Вагнер

111

IВа́гнер Август Фёдорович [29.8(10.9).1828, Нерфт Курляндской губернии, — 2(14).11.1886, Пулково], русский астроном, специалист по астрометрии. Окончил Дерптский университет. С 1866 вице-директор Пулковской обсерватории. Разработал метод уравнивания системы координат опорных звёзд. В течение 30 лет на большом пассажном инструменте проводил наблюдения по определению прямых восхождений основных звёзд для Пулковских каталогов. IIВа́гнер (Wagner) Адольф (25.3.1835. Эрланген, — 8.11.1917, Берлин), немецкий экономист и политический деятель. С 23 лет профессор политической экономии и финансов. Занимал кафедры в университетах Фрейбурга, Берлина и др. Городов. Под влиянием своего учителя К. И. Родбертуса (см. Родбертус-Ягецов) и исторической школы (См.

Историческая школа) подчёркивал зависимость хозяйственной жизни от правовых условий, например от института частной собственности. В. Выступал с требованием усиления государственной хозяйственной активности. Один из основателей «Союза социальной политики» (1872), созданного для разработки законодательных мер по улучшению положения рабочих. Эти меры В. Называл государственным социализмом. В 1881 В. Вступил в реакционную христианско-социальную партию. Соч. Die Gesetzmäßigkeit in den scheinbar willkürlichen menschlichen Handlungen, Hamb., 1864. Die russische Pаpierwäbrung, Riga, 1868 (рус. Пер. — Русские бумажные деньги, К., 1871). Theoretische Sozialökonomie, Bd 1—2, Abt. 1—2, Lpz., 1907—09. Лит. Маркс К., Замечания на книгу А.

Вагнер «Учебник политической экономии», 2 изд., т. 1, 1879, Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 369—99. IIIВа́гнер (Wagner) Вильгельм Рихард (22.5.1813, Лейпциг, — 13.2.1883, Венеция), немецкий композитор, дирижёр, музыкальный писатель и театральный деятель. Родился в чиновничьей семье. Раннему интересу В. К искусству способствовал его отчим, актёр Л. Гейер. Занятия музыкой начались с 15 лет. В раннем периоде музыкального творчества (1828—32) В. Создал ряд инструментальных произведений, в том числе симфонию (1832) и увертюру «Польша» (1832, окончательная редакция 1836). С 1831 В. Студент Лейпцигского университета. Одновременно брал частные уроки композиции у Т. Вейнлига. С 1833 работал театральным хормейстером в Вюрцбурге, затем дирижёром музыкальных театров в Магдебурге (1834—36), Кенигсберге (1837), Риге (1837—39).

В 1830-х гг. В. Написал оперы. «Феи» (по К. Гоцци, 1833—34, постановка 1888), «Запрет любви» (по У. Шекспиру, постановка 1836), «Риенци» (по Э. Булвер-Литтону, 1838—40, постановка 1842) В 1839—42 жил в Париже, где создал первые зрелые произведения. Увертюру «Фауст» (по И. В. Гёте, 1840, окончат, редакция 1855) и оперу «Летучий голландец» (по народным легендам и новелле Г. Гейне, 1841, постановка 1843). В 1843—49 работал дирижёром придворного театра в Дрездене. Там же написал на основе средневековых легенд 2 оперы. «Тангейзер» (1843—45, постановка 1845) и «Лоэнгрин» (1845—48, постановка. 1850, Веймар). Участник Дрезденского восстания 1849, после подавления которого эмигрировал в Швейцарию. В 1849—58 жил в основном в Цюрихе. В 1852 В.

Завершил (первоначальный замысел в 1848) литературный текст оперной тетралогии «Кольцо нибелунга» на основе скандинавского эпоса 8—9 вв. «Эдды» и немецкого средневекового эпоса 13 в. «Песнь о нибелунгах». В 1852—56 написал музыку первых частей тетралогии. «Золото Рейна» и «Валькирия». В 1857—59 создал оперу «Тристан и Изольда» (по эпическому сказанию Готфрида Страсбургского, постановка 1865, Мюнхен). После периода скитаний (1859—64) В. По приглашению баварского короля Людвига II переезжает в Мюнхен. Здесь в 1868 была поставлена его опера «Нюрнбергские мейстерзингеры» (по нюрнбергской хронике конца 17 в.). В 1871—74 он завершил последние части «Кольца нибелунга». «Зигфрид» и «Гибель богов». Постановка всей тетралогии состоялась в Байрёйтском театре (См.

