Фоника

102

(от греч. Phone – звук) звуковая организация художественной речи, а также отрасль поэтики, её изучающая. Звуковой материал, которым располагает художественная речь, задан ей самим языком. Он всегда ограничен (например, в рус. Языке всего 41 фонема), поэтому случайное повторение тех или иных звуковых явлений естественно происходит во всякой речи. Речь художественная упорядочивает эти повторения, используя их для эстетического воздействия. Упорядоченность частично канонизируется, превращаясь в твёрдые нормы (область стихосложения (См. Стихосложение)), частично остаётся более свободной (область Ф. В узком смысле слова – она же эвфония, инструментовка). В разных литературах и в разные эпохи внимание к фонической организации текста было различно (в рус.

Поэзии – в 20 в. Больше, чем в 19 в.), но всегда в поэзии проявлялось больше, чем в прозе (см. Поэзия и проза). Основным элементом Ф. (эвфонии) является, т. О., звуковой повтор. Среди звуковых повторов различаются. А) по характеру звуков – аллитерации (См. Аллитерация) (повторы согласных) и Ассонансы (повторы гласных). Б) по количеству звуков – двойные, тройные и т.д. (А. А. И А. А. А...), простые и сложные (А. А. И ABC. ABC...), полные и неполные (ABC. ABC. И ABC. AC. BC...). В) по расположению звуков в повторе (ABC. BCA. AC. И пр.) – терминология не установлена. Г) по расположению повторов в словах, в стихах и т.д. – анафора (А. – А...), Эпифора (. A –. A), стык (. A – А...), кольцо (А. –. A) и их комбинации. Некоторые из этих повторов могут быть канонизированы и стать элементом стихосложения (аллитерация в анафоре стиха канонизирована в герм.

И тюрк. Аллитерационном стихе, сложная аллитерация с ассонансом в эпифоре стиха канонизирована в рифме (См. Рифма)). Повторы превращаются в систему. А) подбором присутствующих в тексте звуков (обычно) или отсутствующих (липо-грамматические стихи, как в древвне-индийской поэтике или в стихотворениях Г. Р. Державина, без звука «р»). Б) расположением отобранных звуков по сходству (обычно) или по контрасту (в строках А. С. Пушкина «Пора, перо покоя просит, я девять песен написал» центральное слово «девять» контрастно выделяется на фоне аллитерации на «п»). В) сходством располагаемых звуков вполне точным (аллитерация на «и», ассонанс на «у») или приблизительным (аллитерация на губные согласные, ассонанс на закрытые гласные).

Осмысление получающихся таким образом фонических систем (связь «звук и смысл») происходит с различной степенью конкретности. А) звукоподражание или Ономатопея («Знакомым шумом шорох их вершин...» – Пушкин). Б) «звуковой символизм» (так, для пушкинских строк «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» небезразлично, что по данным психологии звук «у» независимо от смысла слов обычно воспринимается как «тёмный», «тяжёлый», «грустный» и др.). В) звуковые ассоциации (аллитерирующие звуки напоминают о каком-то названном или неназванном «ключевом слове» – такова теория анаграмм (См. Анаграмма), разработанная Ф. Де Соссюром). Но и независимо от такого прямого осмысления сам факт наличия звуковых перекличек в стихе обогащает текст внутритекстовыми связями и тем делает его потенциально более выразительным художественно.

См. Также Звукопись. Лит. Артюшков А., Стиховедение. Качественная фоника русского стиха, М., 1927. Брюсов В., Звукопись Пушкина, Избр. Соч., т. 2, М., 1955. Брик О., Звуковые повторы, в сборнике. Поэтика, П., 1919. Бернштейн С., Опыт анализа «словесной инструментовки», в. Сб. Поэтика, в. 5, Л., 1929. Шенгели Г., Техника стиха, М. 1960. Гончаров Б. П., Звуковая организация стиха и проблемы рифмы, М., 1973. М. Л. Гаспаров..

