Якулов, Георгий Богданович
(1884—1928) — художник и театральный декоратор. Род. В Тифлисе, средней школы не окончил (был исключен), затем учился некоторое время в Школе живописи, ваяния и зодчества. Японскую войну (1904—05) провел на Дальнем Востоке. Впервые выставлялся в 1906 ("Т-во московских художников"), впоследствии, вплоть до 1917, участник выставок "Мира искусства", за границей — в Вене (Сецессион, l909) и в Берлине (Осенний Салон, 1913). Работал у Делоне. Изучал средневековых итальянских мастеров, стремясь на анализе произведений китайских художников и раннеевропейского искусства создать новый азиатско-европейский метод в искусстве. Все станковые вещи Я. Служат как бы иллюстрацией этих его исканий, вызывая в памяти то мотивы Востока ("Петухи", "Эксцентрики", "Бал Бюлье".
И т. Д.) то формы западного искусства ("Бой", "Ломбардия", "Бедный Рыцарь". И др.).Война 1914 прервала работы Я. До 1917, когда он, после тяжелого ранения, возвратился в Москву. Это было начало бурных исканий в области театрального искусства, и здесь роль Я. Как новатора велика. Почти каждая из 20 его постановок своеобразно разрешала какую-либо определенную проблему. Начиная с "Обмена". Клоделя (Камерный театр, 1918), театральные искания получили уже некоторое теоретическое обоснование. Сценическая площадка сознательно включалась в игру, свет превращен в действенный фактор спектакля, и все оформление строилось на принципе конструкции. Я. Дифференцировал для каждого вида спектакля (оперы, балета, трагедии и пр.) каноны художественной экспрессии и монтажа в противовес старому театру, который все виды оформления сводил к приемам ренессансного оперного рампового театра.
Я. Проводил резкую демаркационную линию между живописью как таковой и театрально - декорационным искусством, формулировав распространенное ныне положение. "живопись оперирует с плоскостью и цветом, театр с пространством и светом". Особенное значение имеют принципиальные постановки Я. Трагедии "Эдип", "Вечный жид". (студия "Габима"), "Принцесса Брамбилда", оперетта "Жирофле Жирофля". (московский Камерный театр) и опера "Риенци". Одной из последних работ Я. Была постановка балета "Стальной скок". (С. Прокофьева) в Париже у Дягилева (1926), повторенная на сцене Grand Opéra.Своим капитальным трудом Якулов считал проект памятника "Двадцати шести комиссарам".
В виде огромной спирали (синтез гор Закавказья и поступательного движения революции), получивший 1-ю премию на плебисците в г. Баку и печатный диплом "вне конкурса". На Международной выставке декоративных искусств в Париже (1925). Я. Принимал участие в Комиссии ВЦИК по выработке условий конкурса на постройку мавзолея В. И. Ленина, работал над проектом "Красного стадиона". На Ленинских (б. Воробьевых) горах в Москве, и др. Статьи Я. По вопросам искусства разбросаны в различных журналах (среди них наибольший интерес представляет статья "Голубое солнце". В сборнике "Альциона", Москва, 1913).Лит. Гиляровская Н., Театрально-декорационное искусство за пять лет, Казань, 1924. Ее же, Декоративное искусство за 12 лет (1917—1929), "Искусство", М., 1929, № 7—8.
Масленников H. H., Художник в театре, Москва, 1930. Лопатинский Б., Монтаж московских театров, "Русское искусство", Москва—Ленинград, 1923, № 2—3. Я. Гиляровская. Якулов, Георгий Богданович Род. 1884, ум. 1928. Художник-футурист. Автор костюмов и декораций для Камерного театра в Москве, антрепризы С. П. Дягилева в Париже и др..
Дополнительный поиск Якулов, Георгий Богданович
На нашем сайте Вы найдете значение "Якулов, Георгий Богданович" в словаре Большая биографическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Якулов, Георгий Богданович, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Я". Общая длина 26 символа