Шпалеры
(нем. Spalier, от итал. Spalliera) стенные безворсовые ковры с сюжетными и орнаментальными композициями, вытканные ручным способом в технике т. Н. Репсового уто́чного переплетения. Рисунок создаётся цветными нитями утк_а (шерсть, шёлк, иногда металлич. Золотые и серебряные нити), плотно закрывающими неокрашенную основу (шерсть, лён) и образующими характерную для Ш. Рубчатую фактуру. Каждая уто́чная нить ведётся только в границах своего красочного пятна (техника, известная с античности, так же вытканы коптские ткани). В зависимости от типа станка различаются 2 вида Ш. Готлис — вытканы на станках с вертикальным креплением основы и баслис — на горизонтальных станках. Моделью для Ш. Служит картон — живописный эскиз в размере ковра.
Производство Ш. Возникло в Западной Европе в 12—13 вв. Широко применявшиеся в убранстве жилых и парадных помещений средневековые Ш. Представляют собой образцы монументально-декоративного искусства [«Анжерский апокалипсис» — 7 огромных ковров, включавших 105 сюжетов, из них сохранилось 77, ок. 1380, мастерская Никола́ Батайля в Париже по картонам Жана из Брюгге. 6 ковров аллегорической серии «Дама с единорогом», кон. 15 — нач. 16 вв. (Париж, Музей Клюни), относящиеся к типу «мильфлёров» — Ш. С фоном, сплошь затканным кустиками цветов]. Основные центры средневекового шпалерного ткачества — Париж, Аррас, Турне, с конца 15 в. — Брюссель, где в начале 16 в. Была исполнена для Ватикана серия «Деяния апостолов» по картонам Рафаэля, в 17 в.
— серии Ш. По картонам П. П. Рубенса. С середины 17 в. Во Франции были созданы большие шпалерные мануфактуры, руководимые крупными художниками (Королевская мануфактура Гобеленов в Париже, мануфактуры в Бове и Обюссоне). Излюбленные темы Ш. 17—18 вв.— мифология, и исторические сюжеты, аллегории, сцены охоты, пасторали, пейзажи («вердюры»). В 18—19 вв. Шпалерное ткачество развивается под знаком полного подчинения станковой картине, что ведёт к утрате достоинств, присущих старой Ш. Декоративные принципы Ш. Возрождаются в середине 20 в. В творчестве Ж. Люрса и др. В России производство Ш. Началось при Петре I. В 1717 в Петербурге была основана шпалерная мануфактура (существовала до 1859), одна из первых работ которой—«Полтавская баталия» по картону Л.
Каравака (Эрмитаж, Ленинград). Расцвет деятельности мануфактуры — 2-я половина 18 — начало 19 вв. В рус. Ш. Эпохи классицизма ярко выражено декоративное начало, многие из них были органично связаны с архитектурой интерьеров («Диана» и «Сатурн» из т. Н. «Гурьевского гарнитура», 1805—06, музеи в Павловске и Гатчине). Основные собрания Ш. В СССР сосредоточены в Эрмитаже (Ленинград), в Русском музее (Ленинград) и в музеях Московского Кремля. Лит. Бирюкова Н., Французские шпалеры конца XV — XX века в собрании Эрмитажа. [Каталог], Л., 1974. Коршунова Т., Ясинская И., Русские шпалеры, Л., 1975. Gübel Н., Wandteppiche, Tl 2, Bd 1—2, Lpz.— В., 1928. Г. А. Ecunoва.
Дополнительный поиск Шпалеры
На нашем сайте Вы найдете значение "Шпалеры" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шпалеры, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ш". Общая длина 7 символа