Экскурсия
(от лат. Excursio — поездка, вылазка) посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т.д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода. Э. Различаются. По целям — учебные (в т. Ч. Учебно-производственные, для профессиональной ориентации, обмена опытом), культурно-просветительские, научные. По тематике— в соответствии с содержанием объектов. По месту расположения объектов — натурные, музейные. По составу участников — для разных возрастных групп, специалистов различных профилей, туристов и учащихся и т.п. Э. Возникли в конце 18 — начале 19 вв. Как метод обучения, способствующий развитию наблюдательности навыков самостоятельной работы у учащихся, они внедрялись в учебный процесс прогрессивными педагогами Западной Европы и России, выступавшими против схоластики в преподавании.
В течение 19 в. Э. Постепенно становятся органической частью учебного процесса в школе. В 1910 в Москве была создана Центральная экскурсионная комиссия, обслуживавшая школьников и педагогов. В том же году вышла книга об основных принципах экскурсионной методики «Школьные экскурсии, их значение и организация» (под ред. Б. Е. Райкова и Г. Н. Боча). Параллельно с учебными с конца 19 — начала 20 вв. Стали проводиться Э. Культурно-просветительского направления, появились спец. Экскурсионные организации. В 1907 при Российском обществе туристов (РОТ) основана организация «Экскурсии по России», в 1914—16 издавался журнал «Экскурсионный вестник» (Москва), в 1914—17 — «Русский экскурсант» (Ярославль). В первых декретах Советской власти о школе Э.
Рассматривались как обязательный элемент учебного процесса. В 1918 в Москве основано Центральное бюро школьных экскурсий. В конце 20 — начале 30-х гг. Э. Культурно-просветительского характера стали составной частью туризма. В 1928 создано акционерное общество «Советский турист», преобразованное в 1930 во Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ). В 30-е гг. В некоторых городах открылись экскурсионно-туристские станции Наркомпроса (в том числе в 1932 — Центральная станция в Москве). В 1936 ЦИК СССР возложил руководство развитием туризма и экскурсий на ВЦСПС и его организации. После Великой Отечественной войны 1941—45 деятельность туристско-экскурсионных учреждений и организаций ВЦСПС активизировалась во всех союзных и автономных республиках, краях и областях.
В крупных городах были созданы советы по туризму, в которые вошли представители государственных и обществ. Организаций, соучаствующих в туристско-экскурсионном обслуживании трудящихся. Широкий размах экскурсионное дело приобрело после постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС «О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране» (1969). Количество экскурсантов возросло с 35 млн. В 1970 до 152 млн. В 1977, в 600 городах открылись экскурсионные организации, предлагающие св. 15,5 тыс. Различных тем Э. Производственных, исторических, природоведческих, архитектурных, искусствоведческих, литературных и др. В системе экскурсионного обслуживания профсоюзов занято около 35 тыс. Экскурсоводов (в среднегодовом исчислении, 1977).
Большую научно-просветительскую и культурно-образовательную экскурсионную работу проводят музеи, картинные галереи, различные выставки (всего 1,2 тыс. В 1977), которые ежегодно посещают около 120 млн. Чел. Наибольшей популярностью пользуются Центральный музей В. И. Ленина в Москве и его филиалы (ежегодно св. 6 млн. Посетителей). СССР входит в число стран, имеющих высокий показатель т. Н. Экскурсионной плотности — количество посещений экскурсионных объектов в расчёте на душу населения (в 1975 на каждые 1000 чел. Св. 1200 посещений). Специализированное экскурсионное обслуживание школьников осуществляют детские экскурсионно-туристские станции (ДЭТС) Министерства просвещения СССР. В 1977 было свыше 200 ДЭТС, в Э. Участвовало около 8 млн.
Школьников. Советская школа широко использует Э. В учебно-воспитательном процессе. Предметные (по учебной программе), производственные (в которых В. И. Ленин видел одну из форм решения задач общего и политехнического образования), комплексные (как форма межпредметных связей), а также культурно-образовательные. Экскурсионный метод эффективно применяется в работе по профессиональной ориентации молодёжи, в системах повышения квалификации кадров и обмена передовым производственным опытом. При создании учебных кинофильмов, телепередач и т.д. В развитых странах Э. Стали составной частью путешествия, одной из его целей, что привело к появлению т. Н. Познавательного (экскурсионного) туризма. Э. Как рекреационная деятельность обладает высокой социальной эффективностью, поскольку выполняет одновременно несколько восстановительных функций — познания, общения, оздоровления.
Массовое обслуживание экскурсантов привело к появлению специализированных учреждений (например, экскурсионных бюро) кадров (экскурсоводов, методистов), видов транспорта (специальной модификации автобусов, речных судов и т.п.) и др. Лит. Крупская Н. К., Задачи школы I ступени. Экскурсионный метод при изучении вопросов, намеченных в схемах программ, принятых съездом соцвосов, Пед. Соч., т. 3, М., 1959. Райков Б. Е., Методика и техника экскурсий, 4 изд., М.— Л., 1930. Методы и практика экскурсионного дела. Сб. Статей, предисл. Н. А. Гейнике, М., 1925. Шолохов В., Организация и проведение экскурсий, [М.], 1965. Пасечный П., Емельянов Б., Экскурсия, М., 1972. Вопросы экскурсионной работы, М., 1973. Музей и современность, в. 2, [под ред.
А. Тимрота], М., 1976. Емельянов Б., В помощь экскурсоводу, М., 1976. П. С. Пасечный, В. М. Кривошеев..
Дополнительный поиск Экскурсия
На нашем сайте Вы найдете значение "Экскурсия" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Экскурсия, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Э". Общая длина 9 символа