Юркевич, Памфил Данилович
— ординарный профессор Московского университета. Был сыном сельского священника Полтавской губернии, родился около 1827 г. Пройдя семинарский курс в Полтаве, он поступил в 1847 г. В Киевскую духовную академию. Здесь, по окончании курса в 1851 г. С причислением к первому разряду воспитанников, по особому распоряжению местного начальства он введен был в назначенную ему академической конференцией должность наставника по классу философских наук, а следующем году возведен был на степень магистра и переименован в бакалавры академии. В 1853 г. "за отлично усердные и весьма полезные труды". Объявлено было ему благоволение св. Синода. В следующем году он определен был помощником инспектора академии, но, вероятно, эта должность не пришлась ему по душе, потому что через два года он, согласно прошению, был от нее уволен.
В 1857 г., сверх философии, ему поручено было преподавание немецкого языка, а через год он возведен был в звание экстраординарного профессора. В 1861 г. "определением св. Синода за примерно усердную службу, обширные сведения и отличное преподавание возведен был в звание ординарного профессора". Труды его, отчасти напечатанные в ученом журнале академии, обратили на себя внимание не одного духовного начальства. В том же 1861 г. Он был приглашен на вновь открывшуюся при Московском университете кафедру философских наук и в октябре этого года был с Высочайшего соизволения перемещен ординарным профессором. Здесь читал он логику, психологию, историю философии и педагогику. Трудно было Ю. После долгого отсутствия кафедры философии в Московском университете расположить слушателей к своему предмету, особенно в ту пору, когда задорная известная часть петербургской критики и тоже младенчески задорнейшая журнальная quasi-критика имела столько обаятельной силы для отвлечения молодежи от действительного строгого и разумного учения.
Еще более трудным казалось завоевать себе сочувствие у молодежи, воспитавшейся на легких журналах, такими лекциями, в которых воззрения профессора в существе были противоположны почти всем тогдашним умственным и нравственным веяниям. Ю. Вполне понимал возмутительное умственное рабство большинства русских юношеских умов, понимал преходящие причины этого рабства и глубоко верил в пробуждение и освобождение молодой духовной силы. Возражатели энергично осаждали Ю. Своими вопросами вне аудитории, а иногда в самом университете во время промежутков между лекциями, и он серьезно выслушивал их и, в свою очередь, с разумной сдержанностью оспаривал их, порой курьезные, доводы. Между тем лекции его, излагавшиеся свободным изящным языком и устно, т.
Е. Не чтением по тетрадке, делали свое хорошее дело. Вскоре по его инициативе студенты усердно занялись даже сторонней работой по его предмету, результатом которой был перевод с немецкого на русский язык курса "Истории философии". Швеглера. Этот перевод студенческий, тщательно редактированный Ю., был напечатан. Ю. Не довольствовался, однако, деятельностью в стенах университетской аудитории. Он читал также лекции педагогики на учительских курсах в Московской военной семинарии, и здесь возбуждал большой интерес к своим лекциям. Нужно сказать, что педагогика составляла одно из любимейших занятий Ю. Обширный курс ее, читанный в университете, издан П. Даниловичем в 1865 г. "Педагогика". Ю. По ясности и солидности мысли, живости и оригинальности некоторых воззрений, наконец, по достоинству изложения представляет ценный вклад в небогатую сокровищницу серьезной русской литературы.
Большой интерес вызывали в многочисленных слушателях публичные лекции Ю. Против научной состоятельности материализма, в которых он на основании научных данных и строгой логики выставил сокрушительные удары quasi-философии в ее научных претензиях. В последние годы жизни Ю. В своих лекциях энергически боролся против крайностей пресловутого позитивизма в лице Милля и Конта. В 1873 г. Ю. Лишился жены, которая умерла в Крыму после долгой болезни. Это несчастье и соединенные с ним тревоги совершенно расстроили здоровье Ю. Он серьезно заболел и уже более не поправлялся. 4 октября 1874 г. Он скончался в Москве от рака желудка и похоронен в Даниловом монастыре.Ю. Принадлежат следующие труды:1) "Идея". ("Журнал М.
