Шиллер

98

IШи́ллер (Schiller) Иоганн Кристоф Фридрих (10.11.1759, Марбах на Неккаре, — 9.5.1805, Веймар), немецкий поэт, драматург, теоретик искусства, историк. Выдающийся представитель Просвещения в Германии, один из основоположников немецкой литературы нового времени. Сын фельдшера, офицера на службе вюртембергского герцога. Воспитывался в религиозно-пиетистической атмосфере, отозвавшейся в его ранних стихах. Окончив латинскую школу в Людвигсбурге (1772), Ш. По приказу герцога Карла Евгения был зачислен в военную школу (т. Н. Карпова школа), переименованную затем в академию, где занимался на юридическом, потом на медицинском отделении. В академии Ш. Познакомился с моралистической философией А. Фергюсона и А. Шефтсбери, с идеями английских и французских просветителей Дж.

Локка, Ш. Л. Монтескьё, Вольтера, Ж. Ж. Руссо, с творчеством У. Шекспира, Лессинга, произв. Поэтов «Бури и натиска» (См. Буря и натиск). На формирование общественно-политических взглядов Ш. Повлияли и немецкая антифеодальная публицистика и освободительное движение в Америке. По окончании академии (1780) был назначен полковым врачом в Штутгарт. К этому времени им была завершена первая трагедия «Разбойники» (изд. 1781, пост. 1782), в которой выразился протест против феод. Порядков в Германии. Известная декларативность главного героя и компромиссность финала не помешали тому, что впоследствии трагедия воспринималась как боевое, революционное произв. В Штутгарте Ш. Выпустил поэтическую «Антологию на 1782 год», большинство стихов которой сочинено им самим, создал драму из итальянской истории эпохи Возрождения «Заговор Фиеско в Генуе» (1783).

За самовольную отлучку из полка в Мангейм на представление «Разбойников» подвергся аресту и запрету писать что-либо, кроме медицинских сочинений, что вынудило Ш. Бежать из владений герцога. Поселился сначала в деревушке Бауэрбах, где закончил драму «Луиза Миллер» (впоследствии названа «Коварство и любовь»), затем в Мангейме. В 1785 переехал в Лейпциг, потом в Дрезден. Своими первыми драматическими и лирическими произведениями Ш. Поднял движение «Бури и натиска» на новую высоту, придав ему более целеустремлённый и общественно действенный характер. Особенно велико значение «Коварства и любви» (1784), первой, по определению Ф. Энгельса, нем. Политической тенденциозной драмы. В ней выражено главное социальное противоречие времени — между бесправным народом и правящей аристократией.

Эта «мещанская трагедия» (так Ш. В духе просветительской литературы определил её жанр) обозначила контуры большой социально-философской трагедии, осуществленной вскоре Ш. На историческом материале. В 1783—87 Ш. Работал над драмой «Дон Карлос» (из испанской истории 16 в.). Задуманная как семейная драма испанского инфанта, она превратилась в трагедию общественного преобразователя — «гражданина вселенной» — маркиза Позы. В окончательном варианте Ш. Заменил прозу пятистопным ямбическим стихом, а жанр определил как драматическую поэму. В трагедии показан непримиримый конфликт между властвующим абсолютизмом и идеалом разума и свободы. В судьбе Позы намечена та трагедия благородного идеалиста, энтузиаста, которой предстоит позднее получить у Ш.

Теоретическое обоснование и поэтическое воплощение. С отъездом в Веймар (1787) открывается новая фаза в творчестве Ш., обещанная уже «Доном Карлосом». Пересматривая прежний опыт и художественные принципы «Бури и натиска», Ш. Стал изучать историю, философию, эстетику. В 1788 он начал редактировать серию книг под названием «История замечательных восстаний и заговоров», написал «Историю отпадения Нидерландов от испанского правления» (вышел только 1-й т.), в которой освободительное движение маленького нидерландского народа толковалось как предвестие схватки старого мира с просветительскими идеалами. В 1789 при содействии И. В. Гёте с которым Ш. Познакомился в 1788, занял должность экстраординарного профессора истории Иенского университета, где прочел вступительную лекцию на тему «Что такое всемирная история и для какой цели её изучают».

