Азербайджанская железная дорога
образована в июне 1967 (ранее входила в состав Закавказской ж. Д.). Управление в Баку. Пролегает в основном по территории Азербайджанской ССР (95% ). Граничит на севере с Северо-Кавказской ж. Д. (станция Дербент), на западе с Закавказской ж. Д. (станции Беюк-Кясик и Норашен). На юге проходит вдоль государственной границы СССР с Ираном. Эксплуатационная длина 1868 км (1 января 1969). Строительство началось в конце 70-х гг. 19 в. В 1880 сдана в эксплуатацию линия Баку — Сабунчи — Сураханы, которая первоначально предназначалась для вывоза нефти, но после строительства нефтепроводов стала преимущественно пассажирской. В 1883 построена линия Баку — Беюк-Кясик — Тбилиси, создавшая с ранее проложенными линиями от Тбилиси до Батуми и Поти прямую железнодорожную связь между портами Каспийского и Чёрного морей.
В 1900 — Баладжары — Дербент, связавшая районы Закавказья с Северным Кавказом и другими районами страны. В 1908 — Джульфа — Норашен — Масис, соединившая пограничную (с Ираном) станцию Джульфа с Ереваном и другими пунктами Закавказья. За годы Советской власти построены линии. Алят — Миндживан — Кафан (1936) и Миндживан — Джульфа (1941) (сократившие путь между Баку и Ереваном), а также Османлы — Астара (1941), Сальяны — Нефтечала (1941), Аджикабул — Али-Байрамлы (1941). Для освоения Дашкесанского железорудного месторождения и вывоза руды в 1950 построена линия Алабашлы — Кушчинский Мост. В составе дороги — первая в СССР электрифицированная линия Баку — Сабунчи (1926). К 1968 электрифицированы направления Беюк-Кясик — Уджары, Баку — Кишлы — Сумгаит, Баладжары — Дуванный, Алабашлы — Кушчинский Мост и некоторые другие линии небольшой протяжённости.
В 1967 грузооборот А. Железной дороги составлял 1,1% от грузооборота всей сети. На магистралях Баку — Дербент и Баладжары — Беюк-Кясик грузонапряженность весьма высокая. А. Железная дорога отправляет за год свыше 30 млн. Т различных грузов. Наибольший удельный вес имеют нефтегрузы (42% ), затем железная руда, цемент и другие стройматериалы, химические и минеральные удобрения, металлы и грузы сельского хозяйства. В ввозе и транзите преобладают уголь, лесоматериалы, машины, оборудование, зерно, грузы лёгкой промышленности. По видам сообщений перевозки распределяются. Транзит 27%, ввоз 19%, вывоз 28%, местное сообщение 26%. Крупные пункты отправления и прибытия грузов. Баку, Гюздек, Сумгаит, Карадаг, Кишлы, Кировабад и др.
А. Железная дорога взаимодействует с крупнейшим на Каспийском море портом по перевалке различных грузов в Баку. После сдачи в эксплуатацию паромной переправы Баку — Красноводск (1962) создана прямая связь районов Закавказья с районами Средней Азии. А. Железная дорога осуществляет пассажирские перевозки как междугородные (Баку — Тбилиси, Баку — Ереван, Баку — Москва и др.), так и пригородные. Общий пассажирооборот составляет 0,6% от пассажирооборота всей сети железных дорог СССР. Г.С. Райхер. Азербайджанская железная дорога. Схема..
Дополнительный поиск Азербайджанская железная дорога
На нашем сайте Вы найдете значение "Азербайджанская железная дорога" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Азербайджанская железная дорога, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 31 символа