Юрьевич, Иван Иванович

114

— писатель-философ. Родился в 1788 г. Окончив курс армейской семинарии (бывшей тогда в СПб.), Ю. В 1813 г. Был определен в ту же семинарию учителем истории, географии, арифметики и нотного пения. Уволясь из духовного звания, он служил в военном министерстве, на монетном дворе, в департаменте горных и соляных дел и в морском министерстве. Вместе с тем он преподавал русскую словесность в военно-учебных заведениях. Год смерти его неизвестен. Ю. Написал "Краткое начертание метафизики". (СПб., 1824) и "Пневматологию, или О существах чувствующих и мыслящих". (СПб., 1825). В последней книге Ю. Не встречается ни одной ссылки на произведения философов и, кроме Аристотеля, Декарта, Лейбница и Вольфа, в ней нет никаких упоминаний о философах.

Отсюда, однако, нельзя заключить, что сочинение Ю. Представляется самостоятельным. Напротив, он в точности воспроизводит идеи Вольфа или какого-либо его ученика, и, по всей вероятности, труд этот составлен по курсам философии, слышанным им в семинарии. Во 2-й части "опытной психологии". Встречаются, впрочем, и самостоятельные, но весьма малоценные наблюдения. В метафизике, которую Ю. Определяет как часть умозрительной философии, рассуждающую о "главнейших истинах, познаваемых рассуждением", мы имеем дело с "сущим или существом вообще", которое бывает телесным и бестелесным, миром и богом. В этом не трудно узнать Вольфово деление на онтологию, пневматологию, космологию и теологию.

Ю. Дал только очерк первых двух частей метафизики. В онтологии он рассматривает "принадлежности". Вещей вообще, принадлежности вещей относительно их сущности, общие принадлежности бытия и принадлежности вещей относительные. Книга заканчивается замечаниями о порядке, о существе необходимом и случайном, простом и сложном, конечном и бесконечном.Энциклопедический словарь Ефрона и Брокгауза, т. 81, стр. 434—435.Н. Редько.{Половцов} Юрьевич, Иван Иванович— писатель. Родился в 1788 г. Окончил курс армейской семинарии ["Армейской семинарией". Называлось существовавшее в С.-Петербурге в первой половине XIX столетия учебное заведение с обычным курсом духовных семинарий, в котором обучались сыновья лиц военного духовенства.].

В 1813 г. Был определен в ту же семинарию учителем истории, географии, арифметики и нотного пения. Уволясь из духовного звания, служил в военном министерстве, на монетном дворе, в департаменте горных и соляных дел и в морском министерстве. Преподавал русскую словесность в военно-учебных заведениях. Год смерти его неизвестен. Написал "Краткое начертание метафизики". (СПб., 1824) и "Пневматология, или О существах чувствующих и мыслящих". (СПб., 1825). В книгах Ю. Не встречается ни одной ссылки на произведения философов и, кроме Аристотеля, Декарта, Лейбница и Вольфа, никаких упоминаний о философах. Отсюда, однако, нельзя заключить, что сочинение Ю. Представляется самостоятельным. Напротив, оно в точности воспроизводит идеи Вольфа или какого-либо его ученика и, по всей вероятности, составлено по курсам философии, слышанным в семинарии.

Во второй части — опытной психологии — встречаются, впрочем, и самостоятельные, но весьма малоценные наблюдения. В метафизике, которую Ю. Определяет как часть умозрительной философии, рассуждающую "о главнейших истинах, познаваемых рассуждением", мы имеем дело с "сущим или существом вообще", которое бывает телесным и бестелесным, миром и Богом. В этом нетрудно узнать Вольфово деление на онтологию, пневматологию, космологию и теологию. Ю. Дал только очерк первых двух частей метафизики. В онтологии он рассматривает "принадлежности". Вещей вообще, принадлежности вещей относительно их сущности (единство, подлинность, совершенство, определенность), общие принадлежности бытия (пространство, время, производство), принадлежности вещей относительные (тождество и различие, союз и зависимость, причина действующая, вещественная, конечная, образовательная).

