Христос
(греч. Christós, буквально — помазанник) Иисус Христос, в христианском церковном учении основатель христианства (См. Христианство). Согласно евангельской мифологии Х. Родился от «святого духа» в Вифлееме у Марии (См. Мария), жены Иосифа. Младенцем его увезли в Египет, чтобы спасти от Ирода I (См. Ирод I). Вернулся в Палестину и был крещен Иоанном Крестителем. Х. Собрал вокруг себя 12 учеников-апостолов (Петр, Андрей, Иаков, Иоанн, Иуда и др.) и ходил с ними по Палестине, проповедуя своё учение и творя чудеса. В Иерусалиме Иуда предал Х. За 30 сребреников. На пасхальной неделе Х. Был осужден римским наместником Понтием Пилатом на смертную казнь вместе с двумя разбойниками, распят на кресте и затем похоронен, но «по прошествии субботы» воскрес.
Дошла до нас и «антилегенда» о Х. (передана римским писателем 2 в. Цельсом, в Талмуде и др.), согласно которой Х. Был сыном Марии и римского солдата Пантеры (Пандиры) и за чародейство был забит камнями. Христианское богословие 2—4 вв. Развило намеченную в Новом завете идею о Х. Как сыне божьем. Он стал рассматриваться как второе лицо Троицы (См. Троица). Ортодоксальное христианство приняло концепцию Х. — богочеловека, в котором были соединены человеческая и божественная природы. Вопрос об историчности Х. Вызывает среди религиоведов острые споры. Существуют два основных направления. 1) мифологическое — признающее Х. Мифическим образом, созданным на основе тотемических верований или земледельческих культов, подобно культу Осириса, Таммуза и др.
Иногда в мифе о Х. Видят вариант легенды о Будде или результат астрологических спекуляций. 2) Историческое — признающее Х. Исторической личностью. В пользу историчности Х. Приводятся аргументы. Упоминания о нём у Иосифа Флавия и Тацита, наличие во 2 в. «антилегенды» о Х. (в которой отрицается не существование Х., а лишь приписываемый ему ореол божественности), раннее происхождение евангелий (сохранились папирусные фрагменты евангелия от Иоанна, датируемые началом 2 в.). Согласно аргументам, выдвигаемым мифологическим направлением, мифичность Х. Главным образом доказывают. Противоречия в новозаветном рассказе о Х., обилие приписанных ему чудес, ошибки в описании быта и природы Палестины, отсутствие сведений о Х. У греко-римских авторов 1 в.
Н. Э. (подлинность упоминаний о Х., имеющихся у Иосифа Флавия и Тацита, исследователи этого направления оспаривают). Некоторые из историков этой школы утверждают, что евангелия создавались в конце 2 в., т. Е. Много позднее описываемой в них жизни Х., и образ Х. Сложился в них под влиянием Плутарха. Образ Х. Занимает важное место в средневековой литературе и искусстве. Х. Оставался в центре внимания художников Возрождения. В новое время в Х. Видели нравственный идеал (Л. Толстой), революционера-бунтаря (К. Каутский), героя-страдальца (Э. Ренан). Лит. Древе А., Отрицание историчности Иисуса в прошлом и настоящем, пер. С нем., М., 1930. Кушу П., Загадка Иисуса, пер. С франц., М., 1930. Кубланов М. М., Иисус Христос — бог, человек, миф?, М., 1964.
Каждан А., Историческое зерно предания об Иисусе, «Наука и религия», 1966, № 2. Крывелев И. А., Что знает история об Иисусе Христе?, М., 1969. Его же, История религии, т. 1, М., 1975, с. 145—155..
Дополнительный поиск Христос
На нашем сайте Вы найдете значение "Христос" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Христос, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Х". Общая длина 7 символа