Эгейская культура

233

крито-микенская культура, общее название цивилизаций бронзового века (3—2-е тыс. До н. Э.) на островах Эгейского моря, Крите, в материковой Греции и М. Азии (Анатолии). Первые центры открыты раскопками Г. Шлимана в Микенах (См. Микены) (1876), А. Эванса на Крите (с 1899). С 19 в. Исследовано несколько сотен памятников. Могильники, поселения, крупные города типа Полиохни на о. Лемнос с каменными стеной высотой 5 м, Филакопи на о. Милос. Царские резиденции — Троя, дворцы Крита (Кнос, Маллия, Фест), акрополь в Микенах. Развитие Э. К. Проходило неравномерно, сё центры переживали эпохи упадка и расцвета в разное время. Города, укрепленные стенами с башнями и бастионами, с общественными зданиями и храмами появились в западной Анатолии в 3-м тыс.

До н. Э. Укрепленные поселения в материковой Греции — в конце 3-го тыс. На Крите крепости неизвестны и во 2-м тыс. До н. Э. Выделяется несколько локальных археологических культур (цивилизаций) (фессалийская, македонская, западноанатолийская, Элладская культура, Кикладская культура, Минойская культура), входящих в Э. К. Хронологически эти культуры принято делить на три основных периода — ранний, средний и поздний, а каждый период — на 3 субпериода (I, II, III). Например, раннеминойский I, среднефессалийский III и т.п. Процесс формирования Э. К. Был сложным и длительным. Культуры западной Анатолии и Средней Греции возникли на основе местного неолита, на островах восточной части Эгейского моря преобладало влияние культуры Трои.

Западно-анатолийское влияние было сильно и на других островах. Около 2300 до н. Э. Пелопоннес и северо-западная Анатолия подверглись вражескому нашествию, о чём свидетельствуют следы пожаров и разрушения на поселениях. Под влиянием пришельцев (возможно, индоевропейского происхождения) к началу 2-го тыс. До н. Э. Изменилась материальная культура материковой Греции, Трои, некоторых островов. На Крите, не затронутом нашествием, продолжала развиваться минойская культура. В начале 2-го тыс. До н. Э. Появилась иероглифическая письменность, с 1600 до н. Э.— Линейное письмо А. Ср. Бронзовый век (1-я пол. 2-го тыс. До н. Э.) — период наибольшей консолидации Э. К., о чём свидетельствует определённое единство материальной культуры. Керамики, металлических изделий и др.

Около 1600 до н. Э. Вторжение в материковую Грецию новых племён (возможно, ахейцев (См. Ахейцы)), воины которых использовали боевые колесницы, положило начало возникновению небольших государств т. Н. Микенского периода вокруг других центров — Микен, Тиринфа, Орхомена. Около 1470 до н. Э. Некоторые центры Э. К. (особенно Крит) пострадали от извержения вулкана Санторин. На Крите появилось ахейское (микенское) население, принёсшее новую культуру и линейное письмо Б. С конца 13 в. До н. Э. Э. К. Переживает глубокий внутренний кризис, сопровождающийся нашествием дорийцев (См. Дорийцы) и «народов моря» (См. Народы моря), что приводит Э. К. К гибели. В. С. Титов. Эгейское искусство характеризуется переходом ведущей роли в его развитии от одной области Эгейского мира к другой, сложением местных стилей, взаимосвязями с искусством Др.

Египта, Сирии, Финикии. В сравнении с художественными культурами Древнего Востока Эгейское искусство отличается более светским характером. Среди памятников 3-го тыс. До н. Э. Выделяется погребальная пластика Киклад, «кикладские идолы», — мраморные статуэтки или головы (фрагменты статуй) геометризованных, лаконичных, монументальных форм с четко выраженной архитектоникой («скрипкообразные» фигуры, обнажённые женские статуэтки). Приблизительно с 23 в. До н. Э. Ведущим центром художественной культуры стал Крит (расцвет в 1-й пол. 2-го тыс. До н. Э.). Искусство Крита распространило влияние на Киклады и материковую Грецию. Высочайшие достижения критских зодчих — дворцы (открыты в Кносе, Фесте, Маллии, Като-Закро), в которых сочетание обширных горизонтальных плоскостей (дворы) и комплексов 2—3-этажных помещений, световых колодцев, пандусов, лестниц создаёт эффект живописного перетекания пространства, эмоционально богатый, насыщенный бесконечной изменчивостью впечатлений художественный образ.

