Хомяков
Алексей Степанович [1(13).5.1804, Москва, — 23.9(5.10).1860, с. Ивановское, ныне Данковского района Липецкой области], русский религиозный философ, поэт, публицист. Основатель славянофильства (см. Славянофилы). Из старинного дворянского рода. Получил домашнее образование, сдал экзамен в Московском университете на степень кандидата математических наук. Был близок московскому кружку «любомудров» (См. Любомудры). Сотрудничал в журнале «Европеец», «Москвитянин», «Русская беседа», был председателем общества любителей русской словесности при Московском университете (1858—60). Сторонник отмены крепостного права путём реформы. В самодержавии видел единственно возможную для России политическую власть, но предлагал созыв Земского собора и ряд др.
Либеральных реформ (свободное выражение общественного мнения, отмена смертной казни и т.п.). Статьей Х. «О старом и новом» (1839), распространявшейся в списках, датируется возникновение славянофильства. Творчеству Х. Свойственна полемическая направленность (критика католицизма, протестантизма, западников (См. Западники), немецкого классического идеализма и др.). В центре его воззрений — учение о «соборности» («кафоличности», цельности, внутренней полноте), характеризующей природу не только христианской церкви, но также человека, общества, процессов познания и творчества. Тем самым «соборность» трактуется Х. Как общий метафизический принцип устроения бытия — множество, собранное силой любви в «свободное и органическое единство» (противоположный тип — «ассоциация», формальное, внешнее соединение множества элементов).
В дальнейшем это учение Х. Стало одной из основ концепций всеединства и личности в русской религиозной философии (Вл. С. Соловьев (См. Соловьёв), Е. Н. Трубецкой, П. А. Флоренский, Л. П. Карсавин, С. Л. Франк). Существование человека, по Х., динамично. Он наделён способностью устремляться к бытию, Богу, но для сохранения этой устремлённости необходимо особое состояние, «истинная вера», когда всё многообразие духовных и душевных сил человека собрано в живую и стройную цельность (важную роль в этом Х. Отводил воле). Вера — это одновременно «познание и жизнь», «живознание». В социальной философии противопоставление «соборности» и «ассоциативности» выступает у Х. В виде антитезы общины и «дружины» (или «коммуны»), «истинного братства» и «условного договора» и т.д.
Идеализируя русскую крестьянскую общину, он усматривает в ней наибольшее приближение к общественному идеалу. Мировая история, по Х., это история народов, каждый из которых мыслится в духе Романтизма как коллективная личность, «живое лицо», наделённое неповторимым обликом, характером и историческим призванием. Ход национальной истории определяется у Х. Соотношением начал «ассоциативности» и «соборности» в духовных истоках нации. С этой же антитезой связано и возведение в «Записках о всемирной истории» всех мировых религий и культур к двум началам — «кушитскому» (покорность необходимости — вещественный или логический, религиозный магизм и т.п.) и «иранскому» (свободная стихия духа, личности, устремлённость к творчеству, нравственное самосознание и т.д.).
Специфический характер русской истории Х., как и др. Славянофилы, усматривал в православии как единственном источнике просвещения на Руси, в «мирном» процессе образования русской нации, в общинном начале как основе общественного устройства. Усвоение высшим сословием «чужеродных» начал западной цивилизации привело, по Х., к разрыву между «просвещённым обществом» и народом, достигшему апогея в послепетровскую эпоху. Возвращение к исконным началам — единственный путь к созданию самобытной национальной культуры. В рамках этой культурно-исторической и социальной утопии славянофилов Х., в отличие от И. В. Киреевского (См. Киреевский) и К. С. Аксакова, более критически относился к ранним этапам русской истории. Поэтические произведения Х.
— стихотворные трагедии «Ермак» и «Дмитрий Самозванец», лирические стихотворения — тесно связаны с его философскими и историческими воззрениями, проникнуты гражданским пафосом («России» и др.). Соч. Полное собрание соч., т. 1—8, М., 1886—1906. Соч., кн. 1—6, П., 1915. Стихотворения и драмы, вступ. Ст. Б. Ф. Егорова, Л., 1969. Лит. Герцен А. И., Собр. Соч., т. 9, М., 1956, с. 157. Лясковский В. Н., А. С. Хомяков. Его жизнь и сочинения, М., 1897. Завитневич В. З., А. С. Хомяков, т. 1 (кн. 1—2) — 2, К., 1902—13 (лит.). Бердяев Н. А., А. С. Хомяков, М., 1912. История философии в СССР, т. 2, М., 1968. Gratieux A., A. S. Khomiakov et le mouvernent slavophile, t. 1—2, P., 1939. Christoff P. K., An introduction to nineteenth-century Russian slavophilism, v. 1 — A. S. Xomjakov, 's-Gravenhage, 1961.
С. С. Хоружий.
Дополнительный поиск Хомяков
На нашем сайте Вы найдете значение "Хомяков" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хомяков, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Х". Общая длина 7 символа