Хомяков

187

Алексей Степанович [1(13).5.1804, Москва, — 23.9(5.10).1860, с. Ивановское, ныне Данковского района Липецкой области], русский религиозный философ, поэт, публицист. Основатель славянофильства (см. Славянофилы). Из старинного дворянского рода. Получил домашнее образование, сдал экзамен в Московском университете на степень кандидата математических наук. Был близок московскому кружку «любомудров» (См. Любомудры). Сотрудничал в журнале «Европеец», «Москвитянин», «Русская беседа», был председателем общества любителей русской словесности при Московском университете (1858—60). Сторонник отмены крепостного права путём реформы. В самодержавии видел единственно возможную для России политическую власть, но предлагал созыв Земского собора и ряд др.

Либеральных реформ (свободное выражение общественного мнения, отмена смертной казни и т.п.). Статьей Х. «О старом и новом» (1839), распространявшейся в списках, датируется возникновение славянофильства. Творчеству Х. Свойственна полемическая направленность (критика католицизма, протестантизма, западников (См. Западники), немецкого классического идеализма и др.). В центре его воззрений — учение о «соборности» («кафоличности», цельности, внутренней полноте), характеризующей природу не только христианской церкви, но также человека, общества, процессов познания и творчества. Тем самым «соборность» трактуется Х. Как общий метафизический принцип устроения бытия — множество, собранное силой любви в «свободное и органическое единство» (противоположный тип — «ассоциация», формальное, внешнее соединение множества элементов).

В дальнейшем это учение Х. Стало одной из основ концепций всеединства и личности в русской религиозной философии (Вл. С. Соловьев (См. Соловьёв), Е. Н. Трубецкой, П. А. Флоренский, Л. П. Карсавин, С. Л. Франк). Существование человека, по Х., динамично. Он наделён способностью устремляться к бытию, Богу, но для сохранения этой устремлённости необходимо особое состояние, «истинная вера», когда всё многообразие духовных и душевных сил человека собрано в живую и стройную цельность (важную роль в этом Х. Отводил воле). Вера — это одновременно «познание и жизнь», «живознание». В социальной философии противопоставление «соборности» и «ассоциативности» выступает у Х. В виде антитезы общины и «дружины» (или «коммуны»), «истинного братства» и «условного договора» и т.д.

Идеализируя русскую крестьянскую общину, он усматривает в ней наибольшее приближение к общественному идеалу. Мировая история, по Х., это история народов, каждый из которых мыслится в духе Романтизма как коллективная личность, «живое лицо», наделённое неповторимым обликом, характером и историческим призванием. Ход национальной истории определяется у Х. Соотношением начал «ассоциативности» и «соборности» в духовных истоках нации. С этой же антитезой связано и возведение в «Записках о всемирной истории» всех мировых религий и культур к двум началам — «кушитскому» (покорность необходимости — вещественный или логический, религиозный магизм и т.п.) и «иранскому» (свободная стихия духа, личности, устремлённость к творчеству, нравственное самосознание и т.д.).

Специфический характер русской истории Х., как и др. Славянофилы, усматривал в православии как единственном источнике просвещения на Руси, в «мирном» процессе образования русской нации, в общинном начале как основе общественного устройства. Усвоение высшим сословием «чужеродных» начал западной цивилизации привело, по Х., к разрыву между «просвещённым обществом» и народом, достигшему апогея в послепетровскую эпоху. Возвращение к исконным началам — единственный путь к созданию самобытной национальной культуры. В рамках этой культурно-исторической и социальной утопии славянофилов Х., в отличие от И. В. Киреевского (См. Киреевский) и К. С. Аксакова, более критически относился к ранним этапам русской истории. Поэтические произведения Х.

— стихотворные трагедии «Ермак» и «Дмитрий Самозванец», лирические стихотворения — тесно связаны с его философскими и историческими воззрениями, проникнуты гражданским пафосом («России» и др.). Соч. Полное собрание соч., т. 1—8, М., 1886—1906. Соч., кн. 1—6, П., 1915. Стихотворения и драмы, вступ. Ст. Б. Ф. Егорова, Л., 1969. Лит. Герцен А. И., Собр. Соч., т. 9, М., 1956, с. 157. Лясковский В. Н., А. С. Хомяков. Его жизнь и сочинения, М., 1897. Завитневич В. З., А. С. Хомяков, т. 1 (кн. 1—2) — 2, К., 1902—13 (лит.). Бердяев Н. А., А. С. Хомяков, М., 1912. История философии в СССР, т. 2, М., 1968. Gratieux A., A. S. Khomiakov et le mouvernent slavophile, t. 1—2, P., 1939. Christoff P. K., An introduction to nineteenth-century Russian slavophilism, v. 1 — A. S. Xomjakov, 's-Gravenhage, 1961.

С. С. Хоружий.

Значения в других словарях
Хомутово

посёлок городского типа, центр Новодеревеньковского района Орловской области РСФСР. Ж.-д. Станция на линии Орёл — Елец, в 108 км к В. От Орла. Овощеконсервный завод, элеватор. ..

