Бюджет государственный
составляемая ежегодно смета (роспись) предстоящих доходов и расходов государства. Сущность Б. Г. Каждой страны определяется экономическим строем общества, природой и функциями государства (см. Также Бюджетная система). Б. Г. В капиталистических странах выражает отношения дополнительной эксплуатации трудящихся. Развитие его подчинено стихийным закономерностям капиталистического производства, и поэтому он выступает лишь как ориентировочная «. Роспись предполагаемых доходов и расходов государства на текущий год...» (Маркс К., см. Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 9, с. 78). В соответствии с функциями буржуазного государства средства Б. Г. Используются в значительной части на непроизводительные цели (на милитаризацию экономики, на аппарат угнетения), и поэтому он отражает паразитический характер потребления национального дохода.
В силу циклического характера развития капиталистического хозяйства Б. Г. Отличается крайней неустойчивостью. Спады и кризисы ведут к сокращению поступлений в бюджет, вызывая одновременно рост его расходов. Неустойчивость бюджета проявляется и в частых его дефицитах, которые в период общего кризиса капитализма становятся хроническими. Б. Г. Современного империалистического государств как в фокусе отражает сущность государственно-монополистического капитализма. Непосредственное вмешательство буржуазного государства в экономику, в процесс производства, распределения и перераспределения национального дохода влечёт усиление роли Б. Г. Повышается доля национального дохода, сосредоточиваемая в руках государства и перераспределяемая через бюджет.
Так, в начале 20 в. В развитых капиталистических странах (США, Великобритании, ФРГ, Франции) государство аккумулировало в бюджете 5—10% национального дохода, а в 1968 уже 30—45%. В ряде стран через Б. Г. Прямо или косвенно финансируется от 1/3 до 1/2 всех инвестиций в основной капитал. Главным источником доходов бюджета капиталистического государства являются Налоги, составляющие 85—95% всех бюджетных доходов и падающие в основном на рабочих, служащих, крестьян (фермеров) и мелкую буржуазию. Так, в Б. Г. Франции в 1967 налоговые поступления составляли 92,2% всех бюджетных доходов, в ФРГ и США около 95%, в Великобритании 91,2%. На долю неналоговых доходов (поступлений от предприятий, государственного имуществ и т.п.) приходится от 5 до 15%.
Хотя налоговый пресс всё более усиливается, налогов не хватает для покрытия растущих расходов и бюджетного дефицита буржуазного государств, и они прибегают к займам и бумажно-денежной эмиссии (см. Табл. 1 и 2). Главная часть расходов государственного бюджета в капиталистических странах занимают расходы, связанные с ведением и подготовкой новых войн (прямые и косвенные военные расходы). В развитых капиталистических странах они составляют до 50% всех расходов бюджета. Монополии получают от военных заказов, оплачиваемых за счёт Б. Г., колоссальные прибыли и используют их как средство поддержания высокой конъюнктуры. Значительное место в Б. Г. Многих капиталистических стран занимают расходы по государственному долгу (выплате процентов по государственному долгу).
Эти расходы относятся к косвенным военным затратам, так как сами займы используются в основном на военные цели. Важной статьей расходов Б. Г. Являются расходы, связанные с вмешательством буржуазного государства в экономику и её регулированием. Государственное финансирование экономики получило после 2-й мировой войны 1939—45 широкое развитие в ряде развитых капиталистических стран. Крупные расходы связаны со строительством государственных предприятий и выплатой компенсаций бывшим собственникам национализированных предприятий. Например, в Великобритании в отдельные годы эти платежи достигали 120—200 млн. Фунтов стерлингов, во Франции — более 200 млн. Франков. Государство в виде прямых капиталовложений и субсидий монополиям финансирует во Франции до 50% общей суммы капитальных вложений, в ФРГ до 30—40%, в Италии до 60%.
Растут расходы Б. Г. На инфраструктуру — строительство дорог, мостов, портов, газопроводов, учреждений просвещения, здравоохранения и других объектов, имеющих высокую капиталоемкость и малую прибыльность и поэтому невыгодных для монополий. Основная часть расходов на инфраструктуру финансируется из местных бюджетов. В условиях научно-технической революции возрастают затраты на научные исследования. В США с 1954 по 1967 они выросли с 5,7 млрд. Долларов до 24 млрд. Долларов, причём до 70% этих расходов покрывается за счёт Б. Г. В ФРГ эти затраты возросли с 1958 по 1967 почти в 6 раз, более половины их оплачивается за счёт Б. Г. Во Франции Б. Г. Покрывает 2/3 этих расходов. Крупные средства идут на поощрение экспорта, предоставление кредитов иностранным государствам и т.д.
