Веронезе

103

(Veronese. Собственно Кальяри, Caliari) Паоло (1528, Верона, — 19.4.1588, Венеция), венецианский живописец Позднего Возрождения. Учился у веронского художника А. Бадиле. Работал, главным образом, в Венеции (с 1553), а также в Вероне, Мантуе, Виченце и Падуе. В 1560, возможно, посетил Рим. Произведения В. Конца 1540 — начала 1550-х гг. Говорят об изучении им рисунка Микеланджело, композиционных построений Рафаэля (См. Рафаэль) и Корреджо, колористических открытий Тициана. К середине 1550-х гг. Складывается самостоятельный стиль В., сочетающий лёгкий, артистически изощренный рисунок и пластику форм с изысканной колористической гаммой, основанной на сложных созвучиях чистых цветов, объединённых светоносным серебристым тоном.

Главная сфера деятельности В. — монументально-декоративная живопись. Его исполненные маслом на холсте крупные многофигурные композиции, украшающие стены и плафоны светских и культовых зданий Венеции, часто служат прославлению величия и военных триумфов Венецианской республики. Им присущи героическая приподнятость образов, энергичная светотеневая лепка, выразительность ракурсов и движений, праздничное, ликующее великолепие цвета («Старость и Юность», 1553, «Диалектика», 1575—77, «Триумф Венеции», 1578—1585, — все во Дворце дожей, Венеция. «Триумф Мардохея» и др., 1556, церковь Сан-Себастьяно, Венеция). Выполненные В. Фрески в загородных венецианских виллах (вилле Соранцо, 1551, фрагменты фресок ныне в соборе в Кастель-Франко.

Вилле Барбаро-Вольпи в Мазере близ Тревизо, около 1561), с их холодной воздушной цветовой гаммой, отличаются большей интимностью образов. Наряду с мифологическими композициями и аллегорическими фигурами в них встречаются пейзажи и жанровые сцены с шутливыми иллюзионистическими эффектами. Воплощая гуманистическое идейно-образное содержание в целостных, законченных монументально-декоративных формах, органически связывая живопись с архитектурой, В. Развивает на новом этапе лучшие достижения искусства эпохи Возрождения. Излюбленный вид станковой картины В. — торжественные многофигурные композиции с изображением праздничных пиршеств, шествий и аудиенций, в которых человек выступает во взаимосвязи с окружающей его общественной средой («Брак в Кане», 1563, Лувр, Париж.

«Семья Дария у ног Александра», после 1565, Национальная галерея, Лондон. Цикл картин для семьи Куччина, в том числе «Брак в Кане» и «Поклонение волхвов», около 1571, — обе в Картинной галерее, Дрезден. «Пир в доме Левия», 1573, Галерея Академии, Венеция). Смелое введение конкретных жизненных наблюдений, жанровых мотивов, портретов современников стало причиной обвинения В. Инквизицией в 1573 в излишне светской трактовке религиозных тем. В. Создал большое число алтарных образов, разнообразных по замыслу и композиционным решениям («Мадонна с младенцем и святыми», около 1562, «Обручение св. Екатерины», около 1575, — оба в Галерее Академии, Венеция). Немногочисленным портретам В. Свойственны мягкая лиричность, иногда оттенок жанровости («Белла Нани», 1550-е гг., Лувр, Париж.

«Граф да Порто с сыном Адриано», около 1556, собрание Контини-Бонакосси, Флоренция). Последние годы творчества В. Отмечены признаками кризиса ренессансного мировоззрения. В работах В. 1580-х гг. Появляются холодная парадность и внешняя патетика. В них проскальзывают вместе с тем настроения смутной тревоги, скорби и меланхолии («Похищение Европы», 1580, Дворец дожей, Венеция. «Агарь и Исмаил в пустыне», 1580-е гг., Художественно-исторический музей, Вена. «Оплакивание Христа», начало 1580-х гг., Эрмитаж, Ленинград). Рафинированный, богатый тончайшими переливами красок колорит становится менее звучным. Среди учеников В. — его брат Бенедетто, сыновья Карло и Габриеле. Лит. Антонова И. А., Веронезе, М., 1957. Fiocco G., Paolo Veronese, Bologna,, 1928.

Palucchini R., Catalogo della mostra di Paolo Veronese, Venezia, 1939. Его же, Veronese, 3 ed., Bergamo, 1953. И. А. Антонова. Паоло Веронезе. Автопортрет. Деталь картины «Пир в доме Левия» (1573, Галерея Академии, Венеция)..

Значения в других словарях
Верона

(Verona) город на С.-В. Италии, в области Венеция, у подножия Альп, по обоим берегам р. Адидже. Административный центр провинции Верона. 254,9 тыс. Жителей (1969). Важный транспортный узел на путях из Венеции в Милан и из Паданской равнины в Австрию (через перевал Бреннер). Машиностроительная, химическая, полиграфическая, текстильная, деревообрабатывающая, бумажная, пищевая промышленность. Периодические международные с.-х. Ярмарки. Индустриальный институт. В. — древнее поселение, с 89 до н. Э. —..

Веронал

лекарственный препарат, то же, что Барбитал. См. Снотворные средства.. ..

Веронезе Паоло

Веронезе (Veronese. Собственно Кальяри, Caliari) Паоло (1528, Верона, ‒ 19.4.1588, Венеция), венецианский живописец Позднего Возрождения. Учился у веронского художника А. Бадиле. Работал, главным образом, в Венеции (с 1553), а также в Вероне, Мантуе, Виченце и Падуе. В 1560, возможно, посетил Рим. Произведения В. Конца 1540 ‒ начала 1550-х гг. Говорят об изучении им рисунка Микеланджело, композиционных построений Рафаэля. ..

Вероника

(Veronica) род растений семейства норичниковых. Одно -, дву- или многолетние травы, иногда полукустарнички. Венчик голубой, синий, белый или иной окраски, обычно 4-лопастный, часто колосовидный. Тычинок — 2. Плод — двух-гнёздная коробочка. Около 300 видов, обитающих, главным образом, в умеренных и холодных областях Северного полушария, часто на высокогорьях. В СССР свыше 140 видов, встречающихся повсеместно. Некоторые В. Разводят как декоративные. К роду В. Часто присоединяют виды рода геба (Heb..

Веронезе

, Паоло (Veronese, Paolo), наст. Имя Паоло Кальяри 1528, Верона — 1588, Венеция. Итальянский живописец. Мастер венецианской школы. Учился в Вероне у А. Бадиле. Первоначально работал в Вероне и Мантуе. В 1553 получил первый официальный заказ в Венеции, связанный с живописной декорацией Дворца дожей, уже в 1550-е стал наряду с Тицианом и Тинторетто одним из ведущих художников Венеции. По некоторым сведениям, в 1560 совершил поездку в Рим. Веронезе был единственным итальянским мастером своего покол..

Веронезе

(veronese) Паоло (настоящее имя Паоло Кальяри) (1528, Верона – 1588, Венеция), итальянский художник эпохи Позднего Возрождения. Сын скульптора Г. Кальяри. Племянник художника А. Бадиле, у которого учился. Важную роль в его творческом формировании сыграли традиции веронской школы живописи с её интересом к архитектурно-пространственным композициям. С 1553 г. Работал в основном в Венеции.. ..

Дополнительный поиск Веронезе Веронезе

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Веронезе" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Веронезе, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 8 символа