Хомяки

(Cricetinae) подсемейство грызунов семейства хомякообразных. Длина тела от 5 до 36 см, хвоста от 0,7 до 33 см. Окраска от пепельно- или буровато-серой до тёмной коричнево-охристой. Иногда вдоль спины проходит чёрная полоса и в передней части туловища имеются черно-белые участки. Более 60 родов, объединяющих около 240 видов. Распространены в Северной и Южной Америке, Европе, Африке, Южной, Центральной и Восточной Азии. В СССР 14 видов, относящихся к 6 родам. Мышевидные хомячки (Calomyscus), серые..

Хомяков Алексей Степанович

Хомяков Алексей Степанович [1(13).5.1804, Москва, ‒ 23.9(5.10).1860, с. Ивановское, ныне Данковского района Липецкой области], русский религиозный философ, поэт, публицист. Основатель славянофильства (см. Славянофилы. ..

Хомякообразные

(Cricetidae) семейство млекопитающих отряда грызунов. Длина тела от 5 до 36 см, хвоста от 0,7 до 33 см. 5 подсемейств. Хомяки, Полёвки, Песчанки, мадагаскарские хомяки (Nesomyinae), африканские хомяки (Lophiomyinae). Около 100 родов, объединяющих более 600 видов. Распространены в Северной и Южной Америке, Европе, Азии, на о. Мадагаскар. В СССР около 75 видов из подсемейств хомяков, полёвок и песчанок. Обитают на всей территории страны. Наземные, подземные, древесные и полуводные животные. Растит..

Хомяков

ХОМЯКОВ Алексей Степанович (1804-60), православный богослов, философ, писатель, поэт, публицист, один из основоположников славянофильства (статья "О старом и новом", 1839), член-корреспондент Петербургской АН (1856). Ориентация на восточную патристику (учение о "соборности" и др.) сочеталась у Хомякова с элементами философского романтизма. Выступал с либеральных позиций за отмену крепостного права, смертной казни, за введение свободы слова, печати и др. Стихотворные трагедии "Ермак" (1832) и "Дм..

Хомяков

Хомяков, Н. А. - видный октябрист, смоленский дворянин-землевладелец. Был смоленским губернским предводителем дворянства, позднее - директором департамента министерства земледелия. Член второй и третьей Дум от Смоленска. В третьей Думе Хомяков был избран председателем. Система думских скандалов развернулась при нем особенно широко. В должности председателя Думы Хомяков пробыл до 4 марта 1910 г.. ..

Хомяков

ХОМЯК ХОМЯКОВХомяк - полевой зверек с долгим периодом спячки. Отсюда и второе значение. Соня, лежебока. Мирское имя Хомяк было известно еще в древности. В писцовых книгах 1500 года находим холопа Хомяка и помещика Хомяка Рындина. (Ф) В 'Ономастиконе' Веселовского. Хомяк, Хомяков. Кн. Иван Данилович Хомяк Пенков, Ярославский, боярин, 1524 г. Степан Хомяк Бундов, 1562 г. Борис Хомяков, первая половина XVI в. Ог него - Хомяковы, XVI в. И позже, Тула. Фамилии же без специальных суффиксов больше хара..

Хомяков

Алексей Степанович (1.V.1804 - 23.IX.1860) - русский писатель, публицист, философ, обществ. Деятель. Один из идеологов славянофилов. Из старого дворянского рода. Получил домашнее образование и сдал экзамен в Моск. Ун-те на звание кандидата математич. Наук. В 1822-25, 1828-29 - на воен. Службе. Участник рус.-тур. Войны 1828-29. Выйдя в отставку, жил в Москве и в своих тульском и рязанском имениях. В печати выступал с нач. 20-х гг. Сотрудничал в журналах - "Европеец", "Москвитянин", "Рус. Беседа",..

Хомяков

ХОМЯКОВ Алексей Степанович (1804-1860) - русский религиозный философ, богослов, литературный критик, писатель и поэт. Наряду с И.В. Киреевским стоял у истоков славянофильства. Его ведущий идеолог. Окончил физико-математический факультет Московского университета. Участник русско-турецкой войны за освобождение Болгарии. В России был под запретом. Печатался за границей (Париж, Берлин. Лейпциг). Основные философские и богословские работы X. "О старом и новом" (1839 - этим годом датируется возникнове..

Хомяков

Алексей Степанович (1804-60), выдающийся рус. Правосл. Богослов, историк, публицист и поэт, представитель раннего славянофильства. Род. В Москве в старинной дворянской семье. Большое влияние на Х. Имела мать, воспитавшая его в правосл. Традиции, к-рой он остался верен до конца дней. В 1822 Х. Сдал экзамен в Московском ун-те на звание кандидата математич. Наук. Состоял на военной службе. Участвовал в рус.-турецкой войне. Выйдя в отставку, Х. Посвятил себя лит. Деятельности и сельскому хозяйству в..

Хомяков

Алексей Степанович (1804-1860)русский философ, богослов, поэт и драматург. Один из главных идеологов славянофильства.. ..

Дополнительный поиск Хомяков Хомяков

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Хомяков" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хомяков, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Х". Общая длина 7 символа