Значительные средства Б. Г. Расходуются на содержание государственного аппарата — чиновников, полиции, суда и т.д. Расходы на социально-культурные нужды (образование, здравоохранение и социальное обеспечение) относительно невелики и связаны с подготовкой квалифицированных кадров для капиталистических предприятий, поддержанием работоспособности населения. Буржуазное государство вынуждено увеличивать эти расходы под влиянием классовой борьбы и растущих требований трудящихся. О структуре расходов Б. Г. В капиталистических странах дают представление данные (табл. 3 и 4). Специфические черты имеют Б. Г. В развивающихся странах. Они в значительной части используются для развития национального хозяйства, расширения государственного сектора и социально-культурного строительства, для ликвидации последствий колониализма и создания независимой экономики.
В ОАР, Бирме, Индии и ряде др. Стран свыше 50% расходов Б. Г. Направляется на эти цели. Причём в этих странах существуют также специальные бюджеты капитальных вложений, средства которых предназначены на инвестиции в народное хозяйство и на социально-культурное строительство. Б. Г. В дореволюционной России. Первые сведения об общей смете государственных доходов и расходов дореволюционной России и городовых сметах относятся к 1645. При Петре I были проведены крупные финансовые реформы в целях увеличения доходов казны и улучшения порядка их взимания, созданы коллегии для руководства финансовыми делами (1718). Петровская роспись на 1723 включала 9200 тыс. Руб. Доходов и 9578 тыс. Руб. Расходов. Среди доходов главное место занимали подушная подать (5096 тыс.
Руб.), кабацкие сборы (1002 тыс. Руб.) и таможенный доход (656 тыс. Руб.). Расходы на армию и флот составляли 6899 тыс. Руб. В 1802 учреждено министерство финансов, которое начало регулярно составлять ежегодные бюджеты. Хотя с 1897 бюджет ежегодно сводился с превышением доходов над расходами, фактически он был хронически дефицитным. «Свободная наличность» казначейства образовывалась за счёт роста государственного долга, повышения цен на водку и др. Источников (см. В. И. Ленин, Полн. Собр. Соч., 5 изд., т. 6, с. 257—63 и т. 23, с. 25—27). Главными статьями доходов Б. Г. Были доходы от водочной монополии, косвенные и прямые налоги, пошлины. Среди расходов на 1-м месте стояли прямые военные расходы и платежи по государственным займам. В годы 1-й мировой войны 1914—18 бюджетный дефицит возрос с 39,1% ко всей сумме расходов в 1913 до 81,7% в 1917.
Государственный долг России увеличился с 8,8 млрд. Руб. В 1913 до 60 млрд. Руб. К весне 1917. Б. Г. Социалистических стран выражает экономическое отношения планового распределения общественного продукта и национального дохода между подразделениями общественного производства и экономическими районами страны, классами и социальными группами населения на базе общественной собственности. Государственный бюджет СССР — основной финансовый план образования и использования общегосударственного фонда денежных средств Советского государства. В Б. Г. СССР сосредоточивается часть национального дохода Советского Союза, направляемая на планомерное развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли и др. Отраслей народного хозяйства, на повышение материального благосостояния и культурного уровня трудящихся, на оборону страны, на содержание органов государственного управления.
В СССР через Б. Г. Обеспечивается примерно половина затрат, связанных с расширенным воспроизводством (капитальные вложения, прирост оборотных средств, образование резервов) и около 80% средств, предназначенных на социально-культурные нужды, а также расходы на содержание органов государственного управления и оборону страны. Централизация в Б. Г. Значительной части денежных накоплений социалистического хозяйства и некоторой доли доходов населения служит важным условием планового развития народного хозяйства, соблюдения оптимальных пропорций между фондами накопления и потребления национального дохода, обеспечения рациональных балансовых связей между отраслями народного хозяйства. Б. Г. СССР сыграл большую роль в создании фундамента социалистической экономики и построении социализма.
Распределение и перераспределение в годы первых пятилеток (1929—40) через Б. Г. Накоплений хозяйства и доходов населения, обеспечивая государство необходимыми ресурсами, способствовало становлению и развитию производственных отношений социализма, ограничению, вытеснению, а затем и ликвидации капиталистических элементов. При помощи Б. Г. Большая часть национального дохода направлялась на индустриализацию страны, в первую очередь на создание и развитие тяжёлой промышленности, на социалистическое переустройство сельского хозяйства, осуществление культурной революции, укрепление оборонной мощи страны. В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 через Б. Г. Были мобилизованы огромные денежные ресурсы на развитие военной экономики, удовлетворение нужд фронта и тыла.
