Федоров, Николай Федорович

112

[. — умер в 1908] — чувашский дореволюционный поэт, автор первого в чувашской литературе популярного произведения в стихах "Арсюри". (написано в 1891—1892)."Арсюри". (Леший), по свидетельству автора, пролог к поэме под тем же названием, задуманной поэтом как широкая картина быта и культуры чувашского народа второй половины XIX в. Из-за невозможности печатать художественные произведения на чувашском языке во времена царизма Ф. Ограничился созданием указанного пролога к "Арсюри", появившегося в печати через 16 лет после его написания (в 1908). В названном произведении поэт подверг сатирическому осмеянию религиозную мифологию чувашей и реалистически изобразил положение чувашской бедноты в условиях царского режима.

Герой произведения — Хведер — является типичным образом чувашского крестьянина-бедняка до революции. Искреннее сочувствие автора крестьянской бедноте обеспечило этому произведению широчайшую популярность среди чувашских читателей."Арсюри". Написано семисложным народным песенным стихом, причем Ф. Широко использовал и остальные художественные особенности чувашской народной песни (эпитеты, метафоры, сравнения). Язык произведения прост и ясен. Выдающаяся заслуга автора "Арсюри". В том, что он лучше, чем другие его современники, изучил чувашский народный язык и вывел его из узких рамок диалектов, придав ему литературное значение.Библиография. I. Поэма "Арсюри", "Антология чувашской художественной литературы", Шупашкар, 1935.

{Лит. Энц.} Федоров, Николай Федорович[26.05(09.06).1829—15(28).12.1903] — философ, представитель рус. Космизма. Род. В с. Ключи Тамбовской губ. Мать — дворянская девица Елизавета Иванова, отец — князь П.И.Гагарин. Будучи незаконнорожденным, получил отчество и фамилию своего крестного отца. Раннее детство провел в имении отца. В 1849 окончил Тамбовскую гимназию и до марта 1852 учился в Ришельевском лицее в Одессе. Осень 1851 стала поворотным пунктом в жизни Ф. Внешне это связано со смертью дяди, К.И.Гагарина, на средства к-рого он учился, и уходом из лицея, внутренне — с дух. Переворотом-прозрением, когда молодому человеку открылась осн. Идея его учения — что "через разумные существа природа достигнет полноты самосознания и самоуправления, воссоздаст все разрушенное и разрушаемое по ее еще слепоте".

С 1854 по 1868 работал в уездных училищах среднерус. Полосы, преп. Историю и географию. Обладал глубокими и многосторонними познаниями. С 1867 — в Москве. Работал библиотекарем сначала Чертковской библиотеки, затем библиотекарем Румянцевского музея (1874—1898), посл. Годы жизни — в читальном зале архива Мин-ва иностр. Дел. Внес большой вклад в развитие рус. Книговедения. Ф. Первый составил систематический каталог кн. Румянцевского музея, выдвинул идею о междунар. Книгообмене. Вел аскетической образ жизни, все свое жалование раздавал нуждающимся, считал грехом всякую собственность, даже на идеи и кн. Личность Ф. Производила на всех неизгладимое впечатление. Возраст его определялся трудно, словно он на протяжении десятков лет застыл в облике старца.

При этом Ф. Поражал избытком жизненной энергии и ума. Про его редкую ученость ходили легенды. По свидетельствам очевидцев, он знал содержание едва ли не всех кн. Румянцевского музея. В 80—90-е гг. Был лично знаком с Л.Н.Толстым и В.С.Соловьевым, на к-рых оказал серьезное идейное и нравств. Влияние. Ведя внешне жизнь архивариуса, Ф. Тем не менее достаточно активно проявлял себя и на обществ. Поприще. Был инициатором открытия ряда культурных центров и выставок в провинции (г. Воронеж и г. Керенск), выступал в газ. По актуальным совр. Проблемам, увлекался собиранием краеведческих материалов, начав, в частности, сбор сведений об обыденных храмах. Посл. Годы жизни посвятил систематизации своего учения, хотя и не успел довести эту работу до конца.

Перед смертью передал свой архив своему другу и ученику В.А.Кожевникову. Умер в Мариинской больнице для бедных от воспаления легких. Похоронен на кладбище Скорбящего монастыря в Москве (находится на Новослободской ул., на пересечении с Вадковским пер. На месте бывших могил разбит парк и построено здание ин-та). Из-за религ. Направленности трудов Ф. Они стали доступны широкому кругу читателей лишь в начале 80-х гг. Филос. Наследие Ф. Оценивается крайне противоречиво, полярно — от самых высоких, восхищенных оценок до признания этих идей заблуждением, нелепостью. Между тем с именем Ф. Связано филос. Направление рус. Космизма. Усматривая гл. Зло для человека в смерти, порабощен-ности его слепой силой природы, он выдвинул идею регуляции природы.

Регуляция природы мыслилась им как принципиально новая ступень эволюции, сознательный этап развития мира и всего космоса преобразовательным действием, осуществляемым "существами разумными и нравственными трудящимися в совокупности для общего дела". Здесь и овладение природой, и переустройство человеч. Организма, управление кос-мич. Процессами, и, как вершина регуляции,— победа над смертью, воскрешение предков ("отцов"). Ф. Не устает продумывать и искать реальные пути воскрешения, пишет о необходимости гигантской работы по собиранию рассеянных частиц умерших, сост. Тел из рассеянных во Вселенной атомов и молекул. "Вместе с тем воскрешение у Ф. Мыслится в родственном связанном ряду, т. Е. Буквально сын воскрешает отца как бы "из себя", отец — своего отца и т.д., вплоть до первоотца и перво-человека.