В 1793 опубликовал «Историю Тридцатилетней войны» и ряд статей по всеобщей истории. К этому времени Ш. Стал приверженцем философии И. Канта, влияние которой ощущается в его эстетических трудах «О трагическом искусстве» (1792), «О грации и достоинстве» (1793), «Письма об эстетическом воспитании человека» (1795), «О наивной и сентиментальной поэзии» (1795—96) и др. Исследуя всеобщую историю от начальных её этапов до своего времени, Ш. Отмечал прогресс в развитии общества, которое, однако, не избавилось от варварства и рабского угнетения. Размышления над историческими судьбами человечества только усилили трагическое мироощущение писателя. Ш. Сочувственно встретил весть о Великой французской революции (в 1792 Конвент присвоил ему звание «почётного гражданина Французской республики»), но якобинская диктатура встревожила его.

Одобряя низвержение феодальных порядков, он порицал казнь Людовика XVI, в которой увидел насилие, неприемлемое для него теперь в любых формах. Отвергнув революционные средства общественного переустройства, Ш. Выдвинул обширную программу эстетического воспитания, полагая, что «путь к свободе ведёт только через красоту» и что миссия искусства в том, чтобы исподволь и постепенно готовить современного испорченного и порабощенного человека к грядущим разумным общественным отношениям. В соответствии с такой эстетико-политической программой Ш. Отстаивал принципы идеализации, некогда позволившие античным художникам достичь непревзойдённых образцов (т. Н. «веймарский классицизм»). Это отразилось и в лирике конца 80—90-х гг.

(«К радости», «Боги Греции», «Художники» и др.). Сближение с Гёте составило, по признанию Ш., «целую эпоху в его развитии». В их переписке ставились важнейшие эстетические вопросы времени, подробно обсуждались произведения, над которыми они тогда работали. Они совместно создали цикл эпиграмм «Ксении» («подарки гостям» — греч.), направленных против плоского рационализма, филистерства в литературе и театре, против ранних немецких романтиков. Дружба с Гёте содействовала новому подъёму творчества Ш. В 1795—98 он редактирует журнал «Ди Орен» («Die Horen»), в состязании с Гёте пишет баллады «Водолаз» (в пер. В. А. Жуковского «Кубок»), «Перчатка», «Поликратов перстень», «Ивиковы журавли» и др. В «Песне о колоколе» (1799) Ш.

Вновь осуждает насилие, приводящее к анархии, и вместе с тем прославляет радость творческого труда и мирное согласие человечества. Претерпели изменение и эстетические взгляды Ш., пришедшего к заключению о коренных различиях древней, «наивной», объективной поэзии, и современной — «сентиментальной», субъективной, о необходимости сочетания в современной литературе идеального с реальным. Гл. Коллизией зрелого творчества Ш. Становится столкновение просветительского идеала свободного мироустройства с жестокой действительностью (стих. «Идеал и жизнь», 1795). Поздние трагедии Ш. Основаны на материале переломных эпох истории, переданных стилизованно и порой условно. Они раскрывают трагизм человека в его конфликте с объективной исторической необходимостью.

Эта основная трагическая коллизия осложнена в них другими социально-политическими и этико-психологическими конфликтами и проблемами, но, как коллизия философская, она определяет всю структуру трагедий. С 1791 Ш. Вынашивал замысел трагедии «Валленштейн» (опубл. В 1800), в процессе создания выросшей в трилогию. «Лагерь Валленштейна» (пост. 1798), «Пикколомини» (пост. 1799), «Смерть Валленштейна» (пост. 1799) — из эпохи Тридцатилетней войны 1618—48. Противоречивый характер Валленштейна раскрыт в сложном сцеплении политических и психологических конфликтов. В «Марии Стюарт» (1801) на сюжет из истории Англии 16 в. Важнейшая политическая проблема современной Ш. Европы — взаимоотношения личности и нового, буржуазного государства — приобрела огромное трагическое звучание благодаря мастерскому изображению психологии гл.

Героинь. В «романтической трагедии» «Орлеанская дева» (1801) Ш. Прославил французскую народную героиню Жанну д’Арк, соединив патриотическую тему с этическим конфликтом в душе героини. Драма «Мессинская невеста» (1803) — оригинальная художественная попытка возрождения классической формы и проблематики рока античной трагедии. «Вильгельм Телль» (1804) — драма о легендарном швейцарском народном герое, в ней Ш. Пришёл к оправданию, хотя и не во всём последовательному, революционного действия. Через всю драму проходит мысль о воздействии народа на ход истории, о необходимости связи героя с народом. В последние месяцы жизни Ш. Работал над трагедией «Димитрий» из русской истории, но внезапная смерть оборвала его работу.

