Вагон

248

железнодорожный (франц. Wagon, от англ. Waggon — повозка). Прототип В. — небольшой ёмкости повозка, представлявшая собой ящик, передвигавшийся по деревянным рельсам на горных предприятиях вначале вручную, а затем конной тягой. Впервые появился в Англии, затем в Германии. В 1786 ирландец Р. Л. Эджуорт предложил составлять поезда из таких повозок. Создание В. Связано с открытием конно-чугунных дорог, первая из которых построена в графстве Суррей близ Лондона. На этой дороге конной тягой перемещались пассажирские и грузовые повозки (рис. 1). На Алтае П. К. Фролов в 1810 построил первую в России Змеиногорскую конночугунную дорогу с трёхвагонными составами. Ж.-д. Состав из 12 грузовых В. И 21 пассажирского с паровой тягой испытан при открытии дороги между Стоктоном и Дарлингтоном (Англия) в 1825.

Достижения в вагоностроении (рис. 2) были продемонстрированы при открытии Манчестер-Ливерпульской ж. Д. В Англии (1830), на котором присутствовали специалисты-путейцы многих стран, в том числе и России. В России первые грузовые (рис. 3) и пассажирские (рис. 4) В. Различных типов построены на Александровском заводе в 1846. Это были крытые 4-осные В. И платформы с центральной сцепкой без буферов грузоподъёмностью 8,2 т. В 1855 построены первые 2-осные В. Грузоподъёмностью 6,5—10 т. С 1862 стали строить В.-ледники для перевозки скоропортящихся пищевых продуктов. В 1872 появились цистерны 2-осной конструкции и специальные В. (для перевозки живой рыбы, молочных продуктов, песка и т.д.). В 1892 создан грузовой В. «нормального» типа грузоподъёмностью 12,5 т.

В 1905 грузоподъёмность грузовых В. В России была увеличена до 15 т, а в 1911 — до 16,5 т. В конце 19 в., наряду с созданием новых типов В., совершенствуется конструкция кузова рессорного подвешивания, тяговых приборов, буферного устройства, тормозов и т.д. К 1917 парк грузовых В. В основном состоял из 2-осных В. И насчитывал. Крытых 67%, платформ 18%, полувагонов 5%, цистерн 6% и прочих 4%. Средняя грузоподъёмность 15,1 т. Первые пассажирские В. В России появились на Царскосельской ж. Д., открытой в 1837. Они имели вид карет. В 1846—51 на Александровском заводе было построено 239 различных пассажирских В., а в 1865 инженер К. И. Рехневский сконструировал тележку с двойным рессорным подвешиванием, обеспечивавшим плавный ход.

Пассажирские В. Были оборудованы креслами (в 1-м и 2-м классах), и только в 1866 введены первые спальные В. В скорых поездах Петербург — Москва (в 1867 в США созданы спальные В. Системы Пульмана). Парк пассажирских В. Был весьма разнообразен и состоял главным образом из 2-, 3-и 4-осных В., в основном с деревянными рамами и кузовами, с печным или водяным отоплением (индивидуальное для каждого В.) или с паровым от специального В.-котельной. Освещение преимущественно свечное, редко газовое. Почти все пассажирские В. Имели автоматические тормоза, сквозную упряжь с винтовой сцепкой и буферами. Нормализация пассажирских В. Началась с постройкой в 1896 4-осного В. Длиной 18 м. В 1906 были построены двухэтажные пассажирские В.

С тележками системы Рыковского. За годы Советской власти вагонный парк коренным образом обновлен. В 1931 прекращено строительство старых типов В. И организовано производство крытых 2- и 4-осных грузовых В. Грузоподъёмностью соответственно 20 и 50 т, платформ 20, 50 и 60 т, цистерн 24, 45, 50 м. 4-осных саморазгружающихся полувагонов грузоподъёмностью 60 т. Хопперов 25, 60 и 70 т со стальной рамой и хребтовой балкой, позволяющей устанавливать автосцепку (См. Автосцепка). Кузова изготовлялись с металлическим каркасом и обшивкой, выполненной из дерева или металлических листов. В. Оборудовались автотормозами отечественной конструкции (см. Казанцева тормоз и Матросова тормоз). С 1947 строятся цельнометаллические пассажирские В.