В послевоенные годы бюджет являлся основным источником затрат по восстановлению и развитию всех отраслей народного хозяйства, повышению народного благосостояния. В современных условиях Б. Г. Служит одним из важных инструментов построения материально-технической базы коммунизма. Через бюджет распределяется около половины национального дохода страны, в том числе свыше 80% денежных накоплений социалистического хозяйства и некоторая часть доходов населения (см. Бюджетное планирование). Основная часть доходов Б. Г. СССР — поступления от социалистических предприятий, составляющие более 90% всех его доходов. Эти поступления увеличиваются в результате развития быстрыми темпами всех отраслей социалистического хозяйства.
Доходы социалистических предприятий вносятся в бюджет в виде платежей из прибыли [плата за производственные фонды, фиксированные (рентные) платежи, взносы свободного остатка прибыли], налога с оборота (См. Налог с оборота), взносов государственных предприятий на государственное социальное страхование и некоторых других платежей. Платежи из прибыли в бюджет в связи с проведением с 1966 экономической реформы перестроены таким образом, чтобы повысить заинтересованность работников предприятий в расширении производства, его техническом совершенствовании и увеличении прибыли. Для этого более значительная, чем прежде, часть прибыли оставляется в распоряжении предприятий на расширение производства (капиталовложения, прирост оборотных средств и др.) и отчисляется в фонды материального поощрения их работников.
Налог с оборота полностью вносится предприятиями в бюджет. Платежи населения занимали в 1970 менее 10% всех доходов бюджета. Роль их в послевоенный период значительно снизилась в связи с освобождением многих плательщиков полностью или частично от уплаты налогов, отменой в 1957 выпуска государственных внутренних займов, реализуемых по подписке. Рост абсолютной суммы налогов с населения связан с увеличением численности рабочих и служащих и фонда их зарплаты и средней зарплаты при одновременном снижении ставок обложения (см. Табл. 5). Табл. 1.—Доходы федерального бюджета США (млрд. Долл.) ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | | 1968/69 | 1969/70 | |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | | сумма (ожидаемое | % к итогу | сумма (проект) | в % к итогу | | | исполнение) | | | | |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Подоходный налог с населения | 84,4 | 45,3 | 90,4 | 45,5 | | Налог на прибыли корпораций Акцизные и | 38,1 | 20,5 | 37,9 | 19,1 | | таможенные пошлины Налоги для | 17,1 | 9,2 | 18,0 | 9,1 | | социального страхования. Прочие | 40,5 | 21,8 | 45,9 | 23,1 | | поступления | 6,0 | 3,2 | 6,5 | 3,2 | |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Итого | 186,1 | 100,0 | 198,7 | 100,0 | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Табл.
2.— Доходы государственного бюджета Великобритании (млрд. Ф. Ст.) ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | | 1968/69 | 1969/70 | |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | | сумма (ожидаемое | в % к итогу | сумма (проект) | в % к итогу | | | исполнение) | | | | |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Подоходный налог (основной и | 4,56 | 34,1 | 5,16 | 33,8 | | дополнительный) | 1,35 | 10,1 | 1,69 | 11,1 | | Налог на прибыли корпораций | 0,05 | 0,4 | 0,13 | 0,8 | | Налог на прирост капитала Таможенные | 4,60 | 34,4 | 4,95 | 32,4 | | пошлины и акцизы Выборочный налог | 1,36 | 10,2 | 1,89 | 12,4 | | регулирования занятости | 1,44 | 10,8 | 1,45 | 9,5 | | Прочие доходы | | | | | |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Итого | 13,36 | 100,0 | 15,27 | 100,0 | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Табл.
