окружающую обстановку. Нравоучительный финал комедии (комсомолец выводит на "новый путь". Романтика Евграфа, попавшего в среду деклассированной "художественной". Интеллигенции и дошедшего до преступления) органически не связан со всей пьесой.К своей традиционной теме о пути интеллигенции в революции обращается Ф. И в пьесе "Человек с портфелем". Катастрофически заканчивается жизнь профессора Гранатова, беспринципного карьериста, пытающегося с помощью убийства и других преступлений скрыть свои контрреволюционные связи в прошлом и пробраться в ряды советской интеллигенции.
Пьеса по своей тематике не потеряла актуальности и до настоящего времени (в 1938 она вновь включена в репертуар Театра революции). Благодаря острой, занимательной интриге, строящейся на сочетании мелодраматических и авантюрных моментов, пьеса отличается большой сценичностью.В комедии "Неблагодарная роль". Ф. Стремится осмеять, с одной стороны, буржуазные иллюзии иностранной журналистки Дорины Вейс, которые разбиваются при столкновении с советской действительностью, а с другой стороны — индивидуалистические настроения комсомольца Завьялова, не нашедшего своего места в коллективе. Введение в пьесу фигуры "зам. Автора", управляющего ходом действия, репликами отдельных персонажей и отражающего авторские раздумья об индивидуальности и коллективе, вносит элемент условности, контрастирующий с общим реалистически-бытовым тоном комедии.Крушение индивидуалистического сознания составляет тему и последней пьесы Ф.
— "Концерт". Главный герой — известный композитор Шигорин, замкнувшись в узком кругу своих личных переживаний, приходит к отрицанию искусства, к отказу от музыкальной деятельности. Творческий союз со своим учеником-комсомольцем Кауровым — представителем нового мира, помогает Шигорину вернуться к искусству, найти новые музыкальные темы, достойные великой социалистической эпохи.Таким образом Ф. Переходит от романтической мелодрамы с детективным сюжетом, абстрагированными героями к реалистической манере письма, пытаясь более правдиво раскрыть психологическую сущность своих новых героев. Однако Ф. Не удалось в этой пьесе достичь художественной убедительности. Искусственность сюжета, неоправданность ряда психологических моментов, схематичность изображения отдельных персонажей — все это определило неудачу пьесы, к-рая не смогла утвердиться в нашем театральном репертуаре.Библиография.
І. Учитель Бубус, изд. МОДПИК, М., 1925. Человек с портфелем, изд. МОДПИК, М., 1928. То же, М., 1929. То же, центр. Бюро по распространению драматич. Продукции — Цедрам, М., 1934. Неблагодарная роль, комедия, ГИХЛ, М. — Л., 1933. Пьесы, Гослитиздат, Москва, 1935 ["Озеро Люль", "Евграф, искатель приключений", "Человек с портфелем", "Неблагодарная роль"]. Концерт, Гослитиздат, Москва, 1936. И. Клейнер.{Лит. Энц.} Файко, Алексей Михайлович Род. 1893, ум. 1978. Драматург. Автор пьес "Озеро Люль". (1923), "Учитель Бубус". (1925), "Евграф, искатель приключений". (1926), "Человек с портфелем". (1928)..
Дополнительный поиск Файко, Алексей Михайлович
На нашем сайте Вы найдете значение "Файко, Алексей Михайлович" в словаре Большая биографическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Файко, Алексей Михайлович, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ф". Общая длина 25 символа