Один из крупнейших трагиков мировой литературы, Ш. Создал особый тип драмы — драмы открыто декламируемой идейности, воплощённой в поэтических формах, и традиции её в той или иной степени сказались в драматургии «Молодой Германии» (См. Молодая Германия) (К. Гуцков), Ф. Хеббеля, Г. Гауптмана, Г. Ибсена, в 20 в. — в творчестве Б. Шоу, Б. Брехта и др. В России Ш. Стал известен ещё в 90-е гг. 18 в., в переводах Н. И. Гнедича, Г. Р. Державина, В. А. Жуковского (его переводы стали классическими), А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета и др. Он один из самых популярных иностранных писателей. Творчество Ш. Высоко ценили В. Г. Белинский, А. И. Герцен, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой. Романы Ф. М. Достоевского содержат прямые отклики на произведения Ш. Популярность Ш.

В России особенно возросла в период Революции 1905—07 и после Великой Октябрьской революции 1917, его пьесы прочно держатся в репертуаре советских театров. Творчество великого гуманиста, глашатая идеалов свободы и всемирного братства глубоко изучается и пропагандируется в ГДР (Национальный музей немецкой классической литературы в Веймаре). Значителен вклад советских исследователей в освоение шиллеровского наследия. Соч. Briefe, hrsg. Von F. Jonas, Bd 1—7, Stuttg., 1892—96. Sämtliche Werke. Säkularausgabe, hrsg. Von E. Hellen, Bd 1—16, Stuttg., 1904—05. Werke. Nationalausgabe, begr. Von J. Petersen, Bd 1—42—, Weimar, 1943 (изд. Продолжается). В рус. Пер.— Собр. Соч., т. 1—7, М., 1955—57. Лит. Маркс К. И Энгельс Ф., Об искусстве, т. 1—2, М., 1967 (см.

Указатель имён). Шиллер Ф. П., Ф. Шиллер. Жизнь и творчество, М., 1955. Лозинская Л., Ф. Шиллер, М., 1960. Берковский Н. Я., Театр Шиллера, в его кн. Статьи о литературе, М.— Л., 1962. Асмус В. Ф., Шиллер как философ и эстетик, в его кн. Немецкая эстетика XVIII в., М., 1962. Данилевский Р. Ю., Шиллер в русской лирике 1820— 1830-x годов, «Русская литература», 1976, №4. Вильмонт Н., Достоевский и Шиллер, в его кн. Великие спутники, М., 1966. Фр. Шиллер. Статьи и материалы, М., 1966. Schiller. Reden, im Gedenkjahr. 1955, Stuttg., 1955—61. Schiller in unserer Zeit, Weimar, 1955. Buchwald R., Schiller. Leben undWerk, 4 Aufl., Wiesbaden, 1959. Piana Th., F. Schiller. Bild-Urkunden zu seinem Leben und Schaffen, Weimar, 1957. Fambach O., Schiller und sein Kreis in der Kritik ihrer Zeit, B., 1957.

Wiese B., Fr. Schiller, Stuttg., 1959. Abusch A., Schiller. Große und Tragik eines deutschen Genius, 3 Aufl., B., 1962. Storz G., Der Dichter Fr. Schiller, 3 Aufl., Stuttg., 1963. Kostka E. K., Schiller in Russian Literature, Phil., 1965. Staiger E., Fr. Schiller, Z., 1967. Harder Н. B., Schiller in Rußland, Materialien zu einer Wirkungsgeschichte. 1789—1814, Bad Homburg, 1969. Borchmeyer D., Tragödie und Öffentlichkeit. Schillers Dramaturgie im Zusammenhang seiner Östhetischpolitischen Theorie und die rhetorische Tradition, Münch., 1973. Vulpius W., Schiller-Bibliographie, 1893—1963, Bd 1—2, Weimar, 1959. З. Е. Либинзон. Ф. Шиллер. Портрет работы А. Графа. Ок. 1793. Ф. Шиллер. «Разбойники». Обложка 2-го издания. 1782. И. Ф. Шиллер. «Валленштейн». Илл. В. М. Канашевича.

