Ван Дейк

130

(van Dyck) Антонис (22.3.1599, Антверпен, — 9.12.1641, Лондон), фламандский живописец. Сын богатого торговца тканями. С 1609 учился у Х. Ван Валена, в 1615—16 уже имел собственную мастерскую, где вместе с др. Молодыми художниками выполнил серию «Головы апостолов». С юных лет В. Д. Обратился к портретной живописи (портрет Я. Вермёлена, 1616, Государственный музей, Вадуц). Писал также картины на религиозные и мифологические сюжеты («Распятие св. Петра», около 1615—1617, Музей старинного искусства, Брюссель. «Юпитер и Антиопа», около 1617—18, Музей изящных искусств, Гент). Около 1618—20 работал помощником у П. П. Рубенса, испытав сильное влияние его полнокровной, сочной живописной манеры. Варьируя выработанные Рубенсом образы и приёмы, В.

Д. В то же время придавал героям своих картин более изящный, подчас индивидуализированный облик («Иоанн Креститель и Иоанн Евангелист», 1618, Картинная галерея, Берлин-Далем). В конце 1620 — начале 1621 В. Д. Работал при дворе английского короля Якова I, а затем вернулся в Антверпен. В произведениях этого периода определились стремление художника к одухотворённому изяществу и благородству образов, его чуткость к неповторимым особенностям эмоциональной и интеллектуальной жизни человека. С конца 1621 В. Д. Жил в Италии (главным образом в Генуе). В это время он вырабатывает и доводит до совершенства тип парадного портрета Барокко, в котором активную роль играют поза, осанка и жест человека (портрет кардинала Г. Бентивольо, около 1623, Палаццо Питти, Флоренция).

Знакомство с колористическими достижениями венецианской школы (См. Венецианская школа) сказалось в галерее блестящих парадных портретов генуэзской знати, поражающих великолепием композиции, красотой глубоких тёмных тонов, торжественностью фона и аксессуаров (парные портреты — старого генуэзца и его жены, Картинная галерея, Берлин-Далем, маркиза А. Дж. Бриньоле-Сале и его жены Паолины Адорно, Галерея Палаццо Россо, Генуя. Портрет дамы с девочкой, Музей старинного искусства, Брюссель). В то же время В. Д. Создал остро выразительные образы людей высокого интеллекта и творческой одарённости (портрет скульптора Ф. Дюкенуа, около 1622, Музей старинного искусства, Брюссель. Мужской портрет, около 1623, Эрмитаж, Ленинград).

С конца 1627 до 1632 В. Д. Снова жил в Антверпене, в 1630 стал придворным художником эрцгерцогини Изабеллы. Это период высшего творческого подъёма В. Д., когда ему удалось в парадных портретах наиболее органично соединить индивидуальную психологическую характеристику с торжественной представительностью образа (портрет Марии Луизы де Тассис, Галерея Лихтенштейн, Вена), а в интимных портретах (живописца П. Снайерса, Старая пинакотека, Мюнхен. Серия офортов «Иконография») раскрыть богатство духовной жизни своих современников. Более однообразны, хотя иногда очень эффектны, религиозные и мифологические композиции («Мадонна дель Розарио», начата в 1624, Ораторий дель Розарио, Палермо. «Отдых на пути в Египет», конец 1620-х гг., Старая пинакотека, Мюнхен).

С 1632 В. Д. Работал в Лондоне как придворный художник Карла I, исполнял многочисленные портреты короля («Карл I на охоте», около 1635, Лувр, Париж), его семьи («Дети Карла I», 1637, Виндзорский замок) и знати (портреты Ф. Уортона, Национальная галерея искусства, Вашингтон, Дж. Стюарта, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Он акцентировал изысканность поз и красочных гармоний, аристократизм английского дворянства, понятый как проявление утончённой духовной культуры. В последних работах В. Д. Изящество и элегантность становятся навязчивым, самодовлеющим приёмом характеристики, а в колорите появляются сухость и пестрота. Парадный аристократический портрет приходит к условному и безличному стандарту, который вскоре воцарился в придворном искусстве многих стран.

