Вахтангов Евгений Багратионович

84

Вахтангов Евгений Багратионович [1(13).2.1883, Владикавказ, ныне г. Орджоникидзе, ‒ 29.5.1922, Москва], советский режиссёр, актёр. Основатель и руководитель (с 1913) театральной так называемой Студенческой драматической (в дальнейшем «Мансуровской») студии, которая в 1921 стала 3-й Студией МХТ, а с 1926 ‒ Театром им. Евгения Вахтангова. В. Родился в семье владельца табачной фабрики. В 1903 поступил в Московский университет на естественный факультет (затем перешёл на юридический). С 1901 участвовал в любительских драматических кружках в качестве актёра и постановщика. Испытывал сильное влияние МХТ. В эти же годы выступал с рассказами и статьями о театре во владикавказской газете «Терек». В 1909 поступил в Москве в театральную школу А.

И. Адашева (его учителями были Л. А. Сулержицкий, В. В. Лужский, Л. М. Леонидов, В. И. Качалов), по окончании которой в 1911 был принят в число сотрудников МХТ. Участвовал в спектаклях. «Живой труп» Л. Н. Толстого (Цыган), «Синяя птица» Метерлинка (Сахар), «Гамлет» Шекспира (Второй актёр), «Мысль» Андреева (Крафт) и др. В. Стал активным проводником идей и системы К. С. Станиславского, принял участие в работе 1-й Студии МХТ. Острота и отточенность сценической формы, возникающие в результате глубокого проникновения исполнителя в душевную жизнь персонажа, отчётливо проявились как в сыгранных В. Ролях (Текльтон в «Сверчке на печи» по Диккенсу, 1914. Шут в «Двенадцатой ночи» Шекспира, 1919), так и в спектаклях, поставленных им в 1-й Студии МХТ.

«Праздник мира» Гауптмана (1913), «Потоп» Бергера (1919, играл роль Фрезера). С первых лет Советской власти В. Искренно и горячо откликнулся на требования революционной эпохи. Осознавая новую высокую ответственность художника, В. Утверждал, что театрам «. Надо резко изменить что-то в своей жизни», что художник должен творить вместе с народом. «ни для него, ни ради него, ни вне его, а вместе с ним» (Записки. Письма. Статьи, 1939, с. 199 и 201). В 1919 В. Возглавил режиссёрскую секцию Театрального отдела (Тео) Наркомпроса. С необычайной активностью развернулась после революции многообразная режиссёрская деятельность В. Намеченная ещё в «Потопе» тема античеловечности буржуазно-мещанского общества получила развитие в сатирических образах «Свадьбы» Чехова (1920) и «Чуда святого Антония» Метерлинка (2-я сценическая редакция, 1921), поставленных в его Студии.

Мотив гротескного изобличения мира власть имущих, противопоставленного жизнеутверждающему народному началу, своеобразно преломлялся в трагедийных постановках ‒ «Эрик XIV» Стриндберга (1-я Студия МХТ, 1921), «Гадибук» Анского (еврейская студия «Габима», 1922). Стремление В. К поискам «современных способов разрешить спектакль в форме, которая звучала бы театрально» (там же, с. 258), нашло блестящее воплощение в его последней постановке ‒ пронизанный духом светлого жизнеутверждения спектакль «Принцесса Турандот» Гоцци (3-я Студия МХТ, 1922) был воспринят К. С. Станиславским, Вл. И. Немировичем-Данченко и др. Театральными деятелями как крупнейшая творческая победа, обогащающая искусство сцены, прокладывающая новые пути в театре.

Основополагающими для режиссёрского творчества В. Были. Идея неразрывного единства этического и эстетического назначения театра, единство художника и народа, острое чувство современности, отвечающее содержанию драматического произведения, его художественным особенностям, определяющее неповторимую сценическую форму. Эти принципы нашли своё продолжение и развитие в искусстве учеников и последователей В. ‒ режиссёров Р. Н. Симонова, Б. Е. Захавы, актёров Б. В. Щукина, И. М. Толчанова и др. Соч. Записки. Письма. Статьи, М. ‒ Л., 1939. Лит. 3ахава Б. Е., Вахтангов и его студия, 2 изд., Л., 1927 (библ.). Зограф Н., Вахтангов, М.‒Л., 1939. Херсонский Х., Вахтангов, М., 1963. Беседы о Вахтангове. Записаны Х. П. Херсонским, М. ‒ Л., 1940. Горчаков Н. М., Режиссерские уроки Вахтангова, М., 1957.

