Щедровицкий, Георгий Петрович
(23.02.1929—03.02.1994) — философ и методолог, обществ. И культурный деятель. Канд. Филос. Наук, проф. Род. В Москве. Окончил филос. Ф-т МГУ (1953). Создатель науч. Школы, лидер основанного и руководимого им на протяжении 40 лет Моск. Методол. Кружка (ММК) и развернувшегося на его основе методол. Движения. Отстаивал деятельностный подход в оппозиции к натуралистическому, рассматривая мир как деятельность. Разрабатывал идею методологии как общей рамки всей мыследеятельности. В филос.-методол. Движении Щ. И ММК можно выделить три осн. Этапа. Содержательно-генетической эпистемологии (логики) и теории мышления (1952—1961), деятельностного подхода и общей теории деятельности (1961—1971), системомыследеятельностного подхода (с 1971). В результате этого движения были разработаны категориальные и операциональные средства для пяти подходов, соответствующих природе мыследеятельности.
Системомыслительного, системодеятельностного, мыследеятельностного, коммуникативно-мыслительного и системомыследеятель-ного. Эти подходы различаются между собой прежде всего характером осн. Онтол. Схем и, соответственно, характером тех процессов в мыследеятельности, к-рые они выделяют и фиксируют, но одновременно сходны между собой в том, что они опираются на категорию системы. Соц.-практич. Воплощением этих разработок стала новая форма организации колл. Мышления и деятельности — организационно-деятельностные игры (ОДИ). На базе опыта организации и проведения ОДИ было разработано представление о многофокусных орга-низационно-техн. Системах, имитирующих реальную социокультурную ситуацию, и о разл. Пространствах в схеме мыследеятельности.
Мыслительном, мыслительно-коммуникативном и мыследеятельностном. В ОДИ осуществляется синтез разных видов мыследеятельности. Программирования и проблематизации, организации и коммуникации и др. За период 1979—1991 проведено свыше 90 игр (с количеством участников до нескольких сот человек), посвященных широкому спектру соц. И культурно-значимых проблем. В ходе проведения широкомасштабных ОДИ обучил, воспитал и приобщил к методол. Движению сотни спец., демонстрируя и передавая им уникальный опыт мыследеятельности. Щ. Сочетал качества идейного лидера. В 1952—1954 вместе с А.А.Зиновьевым, Б.А.Грушиным и М.К.Мамардашвили основал Моск. Логич. Кружок, ставший впоследствии ММК, к-рый он возглавлял начиная с 1955 и до конца жизни.
В 1958 организовал (совм. С П.А.Шеваревым и В.В.Давыдовым) Комиссию по психол. Мышления и логике Об-ва психологов СССР (междисциплинарное объединение философов, педагогов, психологов и др.). В 1962 организовал (совм. С В.Н.Садовским и Э.Г.Юдиным) междисциплинарный семинар по структурно-системным методам анализа в науке и технике при Совете по кибернетике АН СССР. В 1988 создал при Союзе науч. И инж. Обществ СССР Комитет по СМД-методологии и ОДИ. На основе идей, выдвинутых Щ., созданы консультативные, экспертные фирмы по разл. Отраслям деятельности и многие методол. Школы, в том числе школа "Культурной политики". (П.Г.Щедровицкий), школы Н.Г.Алексеева (Москва), О.Анисимова (Москва), А.Буряка (Харьков), сеть методол.
Лабораторий (рук. — А.П.Зинченко) и др. Обширный архив в наст. Вр. Публикуется в электронной форме (информация в Internet по адресу. Www.circle.ru).Соч. "Языковое мышление". И его анализ // Вопросы языкознания. 1957. № 1. О возможных путях исследования мышления как деятельности. [В соавт.] // Доклады АПН РСФСР. 1957. № 3. 1958. № 1, 4. 1959. № 1, 2,4. 1960. № 2,4,5,6. 1961. № 4,5. 1962. № 2—6. О строении атрибутивного знания // Доклады АПН РСФСР. 1958. № 1, 4. 1959. № 1, 2, 4. 1960. Мб. Принцип "параллелизма формы и содержания мышления". И его значение для традиционных логических и психологических исследований. Сообщение 1 и 4. [В соавт.] // Докл. АПН РСФСР. 1960. № 2, 4. 1961. № 4, 5. Проблемы методологии системного исследования. М., 1964. "Естественное".
И "искусственное". В семиотических системах. [В соавт.] // Семиотика и восточные языки. М., 1967. Система педагогических исследований (методологический анализ) // Педагогика и логика. М., 1968 (переизд. — М., 1993). Смысл и значение // Проблемы семантики. М., 1974. Два понятия системы // Труды Междунар. Конгресса по истории науки и техники. М., 1974. Проблемы построения теории сложного "популятивного". Объекта // Системные исследования-1975. М., 1976. Исходные представления и категориальные средства теории деятельности // Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании. М., 1975. Принципы и общая схема методологической организации системно-структурных исследований и разработок // Системные исследования-1981.
М., 1981. Организационно-деятелъностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятелъности. [В соавт.] // Нововведения в организациях. Труды семинаров ВНИИСИ. М., 1983. Синтез знаний. Проблемы и методы // На пути к теории научного знания. М., 1984. Схема мыследеятельности. Системно-структурное строение, смысл и содержание // Системные исследования-1986. М., 1987. Методологический смысл оппозиции натуралистического и системодеятельностного характера // Вопросы методологии. 1991. № 2. Рефлексия в деятельности // Там же. 1994. № 3—4. Избранные труды. М., 1995. Работы по онтологии и онтологизации // Там же. 1996. № 3—4. Философия—Наука—Методология. М., 1997. Организация—Руководство—Управление. М., 1999. Программирование научных исследований и разработок.
М., 1999. "Я всегда был идеалистом". М., 1999. Знак и деятельность. М., 1999.(О Щ. См. Садовский В.Н. Философия в Москве в 50-е и 60-е // ВФ. 1993. № 7. Биография Г.Л.Щедровицкого // Вопросы методологии. 1994. № 1—2.).
Дополнительный поиск Щедровицкий, Георгий Петрович
На нашем сайте Вы найдете значение "Щедровицкий, Георгий Петрович" в словаре Большая биографическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Щедровицкий, Георгий Петрович, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Щ". Общая длина 29 символа