Чикагская школа

74

в буржуазной политической экономии, направление, выступающее с позиций либерализма. Идейно-теоретические взгляды Ч. Ш. Стали складываться в 30-е гг. 20 в., своё законченное выражение доктрина Ч. Ш. Получила в 60—70-е гг. Главные представители Ч. Ш. — американские учёные-экономисты, группирующиеся преимущественно вокруг Чикагского университета (Ф. Найт, Г. Саймонс, Л. Минтс, М. Фридмен, Дж. Вайнер, Ф. Кейген, Д. Мейзелман, Р. Селден, А. Шварц и др.). Наиболее полное отражение теоретические взгляды и практические рекомендации представителей Ч. Ш. Нашли в работах Найта и особенно Фридмена. Сторонники Ч. Ш. По многим вопросам (формы и методы государственного регулирования капиталистической экономики, теории денег, спроса, ценообразования, экономических циклов, занятости и др.) занимают антикейнсианские позиции и выступают приверженцами неоклассического направления в современной буржуазной политической экономии.

Методология Ч. Ш. Основывается на принципах Маржинализма, апологетической концепции предельной производительности факторов производства (см. Производительности теории), субъективно-психологической предельной полезности теории (См. Предельной полезности теория). Представители Ч. Ш. Объявляют ошибочным положение Дж. М. Кейнса о неспособности капиталистической экономики обеспечивать нормальный ход расширенного воспроизводства без вмешательства буржуазного государства в экономическую жизнь. Ими выдвигается тезис о дестабилизирующем воздействии государства на развитие капиталистической экономики. Для представителей Ч. Ш. Характерна идеализация стихийного рыночного механизма. Они полагают, что лишь в условиях системы частной собственности и свободного предпринимательства достижимы рациональные формы хозяйствования и экономической эффективности.

Защита рыночного механизма и свободной конкуренции используется Ч. Ш. Для резких нападок на рабочий класс, требования которого о повышении заработной платы рассматриваются как ограничение свободной игры рыночных сил. Представители Ч. Ш. Не считают безработицу одной из главных социально-экономических проблем современного капитализма. Борьба с социально-экономическими недугами капитализма должна, по их мнению, вестись с помощью «автоматических» механизмов стихийного рынка и свободной конкуренции. Теоретики Ч. Ш. Выступают против ограничения экономической экспансии монополий. Их практические рекомендации направлены против прогрессивных ставок подоходного обложения, налогов на корпорации и сбережения, государственного контроля над ценами и т.п.

Ч. Ш. Является выразителем идеологии и интересов наиболее консервативных кругов монополистической и средней буржуазии, одним из самых ревностных теоретических защитников частно-собственнических устоев капитализма. Центральной проблемой представителей Ч. Ш. Является теория денег. С середины 50-х гг. Фридмен и его сторонники активно развивают модернизированный вариант количественной теории денег (см. Деньги, раздел Буржуазные теории денег), получившей название монетаризм. Согласно этой концепции, деньги играют ключевую роль в экономическом развитии капиталистического общества. Количественного изменения денежной массы влекут за собой изменения в других сферах хозяйственной деятельности. Так, вслед за К. Викселлем (См. Викселль), И.

Фишером и другими буржуазными экономистами представители Ч. Ш. Дают денежно-кредитную трактовку экономических кризисов, отрицая их как внутренне присущую капиталистической экономике закономерность. Они считают, что циклическое развитие капиталистической экономики — результат нарушений в денежно-кредитной сфере. По мнению Фридмена, разрушительный экономический кризис 1929—33 мог бы в США закончиться к 1931, если бы Федеральная резервная система США не пошла на уменьшение денежной массы в обращении. Важное место в теоретической аргументации сторонников монетаризма отводится концепции постоянного дохода, которая предполагает существование постоянного компонента потребительских расходов. Центральное звено доктрины монетаризма — функция спроса на деньги, на основе которой делается вывод о пропорциональности между ростом денежной массы и изменением уровня цен.

Причины инфляции сторонники монетаризма видят в избыточном предложении денег вследствие дефицитного финансирования по кейнсианским методам регулирования экономики. Критикуя их, монетаристы полагают, что в регулировании со стороны государства нуждается только показатель роста денежной массы в обращении. По мнению Фридмена, систематическое и равномерное увеличение денежной массы в обращении на 3—5% в год якобы обеспечит бесперебойное функционирование капиталистической экономики. Однако осуществление этой и других рекомендаций Ч. Ш. Не может устранить цикличности развития капиталистической экономики, обусловленной основным противоречием капитализма — между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения.

Лит. Селигмен Б., Основные течения современной экономической мысли, пер. С англ., М., 1968, гл. 7, § 5, 7. Бурачас А. И., Теории спроса, М., 1970, гл. 3. Усоскин В. М., Теории денег, М., 1976, гл. 3. Friedman М., The optimum quantity of money and other essays, Chi., 1969. Его же, Money and economic development. The norowitz lectures of 1972, N. Y., 1973. А. А. Хандруев.