Значения в других словарях
Фонетика

(греч. Phonetikos – звуковой, от phone – звук) раздел языкознания (См. Языкознание), изучающий звуковую сторону языка. В отличие от др. Лингвистических дисциплин, Ф. Исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта. Работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений. Поэтому Ф. Связана также с нелингвистическими дисциплинами. С анатомией и физиологией речеобразования и восприятия речи, с одной стороны, и с акустикой речи – с друг..

Фониатрия

(от греч. Phone – звук, голос и iatreia – лечение) раздел оториноларингологии (См. Оториноларингология) и вокальной педагогики, изучающий физиологию и патологию голосового аппарата человека, а также профилактику и лечение нарушений голоса.. ..

Фонограмма

(от греч. Phone – звук и ...грамма Сигналограмма, полученная в результате звукозаписи (См. Звукозапись). Классификация Ф. Производится в основном по следующим признакам. Физическим явлениям, на основе которых осуществляется запись, и характерным особенностям записанной на Ф. Информации. Согласно первому признаку, различают Ф. Механические (граммофонные пластинки (См. Граммофонная пластинка)), фотографические и магнитные, полученные, соответственно, посредством механической записи (См. Механическ..

Фонограф

(от греч. Phone – звук и ...граф прибор для механической звукозаписи (См. Звукозапись) и звуковоспроизведения. Изобретён Т. А. Эдисоном в 1877. Звук записывается на цилиндрическом валике, обёрнутом оловянной фольгой (или бумажной лентой, покрытой слоем воска) при помощи иглы (резца), связанной с мембраной (См. Мембрана), игла вычерчивает на поверхности фольги винтовую канавку переменной глубины. При воспроизведении движущаяся по канавке игла совершает механические колебания и связанная с ней мем..

Фоника

ФОНИКА (от греч. Phone - звук) (эвфония) -..1) звуковая организация речи (преимущественно стихотворной), особенно в тех ее элементах, правила повтора которых не канонизованы (как в случае метра или рифмы), - таковы звуковые повторы (и др. Виды звуковой инструментовки), интонация стихотворная и пр2)] Раздел стиховедения, изучающий фонетику в 1-м значении.. ..

Фоника

ФОНИКА (от греческого phone - звук) (эвфония), 1) звуковая организация речи (преимущественно стихотворной), особенно в тех ее элементах, правила повтора которых не канонизованы (как в случае метра или рифмы), а именно. Звуковые повторы>, звукоподражание, паронимы, интонация> стихотворная. 2) Раздел стихосложения, изучающий фонику в 1-м значении.. ..

Фоника

(греч., от phone - звук). Учение о тонах, о слухе.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)греч., от phone, звук. Учение о звуках.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865). ..

Фоника

(от греч. Phonikos — звучащий). Звуковая организация речи (звукопись, звуковая инструментовка). ..

Фоника

Ж.Звуковая сторона речи. Фонетика.. ..

Фоника

ФО́НИКА -и. Ж. [от греч. Phōnē - звук, голос] Лит. Звуковая организация поэтической речи.. ..

Фоника

-и, ас. (спец.). Звуковая организация художественной речи. Ф. Стиха. II прш. Фонический, -ая, -ое.. ..

Фоника

Фоники, мн. Нет, ж. (от греч. Phone - звук) (лингв.). Звуковая сторона, звуковой состав речи. То же, что фонетика во 2 знач.. ..

Фоника

ФОНИКА - отдел теории стиха, изучающий его звуковую организацию. При широком толковании термина Ф. В последнюю включается и учение о стихотворной ритмике. Однако более обычным и более четким является ограничение понятия Ф. Изучением сочетаний гласных и согласных звуков в звуковых комплексах и их конструктивной функции в организации стихового ряда. В силу этого учение о рифме, как о звуковом повторе, относится к Ф., а ритмообразующая ее роль входит в теорию ритма и композиции стиха.Одним из осно..

Фоника

— раздел стиховедения, изучающий звуковую организацию речи, особенно в тех ее элементах, правила повтора которых не канонизированы, например звуковые повторы и другие виды звуковой инструментовки.. ..

Дополнительный поиск Фоника Фоника

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Фоника" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фоника, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 6 символа