Шлегель

124

IШле́гель (Schlegel) Август Вильгельм (8.9.1767, Ганновер, — 12.5.1845, Бонн), немецкий историк литературы, писатель. Брат Ф. Шлегеля (См. Шлегель). Изучал классическую филологию в Гёттингенском университете (1787—91). С 1818 преподавал в Боннском университете историю литературы, занимался санскритологией. Один из основоположников сравнительного языкознания. Принадлежал к йенскому кружку нем. Романтиков (см. В ст. Романтизм). В своих работах (берлинский курс лекций о литературе и искусстве, 1801—04, изд. 1884. Венские лекции о драматическом искусстве и литературе, 1808, изд. 1809—11) дал первое систематизированное изложение историко-художественной концепции романтизма, получившее европейскую известность. Новому, романтическому искусству отчётливо противопоставлял древнее, античное.

Видный теоретик художественного перевода, сам Ш. Переводил сочинения Данте, П. Кальдерона, Ф. Петрарки. Непревзойденными остаются его переводы драм У. Шекспира. Собственно творчество Ш. («Поэтические сочинения», 1811. Драмы) развивалось в русле классицизма. Соч. Kritische Schriften und Briefe, Bd 1—6, Stuttg., 1962—67. В рус. Пер.— Лекции о литературе и искусстве. (Фрагменты), в кн. История эстетики, т. 3, М., 1967. Лит. Берковский Н. Я., Эстетические позиции немецкого романтизма, в сборнике. Литературная теория немецкого романтизма, Л., 1934. Besenbeck A., Kunstanschauung und Kunstlehre A. W. Schlegels, B., 1930. Н. Ю. Палиевская. IIШле́гель (Schlegel) Фридрих (10.3. 1772, Ганновер, — 12.1.1829, Дрезден), немецкий критик, филолог, философ-идеалист, писатель, теоретик Романтизма.

Брат А. В. Шлегеля (См. Шлегель). Изучал классическую филологию в Лейпциге. В статьях 90-х гг., написанных под влиянием И. И. Винкельмана, видел в древнегреческой поэзии прообраз истинного искусства, воплощение «объективно-прекрасного», резко критиковал культуру и искусство нового времени за господство «манерного, характерного и индивидуального», смешение жанров, неустанное стремление к «новому, пикантному и поразительному» и т.п. («Об изучении греческой поэзии», 1797). В 1796—1801 в Йене. Издавал вместе с А. Шлегелем журнал «Атенеум» («Athenaeum», 1798—1800), сформулировал программные идеи йенского кружка романтиков. Утверждая теперь специфическую ценность современного, «романтического» искусства (в его отличии от «классического», античного), вершинами его считал Данте, Шекспира, Сервантеса, Гёте.

В многочисленных фрагментах и афоризмах выдвинул утопический идеал новой, универсальной поэзии и культуры, эстетически преображающей мир, устремленной к «бесконечной полноте универсума», находящейся в непрестанном процессе творческого становления, принципиально незавершённой, постоянно рефлектирующей по поводу себя и своих созданий, сливающей воедино искусство, философию, науку и религию (прообраз такого слияния Ш. Видел в древней мифологии и мечтал о новой мифологии, зачатки которой усматривал в новейшем естествознании и послекантовской идеалистической философии, — «Разговор о поэзии», 1800). С этим связано учение об иронии (См. Ирония) как выражении незамкнутой динамики мира и познания, «чувства целого», побуждающего художника к постоянному самовозвышению над ограниченностью своего «Я», изображаемого материала и средств изображения.

Роман, эта «энциклопедия духовной жизни» индивида, — высший жанр новой поэзии, его идеальные образцы — «В. Мейстер» Гёте и «Дон Кихот» Сервантеса. В неоконченном и фрагментарном по форме романе Ш. «Люцинда» (1799), вызвавшем обвинения в «непристойности», содержалась романтическая теория любви и брака как духовно-телесного единства, гармонического взаимодополнения мужчины и женщины. В 1802—04 Ш. — в Париже, издаёт журнал «Европа» (1803—05), проникнутый идеей духовной общности европейской культуры. В «Истории древней и новой литературы» (т. 1—2, 1813—15), продолжающей традиции И. Г. Гердера и занимающей значительное место в утверждении романтического историзма, национальной литературы рассматриваются в их неповторимой индивидуальной целостности как выражение духовной жизни народа в тесной связи с религиозной, философской и политической историей.

После обращения в католичество (1808) Ш. Жил в Вене, с 1809 — на австрийской государственной службе, сотрудничал с Меттернихом. Республиканизм и приверженность идеям Великой французской революции в 90-х гг. Сменились теперь консервативно-романтическим идеалом «истинной империи», олицетворяемой австрийской сословной монархией [журнал «Конкордия» («Concordia»), 1820—23]. В «Философии жизни» (1828), «Философии истории» (т. 1—2, 1829), «Философии языка и слова» (1830) развивал идеи универсальной «христианской философии». Критикуя различные философские системы, особенно немецкий классический идеализм, как формы «расколотого сознания», предпосылкой подлинной «философии жизни», основанной на принципах христианского «спиритуализма», считал восстановление внутренней целостности человеческого сознания в единстве всех душевных способностей (разума, фантазии, воли и т.д.).