Н. Пр.", 1859 г., кн. 10, стр. 1—35. Кн. 11, стр. 87—125).2) "Материализм и задачи философии". (там же, 1860 г., т. 108, стр. 1—53).3) "Сердце и его значение в духовной жизни человека по учению слова Божия". ("Труды Киевской Духовной Академии", 1860 г., № 1, стр. 63—113).4) "По поводу статей богословского содержания, помещенных в Философском лексиконе". (там же, 1861 г., № 1, стр. 73—95. № 2, стр. 195—228).5) "Доказательства бытия Божия". (там же, 1861 г., № 3, стр. 327—357. № 4, стр. 467—496. № 5, стр. 30—64).6) "Мир с ближними как условие христианского общежития". (там же, 1861 г., № 3, стр. 316—326).7) "Из науки о человеческом духе". (там же, 1860 г., № 4, стр. 367—511).8) "Язык физиологов и психологов".
("Русский Вестник", 1862 г., № 4, стр. 912—934. № 5, стр. 373—392. № 6, стр. 733—766. № 8, стр. 661—704.9) "Педагогическая литература". ("Современная Летопись", 1864 г., № 9, стр. 6—9. № 10, стр. 4—7. № 11, стр. 3—7).10) "Разум по учению Платона и опыт по учению Канта". ("Моск. Унив. Известия", 1865—1866 гг., № 5, стр. 321—392).11) "Игра подспудных сил, по поводу диспута проф. Струве". ("Русский Вестник", 1870 г., № 4, стр. 701—755).12) "Чтения о воспитании", М.,1865 г.13) "Общие основания методики". ("Педагогический Сборник", 1865 г., кн. 13, стр. 1060—1096).14) "Курс общей педагогики с приложениями", М., 1869 г.15) "План и силы для первоначальной школы".
("Ж. М. Н. Пр.", 1870 г., № 3, стр. 1—29. № 4, стр. 95—123).16) "Идеи и факты из истории педагогики". (там же, 1870 г., № 9, стр. 1—42. № 10, стр. 127—188).17) "Будущность звуковой методы". (там же, 1872 г., № 3, стр. 1—32).Кроме того, перу Ю. Принадлежат. А) заметка ("Домашняя Беседа", 1860 г., вып. 14, стр. 201—210) на статью В. Шульгина. "Несколько слов по случаю открытия Фундуклеевского женского училища в Киеве". ("Киевский Телеграф", 1860 г., № 4). Б) статья. "О ходе выпускных экзаменов в Московской 2-й гимназии". ("Моск. Унив. Известия", 1865—1866 гг , № 5, стр. 450—456), вызвавшая отповедь на нее директора гимназии, Королева. На эту отповедь последовало письмо Ю.
К О. М. Бодянскому ("Моск. Унив. Известия", 1866 г., стр. 554—559). В) обстоятельный разбор русского перевода книги г-жи Неккер-де-Соссюр. "Постепенное воспитание, или Изучение целой жизни". ("Русский Вестник", 1866 г., № 10, стр. 688—708). Г) разбор "Учебника уголовного права", составленного В. Спасовичем ("Современная Летопись", 1864 г., №№ 9, 10, 11) и д) ряд статей, помещенных в "Современной Летописи". О Польше в отношении к западной и южной России."Журнал Министерства Народного Просвещения", 1874 г., декабрь, стр. 294—318. — "Московские Ведомости", 1863 г., № 56. 1874 г., № 278. — Киевские Епархиальные Ведомости", 1874 г., № 21. — "Гражданин", 1874 г., №№ 21, 278, 292.
— Отчет и речь Имп. Московского университета, 12 января 1875 г., стр. 48—50. — "Православное Обозрение", 1862 г., № 1, стр. 46—48. — "Домашняя Беседа", 1862 г., вып. 5, стр. 129. Вып. 6, стр. 135. 1863 г., вып. 30, стр. 79—85. — "Сын Отечества", 1862 г., № 18. — "Современник", 1863 г., № 4, стр. 357—361. — "Современное Слово", № 60. — "Христианское Чтение", 1874 г., кн. XI, стр. 429—432.M. Курдюмов.{Половцов} Юркевич, Памфил Данилович — философ и педагог, сын священника. Родился в 1827 г. Воспитание и образование получил в полтавской семинарии и киевской духовной академии. В 1851 г. Был назначен наставником по классу философских наук. В 1852 г. Возведен в степень магистра. В 1857 г., сверх философии, ему было поручено преподавание немецкого языка.