На Крите был создан своеобразный тип колонны, расширяющейся кверху. В изобразительном и декоративно-прикладном искусстве Крита орнаментально-декоративный стиль (20—18 вв. До н. Э., достигший совершенства в вазописи «камарес») сменяется в 17—16 вв. До н. Э. Более конкретной и непосредственной передачей образов растительного и животного мира и человека (фрески дворца в Кносе, вазы с изображением морских существ, произв. Мелкой пластики, торевтики, глиптики). К концу 15 в. До н. Э. (предположительно, в связи с завоеванием ахейцами) нарастают условность, стилизация (фрески «тронного зала» и раскрашенный рельеф из стука «царь-жрец» из дворца в Кносе, вазопись «дворцового стиля»). 17—13 вв. До н. Э.— период высокого расцвета искусства ахейской Греции.

Города-крепости (Микены, Тиринф) строились на холмах, с мощными стенами т. Н. Циклопической кладки (из каменных глыб весом до 12 тонн) и планировкой в 2 уровнях— нижний город (место убежища окрестного населения) и Акрополь с дворцом правителя. В архитектуре жилища (дворцы и дома, как и на Крите, строились на каменных цоколях из сырцового кирпича с деревянными связями) складывается тип прямоугольного с портиком здания — Мегарона, прообраз древнегреческого «храма в антах (См. Анты)». Лучше других раскопан дворец в Пилосе. Выделяются круглые в плане купольные гробницы-толосы с т. Н. Ложным Сводом и Дромосом («гробница Атрея (См. Атрей)» близ Микен, 14 или 13 вв. До н. Э.). Изобразит. И декоративно-прикладное искусство ахейской Греции испытало сильное влияние искусства Крита, особенно в 17—16 вв.

До н. Э. (изделия из золота и серебра из «шахтовых гробниц» в Микенах). Местный стиль характеризуется обобщенностью и лаконичностью форм [рельефы на надгробных стелах «шахтовых гробниц», погребальные маски, некоторые сосуды («кубок Нестора») из погребений]. Искусство 15—13 вв. До н. Э., как и критское, большое внимание уделяло человеку и природе (фрески дворцов в Фивах, Тиринфе, Микенах, Пилосе. Вазопись, скульптура), но тяготело к устойчивым симметричным формам и обобщению (геральдическая композиция с фигурами 2 львов рельефа Львиных ворот в Микенах). Н. М. Лосева. Лит. Полевой В. М., Искусство Греции. Древний мир, М., 1970. Сидорова Н. А., Искусство Эгейского мира, М., 1972. [Соколов Г.], Эгейское искусство. [Альбом], М., 1972.

Монгайт А. Л., Археология Западной Европы. Бронзовый и железный века, М., 1974. Блаватская Т. В., Греческое общество второго тысячелетия до новой эры и его культура, М., 1976. Schachermeyer F., Die ältesten Kulturen Griechenlands, Stuttg., [1955]. Demargne P., Naissance de l’art grec, P., 1974. Matz F., Kreta, Mykene, Troja, [5 Aufl.], Stuttg.— Gotta, [1962]. Renfrew C., The emergence of civilisation. The Cyclades and the Aegean in the third millennium B. C., [L., 1972]. Vermeule E., Greece in the bronze age, hi.— L., 1972. History of the Hellenic world. Prehistory and protohistory, Athens — L., 1974. Эгейское искусство. Львиные ворота в Микенах. Рельеф. Известняк. 13 в. До н. Э. Эгейское искусство. Кратер с изображением процессии воинов.

Из «Дома воинов» в Микенах. Терракота, роспись. Около 1200 до н. Э. Национальный археологический музей, Афины. Эгейское искусство. Крепость в Тиринфе. 14—13 вв. Галерея. Эгейское искусство. «Сковорода». Ритуальный сосуд. Камень, гравировка. Киклады. 2-я половина 3-го тысячелетия до н. Э. Национальный археологический музей, Афины. Эгейское искусство. Маска. Из Микен. Расписной стук. 14—13 вв. До н. Э. Национальный археологический музей, Афины. Эгейское искусство. «Маска Агамемнона». Из гробницы V могильного круга «А» в Микенах. Золото. 16 в. Золото. Около 1500 до н. Э. Национальный археологический музей, Афины. Эгейское искусство. Кубок из толоса в Вафио. Золото. Около 1500 до н. Э. Национальный археологический музей, Афины. Эгейское искусство. Фляга с изображением осьминога.