Ш. — один из основоположников немецкой санскритологии и сравнительного языкознания («О языке и мудрости индийцев», 1808). Соч. Kritische Friedrich — Schlegel —Ausgabe..., hrsg. V. E. Behier (u. A.), Münch. — [u. A.], 1956—77 (изд. Продолжается). В рус. Пер.— Литературная теория немецкого романтизма, Л., 1934, с. 169—210. Люцинда, в кн. Немецкая романтическая повесть, т. 1, М.— Л., 1935. Лит. Берковский Н. Я., Романтизм в Германии, Л., 1973. Enders С., Fr. Schlegel. Die Quellen seines Wesens und Werdens, Lpz., 1913. Anstett J.-J., Lapensée religiéuse de F. Schlegel, P., 1941. Mennemeier F. N., Fr. Schlegels Poesiebegriff, Münch., 1971. Ю. Н. Попов..

Значения в других словарях
Шлаф

(Schlaf) Йоханнес (21.6.1862, Кверфурт, — 2.2.1941, там же), немецкий писатель. Учился в университетах Галле и Берлина (1884—85). Вместе с А. Хольцем создал сборник новелл «Папа Гамлет» (1889) и драму «Семья Зелике» (1890), которые наряду с драмой Ш. «Мастер Эльце» (1892) стали программными для т. Н. «последовательного натурализма», ведущего к размыванию художественной формы, крайнему сужению взгляда на жизнь. Соч. В кн. Naturalismus. Dramen. Lyrik. Prosa. Hrsg. Von U. Münchow, Bd 1—2. В.— Weima..

Шлаф Йоханнес

Шлаф (Schlaf) Йоханнес (21.6.1862, Кверфурт, ≈ 2.2.1941, там же), немецкий писатель. Учился в университетах Галле и Берлина (1884≈85). Вместе с А. Хольцем. ..

Шлегель Август Вильгельм

Шлегель (Schlegel) Август Вильгельм (8.9.1767, Ганновер, ‒ 12.5.1845, Бонн), немецкий историк литературы, писатель. Брат Ф. Шлегеля. ..

Шлегель Фридрих

Шлегель (Schlegel) Фридрих (10.3. 1772, Ганновер, ‒ 12.1.1829, Дрезден), немецкий критик, филолог, философ-идеалист, писатель, теоретик романтизма. ..

Шлегель

ШЛЕГЕЛЬ Фридрих (1772 - 1829), немецкий критик, философ культуры, языковед, писатель. Брат А.В. Шлегеля. Ведущий теоретик йенских романтиков (учение о романтической иронии и другое). Один из основоположников немецкой индологии. С 1809 на австрийской государственной службе, сотрудничал с К. Меттернихом.. ..

Шлегель

(Schlegel), Фридрих (10.III.1772 - 12.I.1829) - нем. Литературовед, критик, писатель, философ. Один из теоретиков романтизма. Происходил из ганноверской бюргерской семьи. Политич. И методологии, взгляды Ш. Претерпели существенную эволюцию. Для раннего Ш. Характерна близость к идеям Просвещения и классицизма, увлечение античностью (особенно афинской демократией), защита принципов Великой франц. Революции, республиканизм, близость к Г. Форстеру. В 1797-1801, в иенский период жизни, Ш. Становится о..

Шлегель

(Schlegel) Фридрих (1772-1829) - немецкий философ, писатель, языковед, один из наиболее ярких теоретиков романтизма. Ш. Вместе с братом А.В.Шлегелем основал йенский кружок немецких романтиков и выпускал наиболее известный романтический журнал 'Атенеум'. Неудовлетворенность наличным состоянием культуры, ситуацией раскола между человеком и миром, прошедшим через само человеческое сознание и все его продукты, поиски абсолюта и 'томление по бесконечному' предопределили не только содержательное напол..

Шлегель

ШЛЕГЕЛЬ (Schlegel) Фридрих (1772-1829) - немецкий философ, писатель, языковед, один из наиболее ярких теоретиков романтизма. Ш. Вместе с братом А.В. Шлегелем основал йенский кружок немецких романтиков и выпускал наиболее известный романтический журнал "Атенеум". Неудовлетворенность наличным состоянием культуры, ситуацией раскола между человеком и миром, прошедшим через само человеческое сознание и все его продукты, поиски абсолюта и "томление по бесконечному" предопределили не только содержатель..

Дополнительный поиск Шлегель Шлегель

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Шлегель" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шлегель, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ш". Общая длина 7 символа