Юрьевич, Иван Иванович
— писатель-философ. Родился в 1788 г. Окончив курс армейской семинарии (бывшей тогда в СПб.), Ю. В 1813 г. Был определен в ту же семинарию учителем истории, географии, арифметики и нотного пения. Уволясь из духовного звания, он служил в военном министерстве, на монетном дворе, в департаменте горных и соляных дел и в морском министерстве. Вместе с тем он преподавал русскую словесность в военно-учебных заведениях. Год смерти его неизвестен. Ю. Написал "Краткое начертание метафизики". (СПб., 1824) и "Пневматологию, или О существах чувствующих и мыслящих". (СПб., 1825). В последней книге Ю. Не встречается ни одной ссылки на произведения философов и, кроме Аристотеля, Декарта, Лейбница и Вольфа, в ней нет никаких упоминаний о философах.
Отсюда, однако, нельзя заключить, что сочинение Ю. Представляется самостоятельным. Напротив, он в точности воспроизводит идеи Вольфа или какого-либо его ученика, и, по всей вероятности, труд этот составлен по курсам философии, слышанным им в семинарии. Во 2-й части "опытной психологии". Встречаются, впрочем, и самостоятельные, но весьма малоценные наблюдения. В метафизике, которую Ю. Определяет как часть умозрительной философии, рассуждающую о "главнейших истинах, познаваемых рассуждением", мы имеем дело с "сущим или существом вообще", которое бывает телесным и бестелесным, миром и богом. В этом не трудно узнать Вольфово деление на онтологию, пневматологию, космологию и теологию.
Ю. Дал только очерк первых двух частей метафизики. В онтологии он рассматривает "принадлежности". Вещей вообще, принадлежности вещей относительно их сущности, общие принадлежности бытия и принадлежности вещей относительные. Книга заканчивается замечаниями о порядке, о существе необходимом и случайном, простом и сложном, конечном и бесконечном.Энциклопедический словарь Ефрона и Брокгауза, т. 81, стр. 434—435.Н. Редько.{Половцов} Юрьевич, Иван Иванович— писатель. Родился в 1788 г. Окончил курс армейской семинарии ["Армейской семинарией". Называлось существовавшее в С.-Петербурге в первой половине XIX столетия учебное заведение с обычным курсом духовных семинарий, в котором обучались сыновья лиц военного духовенства.].
В 1813 г. Был определен в ту же семинарию учителем истории, географии, арифметики и нотного пения. Уволясь из духовного звания, служил в военном министерстве, на монетном дворе, в департаменте горных и соляных дел и в морском министерстве. Преподавал русскую словесность в военно-учебных заведениях. Год смерти его неизвестен. Написал "Краткое начертание метафизики". (СПб., 1824) и "Пневматология, или О существах чувствующих и мыслящих". (СПб., 1825). В книгах Ю. Не встречается ни одной ссылки на произведения философов и, кроме Аристотеля, Декарта, Лейбница и Вольфа, никаких упоминаний о философах. Отсюда, однако, нельзя заключить, что сочинение Ю. Представляется самостоятельным. Напротив, оно в точности воспроизводит идеи Вольфа или какого-либо его ученика и, по всей вероятности, составлено по курсам философии, слышанным в семинарии.
Во второй части — опытной психологии — встречаются, впрочем, и самостоятельные, но весьма малоценные наблюдения. В метафизике, которую Ю. Определяет как часть умозрительной философии, рассуждающую "о главнейших истинах, познаваемых рассуждением", мы имеем дело с "сущим или существом вообще", которое бывает телесным и бестелесным, миром и Богом. В этом нетрудно узнать Вольфово деление на онтологию, пневматологию, космологию и теологию. Ю. Дал только очерк первых двух частей метафизики. В онтологии он рассматривает "принадлежности". Вещей вообще, принадлежности вещей относительно их сущности (единство, подлинность, совершенство, определенность), общие принадлежности бытия (пространство, время, производство), принадлежности вещей относительные (тождество и различие, союз и зависимость, причина действующая, вещественная, конечная, образовательная).
Книга заканчивается замечаниями о порядке, о существе необходимом и случайном, простом и сложном, конечном и бесконечном. Никакого реального знания в этом сочинении, которое, по всей вероятности, служило руководством в артиллерийском училище, нет. Знание и определения — чисто словесные. На стр. 23 мы встречаемся с любопытной полемикой с Кантом, который, впрочем, не назван по имени. Ю. Делает два возражения против учения о том, что пространство и время суть формы чувствования. 1) "сии формы чувствования, будучи основаны единственно на его свойстве, одинаковым бы образом приличествовали без разбора всем ощущаемым предметам". 2) "Будучи приданы единожды к какому-либо предмету, в известном разуме, не изменялись бы и не переменяли бы своего к нему отношения.
Но время настоящее беспрестанно делается прошедшим, а отношение всех предметов к нам и между собой, яко вне нас и вне себя находящихся, или пространство, беспрестанно также изменяется. И потому оные не столько суть формы нашего чувствования, сколько формы бытия чувствуемых вещей. И мы потолику и таким образом, относительно к предметам, их представляем, поколику и каким образом бытие последних для нас ощутительно бывает". Оба возражения не выдерживают критики. В опытной психологии подробно описаны страсти, которые Ю. Делит на два класса. 1) чувствования приятности и неприятности и 2) сильнейшие желания. К первому классу Ю. Относит радость и печаль, восторг и ужас, надежду и страх, величавость и стыд, самодовольность и раскаяние.
Ко второму — любовь и ненависть, сожаление и злорадование, признательность и гнев, благодарность и мщение, соревнование, зависть и ревнивость. Кроме страстей, Ю. Рассматривает и наклонности, "постоянно в некоторых людях действующие", как-то. "сластолюбие или склонность к веселостям, корыстолюбие, честолюбие". Особенно подробно описано корыстолюбие.Э. Радлов. {Брокгауз}.
Дополнительный поиск Юрьевич, Иван Иванович
На нашем сайте Вы найдете значение "Юрьевич, Иван Иванович" в словаре Большая биографическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Юрьевич, Иван Иванович, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ю". Общая длина 22 символа