Лит. Лисенков Е. Г., Ван Дейк, Л., 1926. [Смольская Н. Ф.], Антонис ван Дейк, М. — Л., 1963. Glück G., Antonis van Dyck. Des Meisters Gemälde, 2 Aufl., Stuttg. — B., 1931. Puyvelde L. Van. Van Dyck, Brux. — Arnst., 1950. Т. А. Седова. А. Ван Дейк. Автопортрет (фрагмент). 1620-е гг. Эрмитаж. Ленинград..

Значения в других словарях
Ван Гон

(877—943) первый правитель (ван) в 918—943 корейского государства Корё, основатель династии. Был вассалом Кун Е, правителя корейского феодального государства Тхэбон (провозглашен в начале 10 в.). Укрепил своё положение во время войн Тхэбона с соседним государством Хупэкче. В 918 сверг Кун Е и стал правителем государства Тхэбон, которое было переименовано в Корё. В 935 последний король государства Силла уступил свою власть В. Г., в 936 В. Г. Разгромил Хупэкче и стал правителем всей Кореи.. ..

Ван Гу

согласно легенде, китайский изобретатель (около 1500) пилотируемого порохового ракетного летательного аппарата. В. Г. Соединил фермой два коробчатых воздушного змея и снабдил их сиденьем. В нижней части змеев были установлены 47 пороховых ракет, которые при старте одновременно должны были поджигать 47 человек. Погиб при попытке осуществить полёт, в результате взрыва ракет. Один из кратеров на обратной стороне Луны назван именем В. Г.. ..

Ван Дейк Антонис

Ван Дейк (van Dyck) Антонис (22.3.1599, Антверпен, ≈ 9.12.1641, Лондон), фламандский живописец. Сын богатого торговца тканями. С 1609 учился у Х. Ван Валена, в 1615≈16 уже имел собственную мастерскую, где вместе с др. Молодыми художниками выполнил серию «Головы апостолов». С юных лет В. Д. Обратился к портретной живописи (портрет Я. Вермёлена, 1616, Государственный музей, Вадуц). Писал также картины на религиозные и мифологические сюжеты («Распятие св. Петра», около 1615≈1617, Музей старинного и..

Ван Коль

(van Kol) Генрих (Анри) Хюберт, деятель голландского рабочего движения. См. Кол Г. Х. Ван. ..

Ван Дейк

, Антонис (Van Dijck, Antonis) 1599, Антверпен — 1641, Лондон. Фламандский живописец, рисовальщик, гравер. Происходил из зажиточной купеческой семьи. В 10-летнем возрасте отдан в обучение к антверпенскому живописцу Х. Ван Балену. В 1618 принят в гильдию живописцев Св. Луки. Жизненный и творческий путь Ван Дейка, шедший по линии нарастающего успеха и быстрого совершенствования мастерства, связан не только с исключительной природной одаренностью и работоспособностью, но и с редкой целеустремленнос..

Ван Дейк

(van dyck) Антонис (1599, Антверпен – 1641, Лондон), фламандский живописец, рисовальщик, гравёр. Родился в семье торговца тканями. Обучаться живописи начал в 10-летнем возрасте у Х. Ван Балена. В 1618 г. Стал членом гильдии Св. Луки. В 1618—20 гг. Работал в мастерской П. П. Рубенса, творчество которого оказало на него большое влияние. Однако уже тогда проявилась творческая индивидуальность художника. Более утончённая и подвижная манера письма, лёгкость форм, стремление передать психологическое ..

Ван Дейк

ВАН ДЕЙК (Dijk) Тойн А. (р. 1943) - голландский лингвист, один из основателей лингвистики текста, занимающийся также исследованиями в области этнических предубеждений и прагматики языка, средств массовой информации. Основные работы. "Некоторые аспекты грамматики текста. Исследование по теоретической поэтике и лингвистике" (1972), "Текст и контекст. Исследования по семантикам и прагматикам дискурса" (1977), "Макроструктуры. Междисциплинарное исследование глобальных структур дискурса, взаимодейств..

Дополнительный поиск Ван Дейк Ван Дейк

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ван Дейк" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ван Дейк, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 8 символа