Из Палеокастрона. Крит. Терракота, Роспись. Конец 16 в. До н. Э. Эгейское искусство. Роспись на саркофаге из Агия-Триады. Крит. Конец 15 в. До н. Э. Фрагмент. Археологический музей, Ираклион. Эгейское искусство. Сосуд в виде медведя. С острова Сирос. Киклады. Терракота, роспись. Около 2500—2000 до н. Э. Национальный археологический музей, Афины. Эгейское искусство. «Кифарист». Кикладский идол. Мрамор. Около 2000 до н. Э. Национальный археологический музей, Афины. Эгейское искусство. Брелок в виде двух пчёл. Из погребения близ Малии. Крит. Золото. Около 2000 до н. Э. Эгейское искусство. Гемма. Из могилы Гамма могильного круга «Б» в Микенах. Аметист. 1-я половина 16 в. До н. Э. Эгейское искусство. «Соусник». Из т. Н. Клада Приама. Троя II. Золото. 2500—2250 до н. Э. Пифос с росписью. Кратер с росписью и скульптурным декором.

Оба из дворца в Фесте (Крит). Керамика. Музей г. Ираклион..

Значения в других словарях
Эгеде-Ниссен Адам Яльмар

Эгеде-Ниссен (Egede-Nissen), Адам Яльмар (29.6.1868, ок. Кристиании, ныне Осло, ‒ 4.4.1953, там же), деятель норвежского рабочего и коммунистического движения. Племянник гарибальдийца О. Эгеде-Ниссена. По профессии почтовый служащий. В 1900‒12, 1922‒24 депутат стортинга. В начале 1900-х гг. Помогал русским социал-демократам в печатании в Вардё и доставке в Россию революционной литературы. В 1906‒23 член Норвежской рабочей партии. В январе 1918 был в Советской России, встречался с В. И. Лениным. ..

Эгей

в древнегреческой мифологии афинский царь. Когда его сын Тесей отправился на о. Крит, чтобы убить Минотавра и таким образом освободить Афины от позорной дани, которую они платили царю Миносу, Э. Условился с ним, что при благополучном исходе битвы с Минотавром чёрные паруса на корабле Тесея будут заменены белыми. Однако Тесей после победы над Минотавром забыл сменить паруса. Э. При виде корабля под чёрными парусами бросился с прибрежного утёса в море, которое с тех пор стало называться Эгейским ..

Эгейское море

полузамкнутое море в бассейне Средиземного моря, между полуостровами Балканским и М. Азией и о. Крит. На С.-В. Пролив Дарданеллы соединяется с Мраморным морем и далее с Чёрным морем, на Ю. Несколькими проливами между островами — со Средиземным морем. Площадь около 179 км2. Образовалось в результате погружения в конце плиоцена и в плейстоцене суши (Эгеиды), остатками которой являются многочисленные острова (в связи с этим Э. М. Ранее называлось морем Архипелага). Преобладают глубины от 200 до 10..

Эгер

(Eger) город на С. Венгрии, на р. Эгер, у южного подножия гор Бюкк. Административный центр медье Хевеш. 56 тыс. Жит. (1976). Машиностроение и металлообработка, табачная, мебельная, молочная промышленность. Виноделие. Бальнеологический курорт. Город сохранил средневековую планировку. Памятники архитектуры — крепость (13 в.) с укреплениями 16 в., дворец епископа (15 в.), турецкий минарет (1596—1687), барочные дом областного совета (1751—55, арх. М. Герль), лицей (1765—85, арх. Я. Фельнер), классиц..

Эгейская Культура

ЭГЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА (крито-микенская культура) - условный термин для обозначения культуры Др. Греции эпохи бронзы (ок. 2800-1100 до н. Э.). Выделяются географические варианты эгейской культуры. На Крите - минойская, в материковой Греции - элладская, на островах Эгейского м. - кикладская культура.. ..

Эгейская Культура

- крито-микенская - условный термин для обозначения культуры Древней Греции эпохи бронзы (около 2800–1100 гг. До н. Э.). Выделяются географические варианты Э. К. На Крите – минойская, на островах Эгейского моря – кикладская культура.. ..

Эгейская Культура

Крито-микенская культура, - условное назв. Культуры Др. Греции (о. Крит, Эгейского архипелага, материковой Греции) эпохи бронзы (ок. 30 и 28 - ок. 12 вв. До н. Э.). Хронологически принято делить на три периода. Ранний (ок. 30 и 28 - ок. 22 и 21 вв. До н. Э.), средний (ок. 21 и 20-17 вв. До н. Э.), поздний (ок. 16 - ок. 12 вв., до н. Э.). Различия в памятниках культуры отд. Частей Др. Греции позволили выделить географич. Варианты. Культура о. Крит получила назв. Минойской культуры, материковой Гр..

Дополнительный поиск Эгейская культура Эгейская культура

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Эгейская культура" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эгейская культура, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 17 символа