Длиной 23,6 м. По назначению различают В. Пассажирские и грузовые. Общесетевые и промышленные транспорта. Для широкой и узкой ж.-д. Колеи. Современные В. Бывают несамоходными и самоходными (моторные электрифицированные ж. Д., трамвайные, метрополитена, дизель-поездов, автомотрисы и др.). Пассажирские В. (рис. 5—12) разделяются на В. Общего назначения (для перевозки пассажиров, а также В.-рестораны, почтовые, багажные, электростанции и др.) и специального назначения (служебные, санитарные, лаборатории, клубы и т.д.). К пассажирским относятся также В. Трамвая и метрополитена. Пассажирские В. Различают дальнего следования, межобластного и пригородного сообщения. В. Общего назначения бывают. Не купейные и купейные (мягкие или жёсткие).

В. Строятся с цельнометаллическим кузовом несущей конструкции, индивидуальным водяным или электрическим отоплением, принудительной и естественной вентиляцией, электрическим освещением. На многих В. Имеются установки для кондиционирования воздуха, горячего водоснабжения и охлаждения питьевой воды. Дизель- и электропоезда комплектуются из моторных и прицепных вагонов. Современные В. Купейные мягкие имеют 24—32 места, жёсткие купейные — 38 спальных мест, не купейные 54 места (81 место для сидения), областного сообщения — 68 мест для сидения. Вместимость В. Электро- и дизель-поездов приведена в таблице. Вместимость вагонов электро- и дизель поездов -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Тип поезда | Число пассажирских мест | | |-------------------------------------------------------------------------------------------------| | | в головном | в моторном | в прицепном | всего в  | | | вагоне | вагоне | вагоне | поезде | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Электропоезд ЭР-2 и ЭР-9П | 88  | 110  | 108 | 1050  | | Электропоезд автомотриса ЭР-22  | | 174  | 197 | 1484  | | Дизель-поезд ДР-1 | | 68 | 124 | 384 | -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- На ж.

Д. СССР перевозится за год свыше 2,8 млрд. Пассажиров, что составляет свыше 65% пассажирских перевозок в стране (1969). В 1970 в СССР построено 1,8 тыс. Пассажирских магистральных В. Грузовые (товарные) В. (рис. 13) подразделяются на В. Универсальные (крытые, Полувагоны, платформы, Хопперы, цистерны (См. Цистерна), вагоны изотермические (См. Вагон изотермический)) и специальные (гондолы, транспортёры, для перевозки цемента, муки, битума, живой рыбы, молока, вина, спирта, сахара-сырца) и др. В крытых В. Перевозят грузы, требующие защиты от атмосферных воздействий, и ценные грузы. В СССР наиболее распространены 4-осные крытые В. Грузоподъёмностью 60 и 62 т. К грузовым В. Промышленного транспорта относятся думпкары, шлаковозы, чугуновозы, вагонетки и др.

Большое число промышленных В. Узкоколейные. Основные технико-экономические параметры грузовых В. Грузоподъёмность, количество осей, коэффициент тары, удельный объём кузова, удельная площадь и линейные размеры. Грузоподъёмность В. — наибольший груз, допускаемый к погрузке. Коэффициент тары — отношение тары (собственной массы В.) к его грузоподъёмности. Удельная площадь — отношение полезной площади пола В. К грузоподъёмности. Коэффициент тары грузового В. В СССР на 9—12% ниже, чем в США. Среднесуточный пробег в СССР составляет около 250 км, в США — 83 км. По численности и грузоподъёмности парк грузовых В. СССР занимает 1-е место в Европе и 2-е — в мире. На грузовые В. Приходится около 70% грузооборота в стране (1968). В 1970 в СССР построено 58,5 тыс.

Грузовых магистральных В. В. Имеют общие для всех типов основные элементы (узлы). Ходовые части, кузов, ударно-тяговые приборы и тормоза. Ходовые части направляют В. По рельсовым путям, обеспечивают безопасность передвижения при требуемых скоростях, плавность хода и наименьшее сопротивление движению, а также служат основанием для кузова. Ходовые части состоят из колёсных пар, букс, рессорного подвешивания и объединяющих их балок и рам. Основанием кузова служит рама. К ней крепятся ударно-тяговые приборы и часть тормозного оборудования. Автосцепка с поглощающим аппаратом служит для сцепления вагонов и амортизации продольных усилий. Тормоза предназначены для автоматического регулирования скорости движения и остановки В.

