Фуга
(итал. Fuga, от лат. Fuga — бег, бегство) (музыкальная), высшая форма полифонической музыки (см. Полифония). Строится на многократных имитационных проведениях основной музыкальной темы во всех голосах (от 2 и более). В 1-й части Ф. — экспозиции — тема проходит во всех голосах поочерёдно в основной тональности (вождь) и в доминантовой, реже субдоминантовой, в современной Ф. — в любой другой (спутник, ответ). В др. Голосах со 2-го проведения звучат мелодии, образующие Контрапункт к ответу или к теме, они называются противосложениями. Проведения темы обычно перемежаются эпизодами развивающего характера, называются интермедиями. Иногда краткость экспозиции компенсируется дополнительными проведениями темы и ответа. Если они даны во всех голосах, то образуется контрэкспозиция.
В последующих разделах обычно осуществляется тональное развитие — тема проводится в тональностях, не представленных в экспозиции. Здесь часто применяются и собственно полифонические средства. Стретта (род канонического проведения темы), различные виды сложного контрапункта, преобразования темы (обращение, увеличение и др.). Окончание Ф. Устойчивого характера, зачастую типа репризы (См. Реприза). В развитии простой Ф., в отличие от сонатной формы (См. Сонатная форма), не возникает производного контраста — она развивает один музыкальный образ (характер). В сложной Ф., т. Е. Написанной на 2 или 3 темы (двойная, тройная Ф.), темы как бы дополняют друг друга. Встречаются Ф. Как самостоятельные сочинения. Часто Ф. Предваряется прелюдией, токкатой, фантазией.
Нередко Ф. С предваряющими их пьесами объединяются в циклы (И. С. Бах, «Хорошо темперированный клавир». П. Хиндемит, «Ludus tonalis». Д. Д. Шостакович, 24 прелюдии и фуги). Нередко Ф. Является одной из частей сонаты, оратории и др. Многочастных произведений, а также разделом одночастной пьесы. Ф. Развилась из канцоны (См. Канцона), Ричеркара (Дж. Габриели, 16 в.) и др. Старинных форм. Она сформировалась в инструментальной музыке 17 в. (Дж. Фрескобальди) в пору утверждения мажора и минора при переходе от полифонии строгого стиля (См. Строгий стиль) к полифонии свободного стиля (См. Свободный стиль). Высшего совершенства Ф. Достигает в творчестве И. С. Баха и Г. Ф. Генделя. Во 2-й половине 18 — начале 20 вв. Ф. Менее распространена, но В. А. Моцартом, Л. Бетховеном, С.
Франком, С. И. Танеевым и др. Композиторами созданы выдающиеся образцы этой формы. В 20 в. Ф. — область особого внимания композиторов, которые реализуют в ней новейшие идеи (И. Ф. Стравинский, Хиндемит, Шостакович, Р. К. Щедрин и др.). Лит. Протопопов В., История полифонии в её важнейших явлениях. Русская классическая и советская музыка, М., 1962. Его же, История полифонии. Западноевропейская классика XVIII—XIX вв., М., 1965. Полифония. Сб. Теоретических статей, М., 1975. Чугаев А., Особенности строения клавирных фуг Баха, М., 1975. Ghislanzoni A., Storia dellafuga, Mil., [1952]..
Дополнительный поиск Фуга
На нашем сайте Вы найдете значение "Фуга" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фуга, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ф". Общая длина 4 символа