Подразумевается возможность востановле-ния предка по той наследственной информации, которую он передал потомкам". (С.Г.Семенова. Николай Федорович Федоров. Предисловие к кн. "Н.Ф.Федоров". М., 1994. Паритет. С.12). Считая идею личного спасения недостаточной, настаивал на соборно-всеобщем спасении и победе над смертью. Дал весьма своеобразное толкование апокалиптической христ. Перспективе, доказывая, что катастрофический финал мировой истории не есть божественная предзаданная необходимость. Скорее это худший из возможных "сценариев". Развития человечества, к-рого можно и нужно избежать путем активной и разумной деятельности по преобразованию и просветлению природы. Ист. Чистилище обернется апокалиптическим адом, если человек не сумеет преобразовать себя из враждующего и смертного существа в существо просветленное, воскрешающее и бессмертное.

Рай и Царствие Небесное закладываются, т. О., здесь, на Земле, посредством рук и разума человечества. К такому активно-оптимистическому истолкованию Апокалипсиса Иоанна весьма сочувственно относились такие разные рус. Мыслители, как С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев и Г.П.Федотов. Весьма своеобразно Ф. Относился к реформам патриарха Никона и к построенному им Новоиерусалимскому монастырю на р.Истра. Центр. Храм этого монастыря — собор Воскресения, являющийся воспроизведением храма Воскресения Господня в Иерусалиме, филос.-профетически рассматривался Ф. Как рус. Храм-символ "общего дела". — дела всеобщего воскресения и преображения Вселенной. В этой связи возникают знаменательные "переклички". "Филос. Общего дела".

С православной софиологией, в частности, с идеей о необходимости искупления и просветления Тварной Софии до ее исконного Богоматериального состояния, где совместное человеч. Творч. Также играет ключевую роль. (См. ВФ. 1993. № 1.) Признание особой роли росс. Культуры в деле одухотворения природы, свободное филос. Истолкование православно-христ. Вероучения — все это заставляет отнести учение Ф. К традиции "метафизики всеединства".Соч. Чему научает древний христианский памятник в Китае. // Русский архив. 1901. № 4. Астрономия и архитектура // Весы. 1904. № 2. Философия общего дела. Статьи, мысли и письма Николая Федоровича Федорова. Т.1. Верный (Алма-Ата), 1906. Т.2. М., 1913. Что такое добро. // Путь. 1929. № 18. "Фауст". Гете и народная легенда о Фаусте // Контекст-1975.

М., 1977. Проективное определение литературы. О "Мертвых душах". // Литературная учеба. 1982. № 3. Соч. 1982. Из материалов к третьему тому "Философии общего дела". // Контекст—1988. М., 1989. What was Man created for. The Philosophy of the common task. Lausanne, 1990. Письма Н.Ф.Федорова — В.А.Кожевникову // Русское возрождение. Нью-Йорк, 1992. № 57. Из заметок и писем о преподов. Сергии // Там же. № 58—59. Из материалов к третьему тому "Философии общего дела". // ВФ. 1993. № 1. Как может быть разрешено противоречие между наукою и искусством. // Русский космизм. Антология философской мысли. М., 1993. Из "Философии общего дела". Новосибирск, 1993. Из материалов к третьему тому "Философии общего дела". // Начала.

1993. № 1. 3. Соч. М., 1994. Собр. Соч. В четырех томах. Т.1. М., 1995. Т.2. М., 1995. Т.3. М., 1997. Т.4. М., 1999. Дополнения. Комментарий к четвертому тому. М., 2000.А.В.Иванов.

Значения в других словарях
Федоров, Николай Николаевич

(по сцене Соловцов, † в 1902 г.) — известный сценический деятель. Происходил из дворянской семьи. Воспитывался в орловской гимназии, но курса не окончил. Впервые выступил в 1876 г. В Орле. В 1880-х гг. Ф. Выступил в СПб. На императорской сцене, потом играл в Москве. В Киеве он создал "Соловцовский театр", с прекрасной труппой, в Одессе — городской, где, кроме драмы, организовал итальянскую оперу с хорошими силами. Издавал и редактировал в течение 2-х лет "Киевскую Газету". (18..

Федоров, Николай Степанович

— контр-адмирал, командир Астраханского порта. Поступив в 1761 г. В Морской кадетский корпус, он в 1763 г. Произведен был в гардемарины и на фрегате "Св. Феодор". Плавал в Немецком море. В 1764 г. Он совершил переход на фрегате "Надежда Благополучия". От Кронштадта до Ливорно и обратно, а в 1766 г., в чине мичмана, плавал в Балтийском море и на пинке "Гогланд". Перешел в Архангельск. Перейдя затем в 1769 г. На том же пинке из Архангельска в Копенгаген, он оттуда на пин..

Федоров, П. (гравер пунктиром)

Гравер пунктиром. Его работы портрет А.С. Яковлева. "грав. П. Федоров". Из Собр. Портретов, изд. П. Бекетовым.{Ровинский}. ..

Федоров, Павел

Гравер при типографии Гл. Упр. Пут. Сообщ. И п. Зд. Р. 1803 г. †{Половцов}. ..

Дополнительный поиск Федоров, Николай Федорович Федоров, Николай Федорович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Федоров, Николай Федорович" в словаре Большая биографическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Федоров, Николай Федорович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 26 символа