Или поезда. Все пассажирские и часть грузовых В. Оборудуются, кроме автоматических, ручными тормозами. Нормативный срок службы крытого грузового В. В СССР — 41 год. Полувагона, платформы и цистерны — 43 года. Пассажирского В. — 55 лет. В мире насчитывается свыше 5 млн. Грузовых и свыше 200 тыс. Пассажирских В. (1970). Развитие вагоностроения в СССР предусматривает создание грузовых В. Большой грузоподъёмности, снижение тары и расхода металла на постройку каждого В., приспособленность В. К максимальной механизации погрузочно-разгрузочных работ, совершенствование тормозов, автосцепных устройств и ходовых частей, обеспечивающих надёжную работу В. В тяжеловесных поездах (6000—10000 т) со скоростью до 120 км/ч, применение в конструкции В.

Высокопрочных антикоррозийных сталей, высокопрочных алюминиевых сплавов и полимерных материалов, создание пасс. В. Для движения со скоростями 200—250 км/ч. Лит. Вагоны, М., 1965. Вагоны промышленного транспорта, М., 1966. Вагоны СССР. Каталог и справочник, М., 1969. Р. Н. Арутюнов, Г. А. Казанский. Рис. 5. Вагон с куполом для обозрения местности (внешний вид). Рис. 6. Вагон с куполом для обозрения местности (внутренний вид). Рис. 7. Вагоны дизель-поезда (внешний вид). Рис. 8. Вагон дизель-поезда (внутренний вид). Рис. 9. Цельнометаллический вагон дальнего следования. Рис. 10. Купе вагона дальнего следования. Рис. 11. Внутренний вид почтового вагона. Рис. 12. Двухэтажный пассажирский вагон (ГДР). Рис. 13. Четырёхосный крытый вагон грузоподъёмностью 62 т. Рис. 3. Первый русский грузовой вагон, построенный для железной дороги Петербург — Москва.

Рис. 4. Первый русский пассажирский вагон, построенный для железной дороги Петербург — Москва. Рис. 1. Повозка с конной тягой для пассажирского сообщения. 20-е гг. 19 в. Рис. 2. Железнодорожный состав с пассажирскими вагонами..

Значения в других словарях
Вагнера реакция

окисление олефинов перманганатом калия в слабощелочной среде, приводящее к образованию гликолей. В. Р. Используют для исследования строения непредельных органических соединений, содержащих этиленовые (несопряжённые) связи. С помощью В. Р. Было установлено строение некоторых терпенов (См. Терпены) (пинена, лимонена, терпинеола и терпина). Реакция открыта Е. Е. Вагнером в 1888.. ..

Вагого

гого, народ в центральной Танзании. Язык В. Относится к восточной группе языков Банту. Численность свыше 300 тыс. Чел. (1967, оценка). Около 75% В. — мусульмане, часть сохраняет традиционные верования. Основные занятия. Скотоводство (крупный рогатый скот, козы, овцы), отчасти мотыжное земледелие (сорго, кукуруза, маниок и др.). Развивается отходничество на рудники, плантации, в города. Лит. Исмагилова Р. Н., Этнический состав и занятия населения Танганьики, в кн. Африканский этнографический сбо..

Вагон изотермический

предназначается для перевозки скоропортящихся грузов (мясо, рыба, фрукты и т.д.), требующих при транспортировке постоянных и достаточно низких температур. Первые В. И. Построены в России в 1862. К 1917 насчитывалось около 6 тыс. Разнотипных малогрузных 2-осных вагонов. В 1926 на Брянском локомотивостроительном заводе начался серийный выпуск 4-осных В. И. Грузоподъёмностью до 30 т, затем до 49 т. По назначению В. И. Разделяются на универсальные, пригодные для перевозок большинства скоропортящих..

