Вебер Карл Мария фон

146

Вебер (Weber) Карл Мария фон (18 или 19.11.1786, Эйтин, ‒ 5.6.1826, Лондон), немецкий композитор, дирижёр, пианист, музыкальный писатель. Создатель немецкой романтической оперы. Родился в семье музыканта и театрального антрепренёра. Детство и юность прошли в странствиях по городам Германии вместе с небольшой театральной труппой отца. В. Не получил ни общего, ни музыкального систематического образования. Уроки музыки, которые В. Брал у Г. Фоглера, М. Гайдна и др., способствовали развитию его исполнительского и творческого дарования. В 17 лет В. Концертировал как пианист, был автором трёх опер («Сила любви и вина», «Немая лесная девушка», «Петер Шмоль и его соседи»). С 1804 В. Работал как дирижёр оперных театров (Бреславль, Карлсруэ, Штутгарт, Мангейм, Дармштадт, Франкфурт, Мюнхен, Берлин).

В 1813‒17 возглавлял оперный театр в Праге. С 1817 до конца жизни руководил немецким музыкальным театром в Дрездене. Деятельность В. Проходила в условиях национального общественного подъёма, начавшегося в Германии после Тильзитского мира (1807). Это определило мировоззрение, направленность творчества В., сформировало его передовые эстетические взгляды. В операх, созданных В. В эти годы («Рюбецаль», 1805. «Сильвана», 1810. «Абу Гасан», 1811), определяются новые черты стиля композитора. Интерес к народно-бытовым и сказочным сюжетам, связь с музыкальным фольклором, восточный музыкальный колорит и т.д. Значительной вехой в творческом развитии В. Был 1814, когда в дни празднования победы над Наполеоном в Германии, в атмосфере подъёма национальных чувств появились песни В., проникнутые идеей освободительной борьбы (на стихи Т.

Кернера). Сборник «Лира и меч», а также героико-патриотическая кантата «Битва и победа» (1815) на текст Вольбрука принесли В. Известность в Германии. Вершиной творчества В. И самым популярным его произведением является опера «Вольный стрелок» («Фрейшюц»), поставленная в Берлине в 1821 под управлением автора. С этого времени начинается интенсивное развитие романтической оперы с типичным для неё слиянием быта и фантастики. В опере нашли отражение народный сюжет, яркие картины крестьянского и охотничьего быта, поэтические образы природы. В этом произведении В. Опирался на народное музыкальное творчество, широко использовал бытовые жанры (вальс, марш, различные народно-песенные формы). Оперу отличают также общий романтический колорит, новизна музыкально-гармонических средств и тембровых красок, действенная роль лейтмотивов, усиление значения оркестра.

В. Не только обобщил искания композиторов раннего периода развития музыкального романтизма (Э. Т. А. Гофман, Л. Шпор), но и подготовил своим творчеством появление принципов музыкальной драматургии Р. Вагнера. Опера В. «Эврианта» (постановка 1823, Вена, под управлением автора) утвердила новый тип многоплановой историко-легендарной рыцарской оперы. Последняя опера В. «Оберон» (постановка 1826, Лондон, под управлением автора) открыла жанр сказочной романтической оперы со светлым миром народно-фантастических образов. В. Также принадлежат неоконченная опера «Три Пинто» (1821, завершена Г. Малером в 1888), музыка к семи драматическим пьесам, в том числе «Турандот» Шиллера, «Прециоза» Вольфа (1820) и большое количество хоровых, сольных и ансамблевых вокальных произведений.

В области инструментальной музыки В. Наиболее известны концерты для духовых инструментов с оркестром (3 для кларнета. Для фагота, валторны). Фортепьянная пьеса «Приглашение к танцу» (1819), переложенная Г. Берлиозом для оркестра (1841), и «Концертштюк» для фортепьяно с оркестром (1821) сыграли значительную роль в развитии программной инструментальной музыки и новых концертных жанров, основанных на бытовой танцевальной музыке (вальс). В. ‒ автор музыкально-критических и литературных работ, в том числе неоконченного романа «Жизнь музыканта». Лит. Ферман В., Оперный театр, М., 1961. Хохловкина А., Западноевропейская опера, М., 1962. Кенигсберг А., Карл-Мария Вебер, М. ‒ Л., 1965. Laux К., С. М. Von Weber, Lpz., 1966. Мoser H.