В 1861 г. Возведен в звание ординарного профессора и в том же году приглашен на философскую кафедру в московский университет. В Москве преподавал еще педагогику в учительской семинарии военного ведомства. В 1869—73 гг. Был деканом историко-филологического факультета. 4 октября 1874 г. Скончался.Философские труды Ю. Немногочисленны. Помещались по преимуществу в "Трудах Киевской Духовной Академии", в "Ж. М. Н. Пр.". И других ученых изданиях. Наиболее замечательны. "Идея". ("Ж. М. Н. Пр.", 1859). "Материализм и задачи философии". (там же, 1860). "Сердце и его значение в духовной жизни человека по учению слова Божия". ("Труды Киевской Духовной Академии", 1860). "Доказательства бытия Божия".
(там же, 1861). "Из науки о человеческом духе". (там же, 1860). "Язык физиологов и психологов". ("Русский Вестник", 1862). "Разум по учению Платона и опыт по учению Канта". (речь, произнесенная на акте московского университета в 1866 г.) — наиболее совершенное философское произведение Ю. Противоположение Канта и Платона, двух родственных по направлению мыслителей, выполнено Ю. Блистательно. Не менее замечательны труды Ю. По педагогике. Им изданы. "Чтения о воспитании". (1865) и "Курс общей педагогики с приложениями". (М., 1869). Это — наиболее замечательная книга по педагогике на русском языке того времени. На Ю. Имел влияние Куртман, но Ю. Проявил большую вдумчивость и самостоятельность.
Книга его распадается на 2 части. Общее учение о воспитании и общая теория обучения. Ю. Имел, как философ, мало влияния. Он подвергся весьма страстным и резким нападкам со стороны Чернышевского, за разбор "Антропологического принципа в философии", напечатанный в "Трудах Киевской Духовной Академии". ("Из науки о человеческом духе"). Многие находили и находят, что в полемике Ю. С Чернышевским правда была на стороне первого. Заслуги Ю. Выставил Влад. Соловьев, слушатель Ю. По московскому университету. Соловьев дважды писал о Ю. Некролог Ю. (в "Ж. М. Н. Пр.", с подробным изложением некоторых статей Ю.) и характеристику Ю. (см. "Полное собрание Сочинений". Соловьева, т. VIII). Соловьев очень тепло отзывается о Ю., который высоко ценил идеалистическую философию, но не немецкий идеализм Канта и Гегеля.
У последнего Ю. Находил неизлечимую форму мании величия. Последними настоящими философами Ю. Считал Якова Бема, Лейбница и Сведенборга. Точкой зрения Ю. Был "широкий, от всяких произвольных или предвзятых ограничений свободный эмпиризм, включающий в себя и все истинно рациональное, и все истинно сверхрациональное, так как и то, и другое прежде всего существует эмпирически в универсальном опыте человечества с не меньшими правами на признание, чем все видимое и осязаемое". Ю. Очень любил предостерегать своих слушателей от смешения абсолютного знания со знанием об абсолюте. Первое невозможно. Ко второму ведут три пути — сердечное религиозное чувство, добросовестное философское размышление и мистическое созерцание.
Склонностью Ю. К мистицизму, столь милому и Соловьеву, объясняется и отношение первого к спиритизму. Ю., как человек осторожный, не писал о спиритизме, но очень им интересовался и многого ждал от него. Об этом свидетельствует А. Аксаков в статье под заглавием "Медиумизм и философия. Воспоминание о профессоре московского университета Ю.". ("Русский Вестник", 1875). О Ю., как педагоге, была помещена статья в журнале "Гимназия". За 1888 г., оставшаяся неоконченной. Список трудов Ю., почти полный, можно найти в "Материалах для истории философии в России", изданных Я. Н. Колубовским в "Вопросах философии". (книга 4, пр. 1).Э. Радлов. {Брокгауз} // .
Дополнительный поиск Юркевич, Памфил Данилович
На нашем сайте Вы найдете значение "Юркевич, Памфил Данилович" в словаре Большая биографическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Юркевич, Памфил Данилович, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ю". Общая длина 25 символа