Шантырь, Станислав
— прелат, член С.-Петербургской духовной римско-католической коллегии, писатель. Родился во второй половине XVIII-го столетия в Полоцком уезде, где отец его был земским судьей. Образование получил в иезуитских школах. Рано, по-видимому, и сам вступил в орден иезуитов и, благодаря своим редким способностям и старанию, в скором времени выделился из среды товарищей. Добившись ученой степени доктора богословия и "обоих прав", Шантырь был назначен каноником смоленским и могилевским, а вскоре и управляющим архиепископской канцелярией. В 1802 году, временно управляя, за отсутствием митрополита, Могилевской епархией, Шантырь старался совращать униатов в католицизм, уверяя, что император Павел запретил существование унии и дозволил всем униатам перейти в католичество.
Как ревностный приверженец учения иезуитов, Шантырь не сошелся с белорусским митрополитом Сестренцевичем-Богушем, не благоволившим к иезуитам, и стал строить против него козни. Когда в 1805 году Сестренцевич представил императору Александру I-му записку о состоянии церковного латинского управления в России и проект преобразования его согласно с интересами государства, Шантырь, бывший к тому времени уже прелатом и старшим асессором в Петербургской римско-католической духовной коллегии, достал подкупом копию этого проекта, написал на него возражения и сумел так расположить в свою пользу обер-прокурора Св. Синода князя А. Н. Голицына, что тот передал эти возражения государю вместе с всеподданнейшим прошением Шантыря.
Все меры, предложенные Сестренцевичем для обуздания произвола отдельных прелатов и ограничения злоупотреблений католического духовенства, Шантырь в своем прошении объяснил одним честолюбием митрополита. Расхвалив деятельность Петербургской духовной коллегии, Шантырь уверял, что католицизм есть самая надежная опора самодержавных правительств, так как он основан на единовластии. Что Сестренцевич своими мероприятиями хочет нарушить издревле сложившийся порядок и что эта ломка может весьма неблагоприятно отразиться на общем ходе государственной жизни. Доводы Шантыря были так умело подобраны и искусно маскированы, что ему удалось вполне убедить государя в своей искренности, и несомненно полезный для внутренней политики правительства проект Сестренцевича было повелено оставить "до времени".В 1815 году Шантырь был назначен настоятелем Слуцкого прихода и деятельно принялся проповедовать католицизм.
Следуя своим иезуитским привычкам, он приказал (в 1818 г.) при преподавании Закона Божия в слуцком училище внушать детям, большинство которых не было католиками, что "все веры, за исключением римской, прокляты от папы и, как гнилые члены, отринуты от общества верных", и сам с жаром доказывал с церковной кафедры важность греха, в который впадают родители, поручающие воспитание своих детей иноверцам. Умер Шантырь около 1840 г.Кроме множества рассуждений, статей и речей, помещенных им, между прочим, в виленском издании "Dzieje dobroczynności". За 1820—1822 годы, он напечатал важную справочную по истории католической церкви в России книгу — "Zbior wiadomości o kościele і religji katolickiej w Cesarstwie Rossyjskiem od roku 1773 do 1826, zebrani z pism urzędowych, dokumentow i wlasnego widzenia".
(издана впоследствии в Познани в 1843 году).Estreicher, Bibliografja polska XIX stolecia. S. Orgelbrand, "Enciklopedia Powszechna", изд. 1866 года, том 24. Изд. 1903 г. Т. 14. Spisek Lacinskiego Duchowienstwa Mohilewskiej Archi-Dyecezji, roku 1808, w Mohilevie. Lettres et opuscules inédits da comte Ioseph de Maistre. T. I, Paris, 1851, La Russie et Les Jésuites de 1772 à. 1820 d'aprés des documents la plupart inédits par Henri Lutteroth, Paris 1854. Полное Собрание Законов Российской Империи. Собр. I, том XXVII, стр. 846—847. Т. XXIX, стр. 1313. Морошкин М., "Иезуиты в России с царствования Имп. Екатерины II и до нашего времени", СПб., 1870, Часть II, стр. 246—253. Гр. Д. А. Толстой, "Римский католицизм в России", СПб., 1876, т.
II, стр. 164, 304, 358.Александр Петров.{Половцов} Шантырь, Станислав(умер в 1840 г.) — писатель. Состоя членом римско-католической духовной коллегии, Ш., как ревностный приверженец иезуитов, интриговал против белорусского митрополита Богуш-Сестренцевича (см.), не благоволившего к иезуитам. Когда в 1805 г. Богуш-Сестренцевич представил имп. Александру I записку о состоянии управления катол. Церковью в России и проект преобразования его согласно с интересами государства, Ш. Написал против нее возражения и, с помощью кн. А. Н. Голицына, склонил на свою сторону императора Александра I. Все меры, предложенные Богуш-Сестренцевичем для обуздания произвола прелатов и ограничения злоупотреблений католического духовенства, были "до времени".
Отклонены. Ш. — составитель важной для истории католической церкви в России книги. "Zbior wiadomości o kościele i religji katolickiej w Cesarstwie Rossyjskiem od roku 1773 do 1826". (Познань, 1843) Ср. Ст. Александра Петрова "Ш. С.". В "Рус. Биографич. Словаре". (СПб., 1905), где указана литература о Ш.{Брокгауз}.
Дополнительный поиск Шантырь, Станислав
На нашем сайте Вы найдете значение "Шантырь, Станислав" в словаре Большая биографическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шантырь, Станислав, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ш". Общая длина 18 символа