Чапек

115

IЧа́пек (Čapek) Йосеф (23.3.1887, Гронов, — апрель 1945, концлагерь Берген-Бельзен, Германия), чешский живописец, график, писатель, антифашист. Представитель прогрессивного направления в чешском искусстве. Учился в Художественно-промышленной школе в Праге и в Париже. Печататься начал с 1907 вместе с братом К. Чапеком. В 1910—20-е гг. Сотрудничал в прогрессивных газетах и журналах, писал критические статьи, фельетоны, выполнял карикатуры для газеты «Народные новости» (Брно). В области изобразительных искусств в поисках выразительности и простоты средств обращался к отдельным приёмам кубизма, фовизма и примитивизма. В живописных композициях отражал жизнь городской бедноты («Человек с мешком», 1926, Национальная галерея, Прага).

Выполнял лаконичные по форме иллюстрации (рисунки, литографии, линогравюры) к произведениям чешских писателей, в т. Ч. К романам К. Чапека «Фабрика Абсолюта» (1922), «Кракатит» (1924) и др., к собственным произведениям («Повесть о собачке и кошечке», 1929). Черты мягкой иронии и гротеска сменяются в творчестве Ч. Драматической экспрессией — живописные циклы «Огонь» и «Мечта» (1938—39, Национальная галерея, Прага), отражающие в обобщённо-символической форме народные страдания в период фашистской диктатуры. Проникнутые страстным гневом серии антифашистских карикатур. Соч. Stín kapradíny..., Praha, 1930. Umění přírodních národů, Praha, 1938. O sobě, Praha, 1958. Лит. Pečírka J., J. Čapek, Praha, 1961. Thiele V., J. Čapek a kniha, Praha, 1958.

Halík M., SIavík J., Bojovné dílo J. Čapka, Hradec Králové, 1964. IIЧа́пек (Čapek) Карел (9.1.1890, Мале-Сватонёвице, — 25.12.1938, Прага), чешский писатель. Окончил философский факультет Пражского университета (1915). Печатался с 1907. Большая часть ранних рассказов 1908—13 (вошли в сборники «Сад Краконоша», 1918. «Сияющие глубины», 1916) написана совместно с братом Й. Чапеком. Трагические события 1-й мировой войны 1914—18 определили напряжённые поиски Ч. Критерия истины, его размышления над философскими проблемами и стремление открыть источник противоречий жизни. Сборники рассказов «Распятие» (1917), «Мучительные рассказы» (1921), близкие к экспрессионизму. Однако эти поиски совпали с влиянием на писателя философии прагматизма и релятивизма, представлений о «множественности» истин («каждый прав по-своему»).

Не принимая революционную борьбу, Ч. Склонился к морально-этическому гуманизму. Многие его произведения, в том числе лирическая комедия «Разбойник» (1920), строятся как сопоставление несколько «правд». Ч. Мыслит как бы одновременно несколькими вариантами, сохраняя, однако, свой этический идеал. Мировую известность Ч. Принесли социально-фантастические произведения (драмы «R. U. R.», 1920, — о восстании роботов. Слово «робот» придумано Ч. «Средство Макропулоса», 1922. Романы «Фабрика Абсолюта», 1922, и «Кракатит», 1924). Научно-фантастические допущение об открытии или изобретении, способном быстро изменить условия жизни человечества, служит построению своего рода мысленного социально-философского эксперимента, созданию искусственных обстоятельств, в которых с особой наглядностью предстают те или иные философские проблемы и тенденции современной жизни.

Значит, место занимает критика бесчеловечности, милитаризма, церкви, однако стихийный характер буржуазных социально-экономических процессов абсолютизируется Ч. Как черта развития человечества вообще. Драмы и романы Ч. Носят характер иронической и сатирической утопий — предостережений о катастрофическом потенциале, заключённом в социальной и международной конфликтности современного бытия, и об опасности дегуманизирующих тенденций. Наряду с реалистической тенденцией у Ч. Порой сказывается заданность философских тезисов. В начале 20-х гг. Ч. Создаёт путевые очерки «Письма из Италии» (1923) и «Письма из Англии» (1924) и др., отличающиеся реалистической конкретностью образных характеристик и лирическим юмором. Во 2-й половине 20-х — начале 30-х гг.

Ч. Сближается с Т. Г. Масариком. С усилением в сознании писателя буржуазно-демократических иллюзий в его творчестве нарастают кризисные явления (пьеса братьев Чапеков «Адам-творец», 1927). Ч. Временно отходит от больших социальных и политических проблем и конфликтов. Пишет преимущественно юмористические произведения малых жанров (сборники «Рассказы из одного кармана», «Рассказы из другого кармана», оба — 1929). Философско-юмористическим переосмыслением известных библейских сюжетов является книга «Апокрифы» (1932). Обострение социальных противоречий и «животная доктрина» фашизма обнажили перед Ч. Несостоятельность тезиса «каждый прав по-своему». Философское преодоление релятивизма отразилось в трилогии «Гордубал» (1933), «Метеор», «Обыкновенная жизнь» (обе — 1934).

