Элиты теории
социально-философские концепции, утверждающие, что необходимые составные части социальной структуры любого общества — элита (высший, привилегированный слой или слои, осуществляющие функции управления, развития науки и культуры) и остальная масса людей. Выразителями подобного рода идей были Платон, Макиавелли, Т. Карлейль. Однако как определённая система взглядов Э. Т. Были сформулированы в 20 в. В. Парето и Г. Моска (Италия). До 2-й мировой войны 1939—1945 Э. Т. Получили наибольшее распространение в Италии, Германии, Франции. После войны — в США. Основные варианты Э. Т. «макиавеллиевский» (Дж. Бёрнхем, США), «ценностный» (Ла Валет, Франция), структурно-функциональный (Р. Даль, С. Келлер, США), «неоэлитизм»(Т. Дай, X. Цайглер, США).
Общие черты Э. Т. — отрицание исторического прогресса (история рассматривается как совокупность социальных циклов, характеризуемых господством определённых типов элит). Критика идеи народного суверенитета как утопического мифа романтиков. Утверждение, что неравенство — основа социальной жизни. Исходный постулат Э. Т. — абсолютизация политических отношений. Политическая власть рассматривается в качестве основной части социальных отношений, из которых наиболее значимы отношения господства и подчинения. Первоначально Э. Т. Были открыто враждебны даже буржуазной демократии. В конце 30—40-х гг. И. Шумпетер и К. Манхейм (Германия) реконструируют Э. Т., стремясь совместить их принципы с признанием буржуазно-демократических институтов.
Манхейм утверждал, что отличительная черта демократии — конкуренция относительно открытых элит за позиции власти и «демократический оптимум элита-массы» («Essays on the Sociology of Culture», L., [1956], p. 200). В 60—70-х гг. На основе этих идей была сформулирована т. Н. Теория плюрализма элит (Даль) и идея их «консензуса» (согласия) относительно существующей политической системы (Дай, Цайглер). Классовые корни Э. Т. Лежат в разделении антагонистического общества на эксплуататорское меньшинство и эксплуатируемое большинство. Определённый этап исторического развития, связанный с недостаточным развитием производительных сил и представляющий предысторию человечества, Э. Т. Рассматривают как всеобщий закон, следствие «человеческой природы» и технологических требований сложного производства.
Марксистская социология показывает ненаучный характер Э. Т., их направленность против марксистского учения о классах и классовой борьбе, против требования социального равенства всех членов общества. Лит. Миллс Р., Властвующая элита, пер. С англ., М., 1959. Ашин Г. К., Миф об элите и «массовом обществе», М., 1966. Бурлацкий Ф. М., Галкин А. А., Социология. Политика. Международные отношения, М., 1974. Mosca G., Elementi di scienza politica, 6 ed., [Mil.], 1953. Dye T. R., Zeigler L. Н., The irony of democracy. An uncommon introduction to American politics, 2 ed., Belmont, 1972. Dahl R. A., Polyarchy, Hew Haven, 1971. Prewitt K., Stone A., The ruling elites, N. Y., [a. O.], 1973. Г. К. Ашин..
Дополнительный поиск Элиты теории
На нашем сайте Вы найдете значение "Элиты теории" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Элиты теории, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Э". Общая длина 12 символа