Евг. Вахтангов. Материалы и статьи, М.,1959 (библ.). Симонов Р., С Вахтанговым, М., 1959. Б. И. Ростоцкий..

Значения в других словарях
Вахтанга законы

кодекс феодального права Грузии, составленный в 1705—08 под руководством царя Картли Вахтанга VI (См. Вахтанг VI) при участии представителей высшей духовной и светской знати. Состоят из извлечений из Библии, византийских, армянских и грузинских законов и собственно Уложения Вахтанга VI. Кодификация законов была вызвана возросшими требованиями судебной практики в связи с обострением классовых противоречий, а также задачей укрепления царской власти в борьбе с крупными феодалами. В. З. Юридически ..

Вахтангов

Евгений Багратионович [1(13).2.1883, Владикавказ, ныне г. Орджоникидзе, — 29.5.1922, Москва], советский режиссёр, актёр. Основатель и руководитель (с 1913) театральной так называемой Студенческой драматической (в дальнейшем «Мансуровской») студии, которая в 1921 стала 3-й Студией МХТ, а с 1926 — Театром им. Евгения Вахтангова. В. Родился в семье владельца табачной фабрики. В 1903 поступил в Московский университет на естественный факультет (затем перешёл на юридический). С 1901 участвовал в люби..

Вахтангова имени театр

(Государственный ордена Трудового Красного Знамени академический театр имени Евгения Вахтангова) драматический театр. Находится в Москве. Организован в 1921, первоначальное название Студия Вахтангова (3-я Студия МХТ). Современное название с 1926. Основатель театра Е. Б. Вахтангов, ученик и последователь К. С. Станиславского, стремился к созданию театра, созвучного революции, проникнутого духом современности, добивался яркой и острой театральной формы. Значительным явлением стал поставленный Вахт..

Вахтеров

Василий Порфирьевич [13(25).1.1853, Арзамас, — 3.4.1924, Москва], русский педагог, методист начальной школы. Родился в семье консисторского сторожа. Учился в Арзамасском духовном училище, затем в Нижегородской духовной семинарии. В течение 15 лет (1881—96) был инспектором народных училищ (сначала в Смоленской губернии, а затем в Москве). Принимал активное участие в работе Московского комитета грамотности, в организации школ для рабочих и способствовал созданию ряда внешкольных учреждений. В 189..

Вахтангов Евгений Багратионович

ВАХТАНГОВ Евгений Багратионович (1883-1922) - российский режиссер, актер, педагог. Основатель (1913) и руководитель Студенческой драматической студии (с 1921 3-я Студия МХТ, с 1926 Театр им. Вахтангова). В актерской и режиссерской деятельности исходил из творчески воспринятых положений системы К. С. Станиславского. Провозгласил программу "фантастического реализма", создающего особую театральную реальность, стремился раскрыть внутренний смысл драматических произведений средствами гротеска. "Чудо ..

Вахтангов Евгений Багратионович

Е. Б. Вахтангов. 1918 г.. ..

Вахтангов Евгений Багратионович

(1883, Владикавказ — 1922, Москва), режиссёр, актёр, педагог. Учился на естественном, затем на юридическом факультете Московского университета. В 1911 окончил театральную школу А.И. Адашева и был зачислен сотрудником в МХТ. Вахтангов становится помощником К.С. Станиславского в разработке и проверке нового актёрского метода, вскоре названного «системой Станиславского». С 1911 вёл экспериментальные занятия по «системе» с группой молодёжи театра, составившей ядро организованной в 1912 1-й Студии МХ..

Дополнительный поиск Вахтангов Евгений Багратионович Вахтангов Евгений Багратионович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Вахтангов Евгений Багратионович" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вахтангов Евгений Багратионович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 31 символа