Вагонетка

(франц. Wagonnet, уменьшительное от wagon — Вагон) открытый узкоколейный ж.-д. Вагон для перевозки штучных и насыпных грузов на короткие расстояния. Конструктивно В. Состоит из кузова, опорной рамы (шасси), колёсных скатов и автосцепки (См. Автосцепка) (реже сцепки). Для штучных грузов общего назначения применяют В. В виде платформ, для сыпучих — с жестко закрепленным или опрокидывающимся кузовом, с откидными стенками и т.п. Перемещаются В. Локомотивами, самокатом по уклонам или своим ходом (так..

Вагон

ВАГОН (французское wagon, от английского waggon - повозка), транспортное средство для перевозки по рельсовым путям железной дороги товаров (грузовые вагоны) и людей (пассажирские вагоны). Различают прицепные и самоходные (моторные) вагоны. Специального назначения (в том числе среди пассажирских - почтовые, вагоны-рестораны и т.п. Среди грузовых - изотермические цистерны, транспортеры, хопперы и др.).. ..

Вагон

Для передвижения пассажиров и грузов по железным дорогам служат В. Нижняя, ходовая часть В., или тележка, состоит из рамы и колес, а верхняя — кузов, из платформы, которая может быть открытой или снабжается боками и полным прикрытием (стенами и крышей). По назначению В. Разделяются на пассажирские и товарные, различающиеся размерами и устройством кузова. Пассажирские В. Разделяются на три класса, различающиеся большей или меньшей роскошью отделки, степенью совершенства устройства ходовой части (..

Вагон

(a. Railway car. Н. Wagen, Waggon. Ф. Wagon. И. Vagon) - транспортное средство для перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям.Oсн. Типы B., используемых в горно-доб. Пром-сти, - грузовые, в т.ч. Крытые, полувагоны (гондолы, думпкары, вагоны-дозаторы и др.), платформы, цистерны и специальные. Ha карьерах распространены полувагоны - открытые B., удобные для механизир. Погрузки и разгрузки п. И. И др. Грузов, a при подземной разработке - шахтные вагонетки. Pазличают B. Несамоходные c тягой от..

Вагон

См. Трамвай. ..

Вагон

(англ. Waggon, англо-сакс. Wagon, др.-нем. Wagon - повозка, тележка). Экипаж, в котором по железным дорогам ездят и перевозят товары.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)англ. Vaggon, от англо-саксон. Vagon, древненемецк. Wagan, повозка, тележка. Экипаж, в котором ездят по железным дорогам.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)крытые кареты для пер..

Вагон

Сколько угодно, габаритка, сила, тьма, вагонетка, уймища, хоть пруд пруди, ужас сколько, хоть отбавляй, страх сколько, полным-полно, немало, хоть завались, теплушка, куча, микст, тьма тем, невпроворот, пропасть, кипа, груда, тендер, жуть сколько, пульман, много, прорва, бездна, страсть сколько, пруд пруди, через край, завались, трансферкар, прицеп, гора, автомотриса, до черта, хватает, целый ряд, будь здоров, ворох, хоппер, самосвал, масса, полно, вагон и маленькая тележка, беда сколько, в избыт..

Вагон

М.1) а) Транспортное средство для перевозки пассажиров и грузов по рельсам.б) Количество груза, вмещающееся в такое транспортное средство.2) перен. Разг. Большое количество, множество чего-л.. ..

Вагон

-а, м. Несамоходное (при оборудовании мотором - самоходное) транспортное средство, движущееся по рельсам. Товарный, пассажирский в. Моторный в. В,-ресторан. Времени у нас в. (перен. Очень много. Разг.). В. И маленькая тележка (перен. Очень много кого-чего-н. Разг. Шутл.). II уменьш. Вагончик, -а, м. II прил. Вагонный, -ая, -ое. Вагонное депо.. ..

Вагон

Вагона, м. (англ. Wagon). 1. Крытая или открытая повозка на колесах, приспособленная для передвижения по рельсам. Товарный, трамвайный вагон. 2. Количество груза, равное вместимости товарного вагона (16 тонн). Вагон дров. 3. Перен. Очень большое количество (разг. Фам. Шутл.). Книг у него вагон.. ..