Перед угрозой новой военной опасности Ч. Приходит к активным антифашистским выступлениям, к критике правящих кругов Чехословакии. Открыто выражает симпатии к СССР. Вершина творчества Ч. — роман «Война с саламандрами» (1936), в котором традиционный для него протест против обесчеловечивания человеческих отношений выливается в сатиру на жизнь буржуазного общества, милитаризм, на расовую теорию и политику фашизма. Роман соединяет в себе черты мистифицированного научно-фантастического жанра, зоологической притчи, социальной утопии, политического памфлета и насыщен пародийными формами. Антифашистская и антивоенная направленность и поиски идеала «цельного человека», способного к борьбе, определили содержание драмы «Белая болезнь» (1937), повести «Первая спасательная» (1937), последней пьесы Ч.

«Мать» (1938). Переживания Ч. В связи с Мюнхенским соглашением 1938 (См. Мюнхенское соглашение 1938) и травля, которой он подвергся со стороны фашистских и профашистских элементов в период «второй республики», обострили болезнь писателя, ускорив его смерть. Творчество Ч. Оказало значительное влияние на развитие современной социальной фантастики и явилось заметным вкладом в мировую классическую литературу. В Чехословакии существуют два музея Ч. Загородный дом-музей «На стржи» и мемориальный музей на родине писателя. Соч. Spisy br. Čapků, sv. I—51, Praha, 1928-49. Dílo br. Čapků, sv. 1—26, Praha, 1954-71. Výbor z díla K. Čapka, sv. 1-10, Praha, 1972—74. В рус. Пер. — Собр. Соч. [Предисл. Б. Л. Сучкова], т. 1—7, М., 1974— 1977. Соч. [Предисл. С. В. Никольского], т.

1—5, М., 1958—59. Избр., М., 1950. Об искусстве, Л., 1969. Лит. Шевчук В. I., Карел Чапек. Антифашистськi твори, Київ, 1958. Малевич О., Карел Чапек. Критико-биографический очерк, М., 1968. Никольский С. В., Роман К. Чапека «Война с саламандрами», М., 1968. Его же, Карел Чапек — фантаст и сатирик, М., 1973. Бернштейн И. А., К. Чапек. Творческий путь, М., 1969. Волков А. Р., Драматургiя К. Чапека, Львiв, 1972. Сучков Б., Карел Чапек. Опыт современного прочтения, «Знамя», 1974, №6— 7. Mukařovský J., Kapitoly z české poetiky, sv. 2, Praha, 1948, s. 325—400. Harkins W. E., Karel Čapek, N. Y.-L., 1962. Janaszek-Jwaničková H., Karol Čapek czyli dramat humanisty, Warsz., 1962. Matuška A., Človek proti zkáze. Pckus о Karla Čapka, Praha, 1963. С. В. Никольский.

Значения в других словарях
Чапала

(Chapala) озеро в Мексике, на Ю. Мексиканского нагорья. Расположено на высоте около 1500 м. Площадь 1038 км2 (крупнейшее в стране). Средняя глубина около 7 м, наибольшая 33 м. В последние десятилетия усыхает. Впадает р. Лерма, вытекает р. Рио-Гранде-де-Сантьяго, впадающая в Тихий океан. По берегам — курорты. На северо-восточном берегу — г. Окотлан. Снабжает водой г. Гвадалахару. ..

Чапараль

(исп. Chaparral, от chaparro — заросли кустарникового дуба) заросли кустарников (большей частью высотой 1,5—2,0 м) главным образом из вечнозелёных склерофильных видов. Распространены на Ю.-З. Северной Америки (Калифорния, Аризона) и в Мексике. Аналогичны европейскому Маквису. Обычно встречаются в нижних частях склонов горных хребтов на маломощных, каменистых почвах. Выше по склонам переходят в леса, ниже — в прерии и полупустыни. Коренные Ч. Возникают (и возникали задолго до применения огня чело..

Чапек Йосеф

Чапек (Čapek) Йосеф (23.3.1887, Гронов, ‒ апрель 1945, концлагерь Берген-Бельзен, Германия), чешский живописец, график, писатель, антифашист. Представитель прогрессивного направления в чешском искусстве. Учился в Художественно-промышленной школе в Праге и в Париже. Печататься начал с 1907 вместе с братом К. Чапеком. ..

Чапек Карел

Чапек (Čapek) Карел (9.1.1890, Мале-Сватонёвице, ‒ 25.12.1938, Прага), чешский писатель. Окончил философский факультет Пражского университета (1915). Печатался с 1907. Большая часть ранних рассказов 1908‒13 (вошли в сборники «Сад Краконоша», 1918. «Сияющие глубины», 1916) написана совместно с братом Й. Чапеком. ..

Чапек

(Фридрих Czapek) — чешский ботаник, доктор медицины и философии. Родился в Праге в 1868 г. Главные работы Ч. Посвящены геотропизму. Примыкая в своих исследованиях к работам Цесельского и Дарвина, Ч. Собрал много любопытных данных относительно разделения труда между "чувствующей" зоной верхушки корня, которая воспринимает геотропические раздражения, и его "двигательной" зоной, производящей геотропические изгибы ("Untersuchungen über Geotropismus", 1 894, 1895, 1898). Он работал также над изучение..

Дополнительный поиск Чапек Чапек

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Чапек" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Чапек, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ч". Общая длина 5 символа