3.—Расходы федерального бюджета США (млрд. Долл.)* ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | | 1968/69 | 1969/70 | |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | | сумма (ожидаемое | в % к итогу | сумма (проект) | в % к итогу | | | исполнение) | | | | |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Прямые военные расходы | 81,0 | 44,1 | 81,5 | 41,7 | | Освоение космоса | 4,2 | 2,3 | 3,9 | 2,0 | | Международные дела и финансы | 3,9 | 2,1 | 3,8 | 1,9 | | Субсидии отраслям экономики Военные | 17,6 | 9,6 | 18,9 | 9,7 | | пенсии | 7,7 | 4,2 | 7,7 | 3,9 | | Платежи по государственному долгу.
| 15,2 | 8,3 | 16,0 | 8,2 | | Расходы на просвещение и | 18,6 | 10,1 | 20,9 | 10,7 | | здравоохранение | 37,4 | 20,4 | 42,0 | 21,5 | | Социальное обеспечение | 3,2 | 1,7 | 6,5 | 3,3 | | Прочие расходы | —5,1 | —2,8 | —5,7 | —2,9 | | Минус межведомственные начисления и | | | | | | отчисления | | | | | |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Итого | 183,7 | 100,0 | 195,3 | 100,0 | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- * В 1968 федеральный бюджет был перестроен и в него были включены средства социального страхования и др.
Фонды казначейства, что привело к снижению удельного веса военных расходов (достигавшего ранее 70% собственно федерального бюджета) и повышению удельного веса социально-культурных расходов. Табл. 4.—Расходы государственного бюджета Великобритании (млрд. Ф. Ст.) ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | | 1968/69 | 1969/70 | |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | | сумма (ожидаемое | в % к итогу | сумма (проект) | в % к итогу | | | исполнение) | | | | |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Военные расходы | 2,2 | 17,1 | 2,3 | 16,2 | | Гражданские расходы | 8,6 | 65,8 | 9,3 | 66,5 | | Консолидированный фонд для | 0,8 | 6,2 | 0,8 | 5,6 | | постоянного обслуживания.
| | | | | |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Итого | 11,6 | 89,1 | 12,4 | 88,3 | | Превышение доходов над расходами | 1,7 | 10,9 | 2,2 | 11,7 | | Прирост и движение консолидированного | 1,4 | | 1,6 | | | фонда | | | | | |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Всего расходов с учётом прироста | 13,0 | 100 | 14,0 | 100 | | консолидированного фонда | | | | | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Табл.
5.—Структура доходов государственного бюджета СССР (млрд. Руб.) ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ | | 1940 | 1950 | 1960 | 1965 | 1971 | | | | | | | | (план) | | | |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | | сумма | в % | сумма | в % | сумма | в % | сумма | в % | сумма | в % | | | | | | | | | | | | | | | | | | к | | к | | к | | к | | к | | | | | итогу | | итогу | | итогу | | итогу | | итогу | | | |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| |-----------------------------| 18 0 | 100 | 42,3 | 100 | 77,1 | 100 | 102,3 | 100 | 161,0 | 100 |--| | Всего | 16,0 | 88,8 | 35,4 | 83,7 | 70,1 | 91,0 | 93,9 | 91,8 | 146,1 | 90,8 |--| | В том числе | 2,2 | 12,2 | 4,0 | 9,5 | 18,6 | 24,1 | 30,9 | 30,2 | 54,8 | 34,1 | | | Поступления от | 10,6 | 58,8 | 23,6 | 55,8 | 31,3 | 40,6 | 38,7 | 37,8 | 54,2 | 33,6 | | | соц.
| 0,3 | 1,6 | 0,6 | 1,4 | 1,8 | 2,4 | 1,5 | 1,5 | 1,4 | 0,9 | | | хозяйства. | 0,8 | 5,0 | 1,9 | 4.7 | 3,7 | 4,9 | 5,6 | 5,5 | 8,9 | 5,5 | | | из них. | 2,0 | 11,2 | 6,9 | 16,3 | 6,9 | 9,0 | 8,4 | 8,2 | 14,9 | 9.2 | | | платежи из | 0,9 | 5,1 | 3,6 | 8,5 | 5,6 | 7,3 | 7,7 | 7,5 | 13,8 | 8,6 | | | прибыли | 0,9 | 6,1 | 2,7 | 7,3 | 0,9 | 1,2 | 0,2 | 0,2 | 0,4 | 0,3 | | | государств. | | | | | | | | | | | | | предприятий | | | | | | | | | | | | | налог с оборота | | | | | | | | | | | | | подоходный | | | | | | | | | | | | | налог с | | | | | | | | | | | | | кооперации, | | | | | | | | | | | | | колхозов и | | | | | | | | | | | | | обществ | | | | | | | | | | | | | организаций.
| | | | | | | .
Дополнительный поиск Бюджет государственный
На нашем сайте Вы найдете значение "Бюджет государственный" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бюджет государственный, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Б". Общая длина 22 символа