Байрёйтский театр) (1876), построенном по проекту В. Последние годы жизни В. Проводит в Байрёйте, где в 1882 была поставлена его опера-мистерия «Парсифаль» (по средневековой христианской легенде). Произведения В., не связанные с театром, в период зрелого творчества появляются редко. Среди них. «5 стихотворений для женского голоса с фортепьяно» (на слова М. Везендонк, 1857—58), идиллия «Зигфрид» для малого симфонического оркестра (1870). Творческий путь В. Сложен и противоречив. В юности композитор находился под влиянием различных течений немецкого романтизма. Первая опера «Феи» принадлежит к типу немецкой романтической оперы. Сближение с деятелями буржуазно-либерального движения «Молодая Германия» в середине 1830-х гг.

Привело В. К пересмотру своих взглядов на оперу. Влияние итальянского и французского искусства сказалось в опере «Запрет любви» с её реально-бытовой тематикой, осмеянием ханжеской морали. В опере «Риенци», написанной под воздействием историко-героических произведений Г. Спонтини и Дж. Мейербера, отразились освободительно-бунтарские настроения В., выявился яркий талант его как драматурга и симфониста. «Летучий голландец» знаменует возвращение В. К проблематике немецкой романтической оперы. В ней переплетаются фантастическое и реальное. Композитор значительно обновляет традиционные музыкальные средства романтического искусства, намечает пути к созданию непрерывно развивающегося сценического действия, уделяет большое внимание раскрытию психологии героев.

В его музыкальной драматургии повышается роль лейтмотивов, «Тангейзер» и «Лоэнгрин» во многом связаны с немецкими романтическими операми на рыцарский сюжет (есть преемственность с «Эвриантой» Вебера). «Тангейзер», развивающий романтическую тему «двоемирия» (в данном случае — столкновения чувственности и аскетизма), выражает протест против лицемерной буржуазной морали, утверждает право свободного человеческого чувства. Тема протеста в этом произведении сочетается с идеей «искупления» — жертвенного подвига. В «Лоэнгрине» силам зла противопоставлены светлые силы, автор утверждает высшую миссию художника и показывает в аллегорической форме его одиночество в современном ему обществе. Но протест этот носит пассивный характер.

В «Лоэнгрине» В. Углубляет принципы симфонизации оперы, усиливает драматургическую роль лейтмотивов. Так постепенно созревают элементы будущей вагнеровской музыкальной драмы. В период Революции 1848—49 в Германии В. Испытывал воздействие материалистической философии Л. Фейербаха и анархического бунтарства М. А. Бакунина. В своих теоретических работах В. Выдвинул тезис об искусстве как «продукте социальной жизни», резко критиковал капитализм и христианскую церковь, буржуазный театр, призывал к демократизации искусства и считал, что подлинное искусство возможно лишь после революции. Но свои политические идеалы выражал в этих работах туманно, абстрактно. Антикапиталистическая направленность отличает концепцию тетралогии «Кольцо нибелунга».

Олицетворением «мирового зла» явилась здесь власть золота, которой противопоставлены сила любви и геройство подвигов. Борьбу со злом призван вести идеальный народный герой Зигфрид, символизирующий, по замыслу В., «социалиста-искупителя». Как и в др. Операх В., в тетралогии ярко воплощены национальные мифологические и легендарные образы, картины немецкой истории и природы. В период длительной работы над тетралогией в мировоззрении В. Усилились реакционные тенденции (показательно увлечение философией А. Шопенгауэра и Ф. Ницше), В тетралогии появились черты пессимизма, отразились слабость и рефлексия, характерные для немецкой интеллигенции послереволюционного периода, её неверие в революцию. В «Кольце нибелунга» нашли последовательное выражение реформаторские принципы В., зародившиеся отчасти ещё в операх 1840-х гг.

В теоретических работах 1849—51, особенно в работе «Опера и драма», В. Подверг резкой критике старую оперу, её условности, разрыв между драматическим содержанием и музыкой и выдвинул идею создания музыкальной драмы, в которой музыка становится одним из важнейших средств воплощения содержания. Для успешного осуществления синтеза музыки и драматического действия В. Считал необходимым объединение композитора и либреттиста в одном лице (В. Был автором либретто своих опер). Превращая оперу в музыкальную драму, композитор стремился к идейной насыщенности спектакля, к гармоничному взаимодействию всех его элементов. Непрерывности музыкально-драматического развития В. Достигал преодолением расчленённости оперы на отдельные «номера» (арии, ансамбли), заменяя их свободно построенными монологами и диалогами.