1930—31.IIШи́ллер (Schiller) Леон [настоящая фамилия — де Шильденфельд (de Schildenfeld)] (14.3.1887, Краков, — 25.3.1954, Варшава), польский театральный деятель, режиссёр, педагог. Член ПОРП с 1948. В 1917—20 режиссёр «Театра Польски», в 1922—24 театра«Редута». В 1924—26 руководил (с В. Хожицей и А. Зельверовичем) Театром им. В. Богуславского (все в Варшаве). В 30-е гг. Возглавлял театры в Познани, Лодзи, Львове. Создавал спектакли, проникнутые революционной романтикой, протестом против социальной несправедливости буржуазного мира («Дзяды» Мицкевича, «Кордиан» Словацкого, «Небожественная комедия» Красиньского, «Трёхгрошовая опера» Брехта). Руководил театрами. Войска Польского в Лодзи (1946—49), «Театр Польски» в Варшаве (1949—50).

Деятельность Ш. Оказала решающее влияние на развитие польского театрального искусства 20 в. Он сформировал в польском сценическом искусстве принципы, эстетику и стиль монументального театра, во многом опиравшиеся на национальную романтическую драму, его спектакли всегда имели острое обществ. Звучание. В 1952 основал ежеквартальный журнал «Театральный дневник». С 1933 вёл педагогическую работу. В 1947—52 депутат Сейма. В 1950—54 президент Союза польских артистов театра и кино. Государственная премия ПНР (1948). Соч. Teatr Ogromny, Warsz., 1961. Лит. Csato E., Leon Schiller, Warsz., 1968. Timoszewicz J., «Dziady» w inscenizacji Leona Schillera, Warsz., 1970.IIIШи́ллер Николай Николаевич [1(13).3.1848, Москва, — 10(23).11.1910, Петербург], русский физик.

После окончания Московского университета (1868) работал там же. В 1871 командирован в Берлин, где работал у Г. Гельмгольца, занимаясь измерением диэлектрической проницаемости ε веществ предложенным им методом с целью проверки соотношения Максвелла ε=n2 (n — показатель преломления среды). С 1876 профессор Киевского университета, с 1903 директор Харьковского технологического института. В 1876 экспериментально доказал принцип замкнутости токов. В 1900 как следствие 2-го начала термодинамики сформулировал принцип невозможности непрерывного понижения или повышения температуры путём замкнутых адиабатических процессов (аналогичную формулировку дал немецкий учёный К. Каратеодори в 1909). Лит. Русаков В. П., Принцип Н. Н.

Шиллера, «Успехи физических наук», 1953, т. 49, в. 1. Косоногов И., Николай Николаевич Шиллер, «Журнал Русского физико-химического общества. Физический отдел», 1911, т. 43, в. 9 (лит.).IVШи́ллер (Schiller) Фердинанд Каннинг Скотт (16.8.1864, близ Альтоны, — 6.8.1937, Лос-Анджелес), английский философ-идеалист, представитель Прагматизма. Преподаватель Оксфордского университета (с 1903). Профессор университета Южной Калифорнии (США, с 1929). В своём варианте прагматизма (т. Н. Гуманизме) Ш. Исходил из того, что познание как продукт активности человека воспроизводит лишь «человеческий элемент» реальности, зависимой от человеческих действий. В отличие от У. Джемса, Ш. Видел критерий истины не в «чувственных», а лишь в «благих» (полезных) последствиях действия.

«Метафизика» Ш. — сочетание прагматического субъективного идеализма с волюнтаризмом, персонализмом и телеологией (бог у Ш. — движущая сила развития, «разумный и личный дух»). В социально-политической сфере Ш. Занимал антикоммунистические позиции, симпатизировал фашизму. Соч. Axioms as postulates, в кн. Personal idealism, L., 1902. Studies in humanism, L., 1907. Why humanism?, в кн. Contemporary British philosophy, v. 1, L.—N. Y., 1924. Logic for use, L., 1929. The future of the British Empire after ten years, L., 1936. Лит. Богомолов А. С., Английская буржуазная философия XX в., М., 1973, гл. 3. Хилл Т. И., Современные теории познания, пер. С англ., М., 1965. Abel R., The pragmatic humanism of F. C. S. Schiller, N. Y., 1955. Motas S., Persönlicher Idealismus gegen absoluten Idealismus in der englischen Philosophie der Gegenwart, B., [o.

J.]. А. С. Богомолов..

Значения в других словарях
Шилка (река)

Шилка, река в Читинской области РСФСР, левая составляющая Амура. Длина 560 км. ..

