Венецианов

96

Алексей Гаврилович [7(18).2.1780, Москва, — 4(16).12.1847, с. Поддубье Тверской губернии], русский живописец, один из основоположников бытового жанра в русской живописи, академик петербургской АХ (1811). Учился у В. Л. Боровиковского (См. Боровиковский), служил в Петербурге чиновником (с 1807). В ранний период писал интимные лирические портреты. Некоторые из них своей эмоциональностью близки романтизму (портреты А. И. Бибикова, 1805—08, Русский музей, Ленинград, М. А. Фонвизина, пастель, 1812, Эрмитаж, Ленинград). В конце 1807 подготовил 4 офорта («Вельможа» и др.) для предпринятого им издания «Журнала карикатур на 1808 год в лицах» — первого в России иллюстративного юмористического листка, который был запрещен цензурой за сатиру на бюрократизм и развращенность чиновной знати.

В период Отечественной войны 1812 выступил с карикатурами на французов и дворян-галломанов. Одновременно создал ряд жанровых рисунков, запечатлевших эпизоды городской уличной жизни и дворянского быта. С 1819, оставив службу, поселился в деревне Сафонково Тверской губернии, где стал писать сцены сельского быта и портреты-типы крестьян («Очищение свёклы», пастель, до 1822, «Гумно», около 1821—23, «Утро помещицы», 1823, «Спящий пастушок»., 1823—24, — все в Русском музее. «На пашне. Весна», 1820-е гг., «На жатве. Лето», 1820-е гг., «Голова старика-крестьянина», 1825, «Захарка», 1825, «Крестьянка с васильками», 1820-е гг., — все в Третьяковской галерее). Темы и персонажи этих произведений, а также и сам метод их создания — путём углублённой работы с натуры — противоречили установкам АХ и сыграли решающую роль в становлении нового художественного направления, в основе которого лежало стремление к правдивому отражению жизни.

Такая направленность интересов В. Была связана с демократическими воззрениями передовой части русского общества периода 1810— 1820-х гг. Стремясь увидеть в действительности не только характерное, но и прекрасное, В. В своих картинах создаёт отмеченный чертами идеализации поэтический образ крестьянской жизни, воспевает красоту труда и природы. Крестьян, изображенных В., отличают человеческое достоинство, благородство, простота. Порой в их внешнем облике сохраняются черты той идеальной красоты, которую утверждал в искусстве классицизм. Лирический пейзаж, играющий значительную роль в картинах художника, тонко передаёт своеобразную прелесть среднерусской природы. Изображая человека в реальной жизненной среде, В.

Придавал также большое значение работе живописца на открытом воздухе. Это позволило ему высветлить палитру, сделать её способной передавать оттенки цвета при рассеянном дневном освещении. С 1830-х гг., в сложной обстановке нарастающих социальных противоречий русской жизни, творчество В. Постепенно утрачивает передовой характер. Большую роль сыграла педагогическая деятельность В. (см. Венециановская школа). Лит. Савинов А. Н., А. Г. Венецианов. Жизнь и творчество, М., 1955. Алексеева Т. В., Венецианов и развитие бытового жанра, в кн. История русского искусства, т. 8, кн. 1, М., 1963, с. 546—98. М. М. Ракова. А. Г. Венецианов. А. Г. Венецианов. «Крестьянская девушка с телёнком». 1829(?). Третьяковская галерея. Москва..

Значения в других словарях
Венеты и прасины

главные цирковые партии (димы) в городах Византии (См. Византия), где (как ранее в античном Риме) организовывались состязания (преимущественно конные) и представления в цирке и на ипподроме. Вокруг зрелищ складывались партии «болельщиков», получавшие названия по цвету одежды возниц (так, венеты — «голубые», а прасины — «зелёные»). Димы имели своё выборное руководство, штат прислуги, возниц, артистов, а также дома, лошадей, денежные средства, которые каждая партия собирала со своих сторонников. ..

Венец

в деревянном строительстве, брёвна или брусья, составляющие один горизонтальный ряд деревянного сруба. Связываются путём врубки в углах с выступающими концами («в обло») или без них («в лапу», «в шип»). От количества венцов зависит высота сруба. Рис. К ст. Венец.. ..

Венецианов Алексей Гаврилович

Венецианов Алексей Гаврилович [7(18).2.1780, Москва, ‒ 4(16).12.1847, с. Поддубье Тверской губернии], русский живописец, один из основоположников бытового жанра в русской живописи, академик петербургской АХ (1811). Учился у В. Л. Боровиковского, служил в Петербурге чиновником (с 1807). В ранний период писал интимные лирические портреты. Некоторые из них своей эмоциональностью близки романтизму (портреты А. И. Бибикова, 1805‒08, Русский музей, Ленинград, М. А. Фонвизина, пастель, 1812, Эрмитаж, Л..

Венециановская школа

группа русских живописцев 2-й четверти 19 в., учеников художника А. Г. Венецианова, преподававшего в Петербурге и деревне Сафонково Тверской губернии. Наиболее известные из них. Н. С. Крылов (1802—31), А. В. Тыранов (1808—59), Е. Ф. Крендовский (1810 — после 1853), Л. К. Плахов (1810—81), А. А. Алексеев (1811—78), А. Г. Денисов (1811—34), С. К. Зарянко (1818—70), Г. В. Сорока (1823—64). Следуя принципам учителя, мастера В. Ш. Изображали жизнь демократических кругов общества («Матросы в сапожной..

Венецианов

ВЕНЕЦИАНОВ Алексей Гаврилович (1780-1847), один из основоположников бытового жанра в русской живописи. Создавал отмеченные чертами идеализации поэтические образы крестьянской жизни, тонко передавал красоту русской природы ("На пашне. Весна", 1820-е гг. "Гумно", 1821-23). Много писал с натуры, в т.ч. Одним из первых среди русских художников - на открытом воздухе.Источник. Энциклопедия "Отечество"Алексей Гаврилович (7.02.1780-4.12.1847), русский живописец, один из основоположников бытового жанра в..

Венецианов

Алексей Гаврилович (1780, Москва – 1847, село Поддубье Тверской области), русский живописец, педагог, родоначальник бытового жанра. Сын небогатого купца. Занятия живописью первое время вынужден был совмещать со службой в должности мелкого чиновника. Самостоятельно освоил мастерство художника, копируя картины в Эрмитаже. В 1807—11 гг. Брал уроки у портретиста В. Л. Боровиковского. Глубоко убеждённый, что «смех исправляет нравы», предпринял издание «Журнала карикатур» (1808), который был запрещён..

Венецианов

ВЕНЕЦИАНОВОтец выдающегося русского живописца был родом из нежинских греков, которые в XVIII веке имели обширные связи с Венецией. Можно полагать, что кто-то из предков художника побывал,может быть, и не раз, в далекой Венеции, за что получил прозвище Венециан, то есть венецианец. (Ф). ..

Дополнительный поиск Венецианов Венецианов

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Венецианов" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Венецианов, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 10 символа