Большое внимание он уделял выразительности вокальной декламации, предъявляя к артистам требование глубже раскрывать содержание образа как вокальными, так и актёрскими средствами. Велико значение В. В симфонизации оперы. Он не только количественно расширил состав оркестра, но и по-новому трактовал его возможности и роль отдельных групп (особенно медных духовых инструментов), был великим мастером оркестрового колорита. Оркестр в операх В. Стал действенным, раскрывающим внутренний смысл происходящего. Важнейший элемент оркестровой партии опер В. — сквозные характеристики-лейтмотивы, иногда появляющиеся и в вокальных партиях. Они характеризуют героев, предметы, явления, отражают причинно-следственную связь между ними, обеспечивают музыкальное единство произведения.

В музыке «Кольца нибелунга» психологически насыщенный лиризм и глубокий драматизм сочетаются с яркой картинностью. Оркестр поражает богатством тембров и силой выражения, блеском, изобилием оттенков. В то же время здесь отразились противоречия и односторонность творческого метода В. Порой нарушается равновесие между вокальной и оркестровой партиями. Внимание композитора сосредоточено в первую очередь на оркестре, выразительные же возможности человеческого голоса используются им недостаточно разнообразно. Усложнённая система лейтмотивов, чрезмерное изобилие гармонических и оркестровых красок, многословие текста, обилие отвлечённых рассуждений, замена действия повествованием снижают динамизм и напряжённость музыкальной драматургии.

Симфонизация оперы находит высшее проявление в «Тристане и Изольде», где внешнее действие сведено до минимума и всё внимание композитора обращено на переживания героев. Предельной напряжённости достигает гармонический язык оркестровой партии. В этой музыке своеобразно, с огромной силой и психологической глубиной раскрыта трагедия любви и смерти. От крайностей позднего стиля В. Отступает в опере «Нюрнбергские мейстерзингеры» на историко-бытовой сюжет (о нравах и обычаях нюрнбергских ремесленников). Музыка отличается реализмом в обрисовке народных типов, яркостью комических и драматических положений. В опере имеются песни, ансамбли, хоры в духе народной песенности. Прогрессивна основная идея произведения. Борьба за передовое народное искусство, против тупого педантизма и рутины.

Опера проникнута радостным восприятием жизни, верой в созидательные силы народа. Обращение В. К религии в конце жизни нашло отражение в «торжественной сценической мистерии» «Парсифаль». Музыка оперы, отличающаяся в целом просветлённой ясностью, спокойствием и уравновешенностью, содержит отдельные яркие драматические моменты. Наряду с этим ей присущи абстрактная символика и статичность. В. Принадлежит выдающаяся роль в реформе оперного искусства, которая привела к решению новых сложных художественных задач. Крупнейшие представители национальных оперных школ творчески осваивали достижения В., выступая в то же время против крайностей вагнеровской реформы (Ж. Бизе, Дж. Верди, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков и др.).

Реформаторское творчество В. Оказало значительное воздействие на оперное исполнительство. Особая декламационная выразительность вокальных партий его опер и сложность оркестрового сопровождения ставили перед певцами новые задачи. В. Был одним из видных представителей дирижёрского искусства. В 50—60-х гг. Он неоднократно выступал в различных европейских городах, в том числе в Петербурге и Москве (1863), с исполнением отрывков из своих опер, симфоний Л. Бетховена и др. Произведений. Обширна и разнообразна литературная деятельность В. Он — автор оперных либретто, драм, стихотворений, музыкально-теоретических работ, рецензий, очерков о композиторах, исследований по истории искусства, статей по вопросам политики и философии и др.

В музыкально-теоретических работах, особенно в таких, как «Искусство и революция» (1849), «Художественное произведение будущего» (1850), «Опера и драма» (1851), «Обращение к моим друзьям» (1851), В. Стремился связать художеств. Явления с жизнью общества, рассматривая буржуазную культуру как упадок цивилизации. В этих трудах привлекает глубина, серьёзность идейно-эстетических требований, предъявляемых композитором к искусству, которое определялось им как важное средство нравственного воспитания народа. Первые постановки опер В. В, России относятся к 60-м гг. 19 в. («Лоэнгрин» в петербургском Мариинском театре, 1868, и др.). В 1889 немецкая труппа показала в Петербурге и Москве тетралогию «Кольцо нибелунга» (на русском языке весь цикл ставился в Мариинском театре в 1907—10).