Шилкинский хребет

горный хребет на В. Забайкалья, в Читинской области РСФСР, по левобережью р. Шилка. Длина около 200 км. Высота 1063 м. Сложен гранитами, кристаллическими сланцами, песчаниками. Глубоко расчленён долинами притоков р. Шилка. На склонах лиственничная тайга.. ..

Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих

Шиллер (Schiller) Иоганн Кристоф Фридрих (10.11.1759, Марбах на Неккаре, ‒ 9.5.1805, Веймар), немецкий поэт, драматург, теоретик искусства, историк. Выдающийся представитель Просвещения в Германии, один из основоположников немецкой литературы нового времени. Сын фельдшера, офицера на службе вюртембергского герцога. Воспитывался в религиозно-пиетистической атмосфере, отозвавшейся в его ранних стихах. Окончив латинскую школу в Людвигсбурге (1772), Ш. По приказу герцога Карла Евгения был зачислен в..

Шиллер Леон

Шиллер (Schiller) Леон [настоящая фамилия ‒ де Шильденфельд (de Schildenfeld)] (14.3.1887, Краков, ‒ 25.3.1954, Варшава), польский театральный деятель, режиссёр, педагог. Член ПОРП с 1948. В 1917‒20 режиссёр «Театра Польски», в 1922‒24 театра«Редута». В 1924‒26 руководил (с В. Хожицей и А. Зельверовичем) Театром им. В. Богуславского (все в Варшаве). В 30-е гг. Возглавлял театры в Познани, Лодзи, Львове. Создавал спектакли, проникнутые революционной романтикой, протестом против социальной несправ..

Шиллер

ШИЛЛЕР (Schiller) Фридрих (1759 - 1805), немецкий поэт, драматург и философ. Друг И.В. Гете. Мятежные порывы к равенству и свободе в драмах периода "Бури и натиска" - "Разбойники" (1781), "Коварство и любовь" (1784). Столкновение просветительских идеалов с низменной реальностью и деспотической властью, сильные характеры в исторических масштабных, но не свободных от декларативности трагедиях и драмах ("Дон Карлос", 1783 - 87, с образом благородного энтузиаста, "гражданина Вселенной" маркиза Позы...

Шиллер

Шиллер, Фридрих (1759 - 1805) - великий немецкий поэт, создавший вместе с Гете классическую школу в немецкой литературе, начал свою поэтическую деятельность в эпоху "бури и натиска". К этому периоду относятся его первые драматические произведения (1781 - 1787). "Разбойники", рисующие образ благородного разбойника, бросающего вызов развращенному обществу, республиканская драма "Заговор Фиэско" и мещанская драма "Коварство и Любовь". Историческая драма "Дон Карлос" является завершением этого течен..

Шиллер

(Schiller), Иоганн Кристоф Фридрих (10.XI.1759 - 9.V.1805) - нем. Поэт и драматург, историк. Выдающийся представитель нем. Просвещения. Род. В Марбахе (герцогство Вюртемберг) в семье фельдшера, офицера на службе герцога Вюртемберг-ского. Драмы III. В ранний период его творчества ("Разбойники", 1781, "Коварство и любовь", 1784, "Дон Карлос", 1787) проникнуты бунтарским духом, присущим лит. Движению "Бури и натиска", ненавистью к феод. Деспотизму и мракобесию, республиканизмом, верой в человечески..

Шиллер

(Schiller) Фридрих (1759-1805) - немецкий поэт, философ, просветитель, испытавший на себе огромное влияние идей республиканской Франции. Ранние драматические произведения Ш. - 'Разбойники', 'Заговор Фиеско в Генуе', 'Коварство и любовь' и др. - были пронизаны духом антимонархизма и роднят его с самыми радикальными французскими просветителями. Не случайно в 1792 Национальное собрание Франции присвоило Ш. Звание почетного гражданина республики. Резкое выступление Ш. Против феодальных предрассудков..

Шиллер

ШИЛЛЕР (Schiller) Фридрих (1759-1805) - немецкий поэт, философ, просветитель, испытавший на себе огромное влияние идей республиканской Франции. Ранние драматические произведения Ш. - "Разбойники", "Заговор Фиеско в Генуе", "Коварство и любовь" и др. - были пронизаны духом антимонархизма и роднят его с самыми радикальными французскими просветителями. Не случайно в 1792 Национальное собрание Франции присвоило Ш. Звание почетного гражданина республики. Резкое выступление Ш. Против феодальных предра..

Дополнительный поиск Шиллер Шиллер

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Шиллер" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шиллер, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ш". Общая длина 6 символа