Вагон

Пришло русский язык в XIX в. Из французского, который в свою очередь позаимствовал его из немецкого, где Wagen – "тележка" (вспомним хотя бы название популярного немецкого автомобиля – фольксваген).. ..

Вагон

Заимств. В первой половине XIX в. Из франц. Яз., в котором wagon <. Англ. Wag(g)on «железнодорожный вагон», переоформление нем. Wagen «повозка, тележка», того же корня, что и воз.Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Вагон

Ваго́н заимств. Из нов.-в.-н. Waggon или франц. Wagon, которые возводятся к англ. Waggon. Ср. Нов.-в.-н. Wagen "повозка", русск. Воз. См. Клюге-Гётце 663. Гамильшег, EW 898.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Вагон

- на биржевом жаргоне - обозначение объема товаров при заключается товарного соглашения.. ..

Вагон

(a. Railway car. н. Wagen, Waggon. ф. Wagon. и. Vagon) - транспортное средство для перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям.Oсн. Типы B., используемых в горно-доб. Пром-сти, - грузовые, в т.ч. Крытые, полувагоны (гондолы, думпкары, вагоны-дозаторы и др.), платформы, цистерны и специальные. Ha карьерах распространены полувагоны - открытые B., удобные для механизир. Погрузки и разгрузки п. И. И др. Грузов, a при подземной разработке - шахтные вагонетки. Pазличают B. Несамоходные c тягой..

Вагон

(a. Railway car. Н. Wagen, Waggon. Ф. Wagon. И. Vagon) - транспортное средство для перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям.Oсн. Типы B., используемых в горно-доб. Пром-сти, - грузовые, в т.ч. Крытые, полувагоны (гондолы, думпкары, вагоны-дозаторы и др.), платформы, цистерны и специальные. Ha карьерах распространены полувагоны - открытые B., удобные для механизир. Погрузки и разгрузки п. И. И др. Грузов, a при подземной разработке - шахтные вагонетки. Pазличают B. Несамоходные c тягой от..

Вагон

ВАГОН Перевод деревянная рама стандартных размеров 5,6 х2,8 м, на к-рую навешиваются шнуры табака для сушки. В. В процессе сушки передвигается по деревянным рейкам (жердям), и отсюда его местное название-вагон.. ..

Вагон

(франц. Wagon, от англ. Waggon, wagon - повозка) - трансп. Средство, передвигающееся по рельсовым путям. В. Обычно приводится в движение локомотивом, а также может иметь собств. Привод (моторный вагон, вагон трамвая). В. Используются для перевозки пассажиров и грузов. Осн. Типы пасс. В. Для перевозки пассажиров, почты и багажа, а также спец. Назначения (санитарные, лаборатории и т. Д.). Осн. Типы грузовых В. Крытые, полувагоны, платформы, цистерны, изотермич. И спец. Назначения - для перевозки г..

Вагон

Единица подвижного состава жел.-дор. Тр-та, экипаж закрытого или открытого типа, могущий с большими скоростями передвигаться по рельсам при помощи локомотива и перевозить в зависимости от назначения пассажиров (В. Пассаж.) или грузы (В. Товарные). Нек-рые В. Имеют двигатели для самостоятельного передвижения по рельсам (моторные В. Электр. Ж. Д., В. Метрополитенов, автомотрисы и др.). К пассаж. Относятся В. Дальнего следования (мягкие и жесткие), областные, пригородные, почтовые, В.-рестораны, ба..

Вагон

происходит от английского waggon. Так называлась небольшая повозка в виде ящика на колёсах, которая передвигалась по деревянным желобам-рельсам на шахтах и рудниках в Средние века.Вагоны для пассажиров впервые появились в кон. 1780-х гг. В Англии с открытием первой конно-чугунной дороги близ Лондона. В России вагонетки с канатной, а позднее с конной тягой использовались на рудничных и внутризаводских рельсовых дорогах на Алтае (с 1764 г.), на Александровском заводе в Петрозаводске (с 1788 г.), ..

Вагон

Видеоадаптер VGA. Video Graрhic Array. Видеографическая - матрица. Поддерживает - 480 строк и одновременно - на экране отображает 256 цветов из 262144 возможных. ..

Дополнительный поиск Вагон Вагон

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Вагон" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вагон, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 5 символа