Исполнялись и др. Оперы В., в том числе «Нюрнбергские мейстерзингеры» и «Парсифаль» (в Петербургском театре музыкальной драмы, 1913). Среди русских музыкантов знатоком и пропагандистом музыки В. Был А. Н. Серов. Проницательные оценки творчества В. Дали Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский и др. В СССР оперы В. Ставились на сценах крупнейших оперных театров Москвы, Ленинграда, Киева, Риги и др. Среди русских исполнителей опер В. Особенно выделялись в героических ролях И. В. Ершов и Ф. В. Литвин. Большим событием было также исполнение главных партий в опере «Лоэнгрин» А. В. Неждановой и Л. В. Собиновым. Среди выдающихся советских исполнителей-певцов — И. С. Козловский, К. Г. Держинская, М. О. Рейзен, Ж. Гейне-Вагнер, А. Фринберг, дирижёры В. И. Сук, Э. Ф. Направник, А.

Коутс, Н. С. Голованов, Е. А. Мравинский, С. А. Самосуд, Э. Тоне. Соч. Gesammelte Schriften und Dichtungen, Bd 1—10, Lpz., 1871—83. Sämtliche Schriften und Dichtungen, 6 Aufl., Bd l—16, Lpz., 1912—14. В рус. Пер. — Рихард Вагнер. Избранные статьи. Ред., прим., вступ. И пояснит, ст. Р. И. Грубера, М., 1935. Опера и драма, М., 1906. Художественное произведение будущего, «Русская музыкальная газета», 1897, №№ 1—3, 5—12, 1898, №№ 1, 3—10. Моя жизнь. Мемуары. Письма. Дневники, т. 1—4, М., 1911—12 (т. 4 — Письма. Дневники. Обращение к друзьям). Бетховен [1870], М. — СПБ, 1911. Нибелунги. Всемирная история на основании сказания, М., 1913. Лит. Друскин М., Рихард Вагнер, М., 1958. Грубер P., Рихард Вагнер (1883—1933), М., 1934. Капп Ю., Рихард Вагнер, пер. С нем., М., 1913. Glasenapp К.

С. F., Das Leben Richard Wagners, Bd 1—6, 6 Aufl., Lpz., 1908-23. Istel E., Das Kunstwerk R. Wagners, Lpz.—B., 1918. Westernhagen C. Von, Richard Wagner. Sein Werk, sein Wesen, seine Welt, Z., 1956. Луначарский А. В., Рихард Вагнер, в его кн. Юбилеи. Сб. Юбилейных речей и статей (1931—1933), М., 1934. Стасов В. В., Искусство XIX века, Избр. Соч., т. 3, М., 1952, с. 677—706. Серов А. Н., Рихард Вагнер и его реформа в области оперы, Избр. Статьи, т. 2, М., 1957. Его же, «Нибелунгов перстень». Музыкально-драматическая поэма Рихарда Вагнера, в его кн. Критические статьи, т. 3, СПБ, 1895. Римский-Корсаков Н. А., Вагнер. Совокупное произведение двух искусств или музыкальная драма, Полн. Собр. Соч., т. 2, М., 1963, с. 47—60. Чайковский П. И., Байрейтское музыкальное торжество, в его кн.

Музыкально-критические статьи, М., 1953, с. 302—30. Соллертинский И. И., «Моряк-Скиталец» Вагнера, О «Кольце нибелунга» Вагнера, в его кн. Музыкально-исторические этюды, 2 изд., Л., 1963, с. 205—23. Pfordten Н. Von der, Handlung und Dichtung der Bühnenwerke R. Wagners..., 4 Aufl., B., 1908. KurthE., Romantische Harmonik und ihre Kriese in Wagners «Tristan», 3 Aufl., B., 1953. Lorenz A., Das Geheimnis in der Form bei Richard Wagner, Bd 1—4, В., 1924—33. Г. В. Крауклис. В. Р. Вагнер.IVВа́гнер Владимир Александрович [17(29).3.1849 — 8.3.1934], советский биолог и психолог, основоположник сравнительной психологии (См. Сравнительная психология) в России. Профессор Петербургского, затем Ленинградского университета (1906—31). Один из организаторов Психоневрологического института в Петрограде и Музея эволюции нервной системы и психики при институте мозга в Ленинграде.