Книга заканчивается замечаниями о порядке, о существе необходимом и случайном, простом и сложном, конечном и бесконечном. Никакого реального знания в этом сочинении, которое, по всей вероятности, служило руководством в артиллерийском училище, нет. Знание и определения — чисто словесные. На стр. 23 мы встречаемся с любопытной полемикой с Кантом, который, впрочем, не назван по имени. Ю. Делает два возражения против учения о том, что пространство и время суть формы чувствования. 1) "сии формы чувствования, будучи основаны единственно на его свойстве, одинаковым бы образом приличествовали без разбора всем ощущаемым предметам". 2) "Будучи приданы единожды к какому-либо предмету, в известном разуме, не изменялись бы и не переменяли бы своего к нему отношения.

Но время настоящее беспрестанно делается прошедшим, а отношение всех предметов к нам и между собой, яко вне нас и вне себя находящихся, или пространство, беспрестанно также изменяется. И потому оные не столько суть формы нашего чувствования, сколько формы бытия чувствуемых вещей. И мы потолику и таким образом, относительно к предметам, их представляем, поколику и каким образом бытие последних для нас ощутительно бывает". Оба возражения не выдерживают критики. В опытной психологии подробно описаны страсти, которые Ю. Делит на два класса. 1) чувствования приятности и неприятности и 2) сильнейшие желания. К первому классу Ю. Относит радость и печаль, восторг и ужас, надежду и страх, величавость и стыд, самодовольность и раскаяние.

Ко второму — любовь и ненависть, сожаление и злорадование, признательность и гнев, благодарность и мщение, соревнование, зависть и ревнивость. Кроме страстей, Ю. Рассматривает и наклонности, "постоянно в некоторых людях действующие", как-то. "сластолюбие или склонность к веселостям, корыстолюбие, честолюбие". Особенно подробно описано корыстолюбие.Э. Радлов. {Брокгауз}.

Значения в других словарях
Юрьевич, Иван Иванович

Писатель. Родился в 1788 г. Окончил курс армейской семинарии ["Армейской семинарией" называлось существовавшее в С.-Петербурге в первой половине XIX столетия учебное заведение с обычным курсом духовных семинарий, в котором обучались сыновья лиц военного духовенства.]. В 1813 г. Был определен в ту же семинарию учителем истории, географии, арифметики и нотного пения. Уволясь из духовного звания, служил в военном министерстве, на монетном дворе, в департаменте горных и соляных дел и в морском минис..

Юрьевецкие удельные князья

(Юрьевские. Суздальской ветви) — Дмитрий Святославович, с 1253 г. † 1269 г. (в монаш. Схиме). Святослав-Гавриил Всеволодович, с 1212 г. {Половцов}. ..

Юрьевич, Иван

Писатель-философ, 1824—25 г.{Половцов}. ..

Юрьевич, Семен Алексеевич

— генерал-адъютант, генерал от инфантерии. Родился в 1798 г. В Могилевской губернии. Происходя из знатного старинного рода, Ю. Не наследовал от своих родителей ничего, кроме фамилии, так как к этому времени их род уже сильно обеднел. Воспитание он получил в 1-м кадетском корпусе, по окончании которого был назначен прапорщиком в 24-ю артиллерийскую бригаду (1817 г.). В 1820 г. Ю. Был переведен в 1-й кадетский корпус, где преподавал фортификацию и артиллерию, а в 1825 г. Был командирован с несколь..

Юрьевич, Станислав Осипович

— Витебский губернский предводитель дворянства. Родился в 1800 г. Воспитание получил в Полоцкой иезуитской академии, по окончании которой в 1820 г. Поступил в Казанский драгунский полк юнкером. Произведенный в следующем году в прапорщики, он в 1824 г. Был переведен в Мариупольский гусарский полк, с переименованием в корнеты, и в том же году был произведен в поручики. В 1828 г. Ю. Принял участие в турецкой войне и за отличия, оказанные в ряде сражений под крепостью Шумлой, был награжден орденами...

Дополнительный поиск Юрьевич, Иван Иванович Юрьевич, Иван Иванович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Юрьевич, Иван Иванович" в словаре Большая биографическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Юрьевич, Иван Иванович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ю". Общая длина 22 символа