Шелер
(Scheler) Макс (22. 8. 1874, Мюнхен, — 19. 5. 1928, Франкфурт-на-Майне), немецкий философ-идеалист, один из основоположников аксиологии (см. Ценностей теория), социологии познания (См. Социология познания) и философской антропологии (См. Философская антропология) как самостоятельных дисциплин. Профессор в Кельне (1919—28). Испытал значительное влияние философии жизни (См. Философия жизни) и феноменологии (См. Феноменология) Э. Гуссерля, с сер. 1910-х гг. Обратился к католической религиозной философии («О вечном в человеке», 1921, и др.), в дальнейшем эволюционировал к персоналистической метафизике пантеистического типа. Для Ш. Характерно острое ощущение кризиса европейской культуры, источник которого он видел в торжестве буржуазного духа с его культом выгоды и расчёта.
Отвергая социализм, который он рассматривал как «конденсированную форму» того же утилитаризма буржуазного духа, Ш. В своей этической системе возлагал надежды на «третий путь» — пробуждение чувства ценности в сознании индивида. Ставя задачей преодолеть с помощью феноменологического метода абстрактность и формализм кантовской этики, Ш. Попытался построить иерархию объективных ценностей («Формализм в этике и материальная этика ценностей», т. 1—2, 1913—16) и ввёл различие между абсолютными ценностями и «эмпирическими переменными». Относительны, по Ш., не ценности как таковые, а исторические формы их существования. Опираясь на Августина и Паскаля, Ш. Противопоставил логике интеллекта логику чувства, истолковывавшегося им как интенциональный (см.
Интенция) акт, с помощью которого осуществляется познание ценности. Любовь, согласно Ш., — это акт восхождения, сопровождающийся мгновенным прозрением высшей ценности объекта. Специфика любви в том, что она может быть направлена лишь на личность как носителя ценности, но не на ценность как таковую («Сущность и формы симпатии», 1923). В работах по социологии познания («Формы знания и общество», 1926) Ш. Рассматривал многообразие социальных норм и оценок как следствие многообразия исторических условий, препятствующих или способствующих осуществлению различных «жизненных», «духовных» и религиозных ценностей. Характерный для Ш. Дуализм мира ценностей как идеальных заданий и наличного реального бытия достигает особой остроты в его незавершённой работе по философской антропологии («О месте человека в космосе», 1928), где могущественный, но слепой жизненный «порыв» и всепостигающий, но бессильный дух выступают как основные принципы человеческого бытия.
Ш. Оказал большое влияние на последующее развитие идеалистической философии, став своего рода связующим звеном между философией жизни и Экзистенциализмом. Соч. Gesammelte Werke, 5 Aufl., Bd 1—13, Bern, 1954—66. Gesammelte Werke, Bd 1 — Frühe Schriften, hrsg. V. M. Scheler und M. S. Frings, Bern—Münch., 1971. Лит. История философии, т. 5, M., 1961, с. 499—500. Dupuy M., La philosophie de M. Scheler, v. 1—2, P., 1959. M. Scheler. Bibliographie, hrsg. V. W. Hartmann, Stuttg.— Bad Cannstatt, 1963. Frings M. S., M. Scheler, Pittsburgh, 1965. Д. Н. Ляликов.
Дополнительный поиск Шелер
На нашем сайте Вы найдете значение "Шелер" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шелер, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ш". Общая длина 5 символа