J. С. М. Von Weber. Leben und Werk, 2 Aufl., Lpz., 1955. С. Н. Питина..

Значения в других словарях
Вебер Валериан Николаевич

Вебер Валериан Николаевич [14(26).9.1871, Петербург, ‒ 20.1.1940, Ленинград], советский геолог и палеонтолог, доктор геолого-минералогических наук (1937), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1939). Окончил горный институт в Петербурге в 1897. С 1920 профессор Ленинградского горного института. В 1900‒40 работал в Геологическом комитете (позднее Всесоюзный научно-исследовательский геологоразведочный институт). Основные работы посвящены изучению геологического строения и полезных ископаемых ..

Вебер Вильгельм Эдуард

Вебер (Weber) Вильгельм Эдуард (24.10.1804, Виттенберг, ‒ 23.6.1891, Гёттинген), немецкий физик. В 1826 окончил университет в Галле. С 1827 преподавал там же (с 1828 профессор). В 1831‒37 профессор Гёттингенского университета, в 1843‒49 профессор Лейпцигского университета, с 1849 вновь Гёттингенского университета. Основные научные работы В. ‒ в области физики электричества и магнитных явлений. В. Разработал абсолютную систему электрических и магнитных единиц. Теоретически вывел закон взаимодейст..

Вебер Макс

Вебер (Weber) Макс (21.4.1864, Эрфурт, ‒ 14.6.1920, Мюнхен), немецкий социолог, историк, экономист и юрист. Профессор в Берлине, Фрейбурге, Гейдельберге, Мюнхене. Диапазон научной деятельности В. Очень широк. Аграрная история древнего мира и исследование положения ост-эльбских крестьян в Германии конца 19 в., социология религии и методология общественных наук. В целом для творчества В. Характерна эволюция от историко-экономической проблематики к вопросам общей социологии. В. Испытал значительное..

Вебер Христиан Фридрих

Вебер (Weber) Христиан Фридрих, ганноверский резидент в России в 1714‒1719, автор сочинения «Преобразованная Россия» (т. 1‒3, 1721‒40), опубликовано в Германии. Сочинение В. Содержит обширный материал о внутренней и внешней политике России, главным образом о преобразованиях в экономике, культуре и государственном строе. Наибольший интерес представляет 1-й том, составленный на основе личных наблюдений, 2-й и 3-й тома были составлены в основном по широко известным русским источникам.. ..

Вебер Карл Мария Фон

(Weber, Carl Maria von)КАРЛ МАРИЯ ФОН ВЕБЕР(1786-1826), основоположник немецкой романтической оперы. Карл Мария Фридрих Эрнст фон Вебер родился в Ойтине (Ольденбург, ныне земля Шлезвиг-Гольштейн), 18 или 19 ноября 1786. Его отец, барон Франц Антон фон Вебер (дядя жены Моцарта Констанцы, урожденной Вебер), был опытным скрипачом и директором передвижной театральной труппы. Карл Мария рос в атмосфере театра и первые шаги в музыке делал под руководством сводного брата, отличного музыканта, в свою оч..

Вебер Карл Мария Фон

( 18 (?) XI 1786, Эйтин, земля Шлезвиг-Гольштейн - 5 VI 1826, Лондон) "Мир - в нем творит композитор". - так очерчивал поле деятельности художника К. М. Вебер - выдающийся немецкий музыкант. Композитор, критик, исполнитель, литератор, публицист, общественный деятель начала XIX в. И действительно, мы находим в его музыкально-драматических произведениях чешские, французские, испанские, восточные сюжеты, в инструментальных сочинениях - стилистические признаки цыганского, китайского, норвежского, ру..

Дополнительный поиск Вебер Карл Мария фон Вебер Карл Мария фон

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Вебер Карл Мария фон" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вебер Карл Мария фон, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 20 символа