Первые научные работы посвящены систематике и морфологии членистоногих. В докторской диссертации «Биологический метод в зоопсихологии» (опубликована 1901) В. Отстаивал идею изучения развития психики животных методами эволюции биологии. С этих позиций провёл цикл исследований инстинктивной деятельности животных, главным образом при возведении ими построек. Строительных инстинктов у пауков (1894), построек городской ласточки (1900) и др. В этих работах подвергались критике как антропоморфизм в изучении инстинктов, т. Е. Попытки изучать поведение животных по аналогии с поведением человека, так и чисто физиологические интерпретации деятельности животных, игнорирующие психический фактор. В. Полагал, что сравнительно-психологический метод требует сопоставлять конкретные формы поведения животных не с поведением человека, а с поведением других ближайших в эволюционном ряду форм.

Эволюция инстинктов, по В., предполагает применение к ним биогенетического закона (См. Биогенетический закон). Соч. Биологические основания сравнительной психологии (Биопсихология), т. 1—2, СПБ, 1910—13. Биопсихология и смежные науки, П., 1923. Возникновение и развитие психических способностей, в. 1—9, Л., 1924—29. Лит. Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966. Петровский А. В., История советской психологии, М., 1967. М. Г. Ярошевский.VВа́гнер (Wagner) Генрих Леопольд (19.2.1747, Страсбург, — 4.3.1779, Франкфурт-на-Майне), немецкий поэт и драматург эпохи «Бури и натиска» (См. Буря и натиск). Сын купца. Служил адвокатом во Франкфурте-на-Майне, был близок к И. В. Гёте. Основные сочинения В. — сатира «Прометей, Девкалион и его рецензенты» (1775), драма «Позднее раскаяние» (1775) и пьеса «Детоубийца» (1776) — пользовались популярностью благодаря остроте и злободневности изображенных в них сословных конфликтов.

Соч. Gesammelte Werke, Bd 1—5, hrsg, von L. Hirschberg, Potsdam, 1923 (изд. 1-й том). Sturm und Drang. Dichtungen aus der Geniezeit, hrsg. Von K. Freye, Tl 2, В. [u. A., 1911]. Лит. История немецкой литературы, т. 2, М., 1963, гл. 15.VIВа́гнер Егор Егорович [27.11(9.12).1849, Казань, — 14(27).11.1903, Варшава], русский химик-органик. В 1874 окончил Казанский университет. С 1875 работал с А. М. Бутлеровым, а с 1876 — с Н. А. Меншуткиным. С 1882 профессор кафедры химии в Новоалександрийском институте сельского хозяйства, с 1886 — Варшавского университета. Разработал (1888) общий способ окисления этиленовых связей перманганатом и один из важных приёмов исследования строения соединений, содержащих кратные связи (см. Вагнера реакция). Весьма интересным исследованием В.

В области терпенов является установление строения основного компонента русских сосновых скипидаров — α-пинена (1895—96), чрезвычайно легко изменяющегося на воздухе. Соч. К строению терпенов и им родственных соединений, «Журнал Русского физико-химического общества. Часть химическая», 1894, т. 26, с. 327. Лит. Лавров В., Егор Егорович Вагнер, его жизнь и деятельность, СПБ, 1904.VIIВа́гнер Николай Петрович [1829, Богословский завод, ныне Карпинск Свердловской области, — 22.3(4.4).1907, Петербург], русский зоолог и писатель. Окончил Казанский университет. Доктор естественных наук (1854). Профессор зоологии Казанского (с 1860), затем Петербургского (с 1871) университетов. Основные труды по энтомологии. Открыл (1862) явление Педогенеза — так называемого детского размножения у некоторых беспозвоночных животных.

Инициатор организации (1881) Соловецкой биологической станции, перенесённой в 1899 на Мурманское побережье Кольского залива (с 1958 — Мурманский морской биологический институт Кольского филиала АН СССР). Среди его литературных работ наиболее известны «Сказки Кота-Мурлыки» (1872) нравственно-психологического содержания, выдержавшие много изданий. Соч. Самопроизвольное размножение гусениц у насекомых, Казань, 1862. Беспозвоночные Белого моря, т. 1, СПБ, 1885. Романы, повести, сказки и рассказы, т. 1—7, СПБ, 1902—08. Сказки, 7 изд., СПБ, 1907. Сказки Кота-Мурлыки, М. — П., 1923. Лит. Шимкевич В. М., Н. П. Вагнер и Н. Н. Полежаев (Из воспоминаний зоолога), «Журнал Министерства народного просвещения. Нов. Сер.1;2», 1908, [т. 16], № 7, отд.