Значения в других словарях
Чикагская демонстрация 1886

демонстрация рабочих г. Чикаго (США), состоявшаяся 1 мая 1886 под лозунгом борьбы за 8-часовой рабочий день. На демонстрацию вышли участники проходившей в этот день стачки рабочих промышленных и торговых предприятий, полностью парализовавшей деловую жизнь города. Демонстрации и митинги состоялись также в последующие дни. 4 мая 1886 во время митинга на площади Хеймаркет была совершена антирабочая провокация. Бомбой, брошенной в отряд полицейских, было убито несколько полицейских и рабочих. Это с..

Чикагская финансовая группа

одна из крупнейших групп финансовой олигархии США. Представляет коалицию промышленно-финансовых монополий и богатейших семей г. Чикаго и штата Иллинойс, в которой выделяются Объединённая группа и группа Крауна — Хилтона. Ведущее положение в Ч. Ф. Г. Занимает Объединённая группа, представленная семействами Стьюрта, Блэра, Блока, Перси, Мак-Кормика, Свифта и др. (активы контролируемых корпораций и кредитно-финансовых учреждений в середине 70-х гг. — свыше 50 млрд. Долл.). В результате сдвигов в и..

Чикагский музей науки и промышленности

(Museum of Science and Industry) культурно-просветительское учреждение в США (г. Чикаго), основанное в 1926 по инициативе американского бизнесмена Дж. Розенвальда по образцу Немецкого музея (См. Немецкий музей). Демонстрирует новейшие научные достижения и их применение в различных отраслях производства. Помещения площадью от 500 до 1000 м2 выделены под тематические выставки, например «Автомобиль», «Электричество», «Лесоматериалы». Среди экспонатов особое место занимают. Угольная шахта в натураль..

Чикагский университет

(Chicago State University) одно из крупнейших высших учебных заведений США (штат Иллинойс). Основан в 1857 (в 1886—89 не работал, возобновил деятельность в 1890 благодаря финансовой помощи Дж. Д. Рокфеллера, регулярные занятия начались с 1892). Одним из первых в США университетов, предоставивших в конце 19 в. Право обучения женщинам (в 1927 при нём основана медицинская школа). Обучение в Ч. У. Платное. В 1976/77 учебном году университет работал в составе 12 подразделений. Отделений наук — биолог..

Чикагская Школа

ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА - одно из современных направлений экономической мысли, стоит на позициях неолиберализма. Возникла в сер. 60-х гг. 20 в. Главные представители - М. Фридмен, Ф. Найт, Г. Саймонс, Дж. Стиглер. Чикагская школа выступает за невмешательство государства в экономику, полагая, что рыночный механизм обеспечит ее функционирование. Спады производства связываются с нарушениями в кредитно-денежной сфере, главным инструментом воздействия на экономику считается регулирование денежной массы (отсю..

Чикагская Школа

ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА>, одно из современных направлений экономической мысли. Стоит на позициях неолиберализма. Возникла в середине 60-х гг. 20 в. Главные представители. М. Фридмен>, Ф. Найт, Г. Саймонс, Дж. Стиглер>.. ..

Чикагская Школа

Одно из современных направлений экономической мысли, стоит на позициях неолиберализма. Возникла в сер. 60-х гг. 20 в. Главные представители - М. Фридмен, Ф. Найт, Г. Саймонс, Дж. Стиглер. Чикагская школа выступает за невмешательство государства в экономику, полагая, что рыночный механизм обеспечит ее функционирование. Спады производства связываются с нарушениями в кредитно-денежной сфере, главным инструментом воздействия на экономику считается регулирование денежной массы (отсюда более узкое наи..

Чикагская школа

Научное направление современной экономической науке, выступающее с позиций либерализма, интеллектуальным центром которого традиционно считается экономический факультет Чикагского университета, а также функционирующие при Чикагском университете Высшая школа бизнеса и Юридическая школа. Идейно-теоретические взгляды школы стали складываться в 30-е гг. 20 в., своё законченное выражение получило в 60-70-е гг. Главные представители учёные, группирующиеся преимущественно вокруг Чикагского унивеситета (..

Чикагская Школа

Категория. Психологическая школа, возникшая в рамках функциональной психологии. Специфика. К ней принадлежали Г.Лэдд, Д.Энджелл, Г.Кэрр, Дж.Г.Мид.. ..

Чикагская Школа

Разрабатывает психоаналитический подход к психосоматическим расстройствам, подчеркивая значение эмоциональных факторов в возникновении соматического заболевания и особую роль в создании терапевтической программы. Термин «психосоматический» принадлежит профессору психиатрии Лейпцигского университета Хайнроту (Heinroth J.), который ввел его в научный обиход в 1818 г. Интерес к проблеме психосоматических соотношений проявляли видные философы прошлого. Платон, Декарт, Лейбниц, Бэкон и др. Платон пис..

Дополнительный поиск Чикагская школа Чикагская школа

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Чикагская школа" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Чикагская школа, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ч". Общая длина 15 символа