4, с. 1—18.VIIIВа́гнер (Wagner) Отто (13.7.1841, Вена, — 11.4.1918, там же), австрийский архитектор. Представитель венского стиля «Модерн», член «Венского Сецессиона». От прихотливых по композиции сооружений, изобилующих сложным декором (больница Штейнхоф в Вене, 1904—07), перешёл к поискам рациональности и простоты. В интерьере здания почтамта и сберегательной кассы в Вене (1904—06) В. Выступил как предшественник Функционализма, применяя лишённые декора геометрически чёткие формы и обнажённые металлические конструкции. Лит. Ostwald Н., Otto Wagner Baden, 1948. О. Вагнер. Почтамт и сберегательная касса в Вене. 1904—06..

Значения в других словарях
Вагиф

Молла Панах (около 1717, деревня Салахлы, ныне Казахский район, — 1797, г. Шуша), азербайджанский поэт и государственный деятель. Родился в крестьянской семье. Знал арабский и персидский языки. Учился у лучших ашугов-певцов музыке и пению, сам импровизировал песни. Был учителем (приставка «молла» к имени поэта связана с этой его деятельностью), затем везиром (министром иностранных дел) карабахского правителя. На этом посту проявил незаурядные способности дипломата. При его участии был заключён ..

Вагиф Молла Панах

Вагиф Молла Панах (около 1717, деревня Салахлы, ныне Казахский район, ≈ 1797, г. Шуша), азербайджанский поэт и государственный деятель. Родился в крестьянской семье. Знал арабский и персидский языки. Учился у лучших ашугов-певцов музыке и пению, сам импровизировал песни. Был учителем (приставка «молла» к имени поэта связана с этой его деятельностью), затем везиром (министром иностранных дел) карабахского правителя. На этом посту проявил незаурядные способности дипломата. При его участии был закл..

Вагнер Август Фёдорович

Вагнер Август Фёдорович [29.8(10.9).1828, Нерфт Курляндской губернии, ≈ 2(14).11.1886, Пулково], русский астроном, специалист по астрометрии. Окончил Дерптский университет. С 1866 вице-директор Пулковской обсерватории. Разработал метод уравнивания системы координат опорных звёзд. В течение 30 лет на большом пассажном инструменте проводил наблюдения по определению прямых восхождений основных звёзд для Пулковских каталогов.. ..

Вагнер Адольф

Вагнер (Wagner) Адольф (25.3.1835. Эрланген, ≈ 8.11.1917, Берлин), немецкий экономист и политический деятель. С 23 лет профессор политической экономии и финансов. Занимал кафедры в университетах Фрейбурга, Берлина и др. Городов. Под влиянием своего учителя К. И. Родбертуса (см. Родбертус-Ягецов. ..

Вагнер

, Иоганн Мартин (Wagner, Johann Martin) 1777, Вюрцбург — 1858, Рим. Австрийский скульптор. Завершив в 1802 обучение в Академии художеств в Вене, продолжил его в Париже, в мастерской Ж. Л. Давида. С 1804 в качестве пенсионера мюнхенской Академии работал в Риме. В 1812 совершил путешествие в Германию по приглашению принца Людвига Баварского, ставшего его заказчиком. Для дворца Шлейсхейм в Баварии исполнил по заказу Луи Бонапарта рельеф Совет греков перед Троей. Значительными работами Вагнера явили..

Вагнер

Вагнер, Рихард (1813 - 1883) - великий немецкий композитор, реформатор оперной музыки. Его знаменитая тетралогия "Кольцо Нибелунга" ("Золото Рейна", "Валькирия", "Зигфрид" и "Гибель богов") представляет собой опыт создания целостного художественного произведения (Gesammt-Kunstwerk), которое должно было, подобно античной трагедии, органически соединить в себе все отдельные отрасли искусства. Поэзия представлена в нем драматическим текстом, музыка - пением и оркестром, скульптурный и пластический ..

Дополнительный поиск Вагнер Вагнер

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Вагнер" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вагнер, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 6 символа