Вечернее образование

64

одна из форм подготовки специалистов высшей и средней квалификации, квалифицированных рабочих, а также обучения молодёжи и взрослых в средней общеобразовательной школе без отрыва от трудовой деятельности. Термин «В. О.» принят условно. Занятия в вечерних школах и др. Учебных заведениях проводятся в дневное и вечернее время в зависимости от условий (сменности) производственной работы учащихся. Значительная часть учебного материала в системе В. О. Рассчитана на самостоятельную работу студентов (учащихся). В. О. Возникло в дореволюционной России в 19 в., когда появились Воскресные школы, воскресно-вечерние и вечерние школы для взрослых, осуществлявшие начальное обучение. После Великой Октябрьской социалистической революции получили широкое развитие разные формы как общего, так и профессионального В.

О. (начального, среднего и высшего). В системе В. О. Осуществлялась также ликвидация неграмотности и малограмотности взрослого населения. В 20-е гг. Организованы вечерние школы различного типа (например, Школы грамоты, школы крестьянской молодёжи (См. Школа крестьянской молодёжи)), общеобразовательные и профессионально-технические курсы, рабочие и крестьянские университеты, которые позволяли трудящимся без отрыва от производства получить образование, профессию, повысить квалификацию. Для получения среднего общего образования и подготовки рабочих и крестьян к поступлению в вуз были созданы рабочие факультеты (см. Рабфак). Общее В. О. Современная система общего среднего В. О. Начала складываться в годы Великой Отечественной войны, когда в соответствии с постановлениями СНК СССР «Об обучении подростков, работающих на предприятиях» (июнь 1943), и «Об организации вечерних школ сельской молодёжи» (июнь 1944) стала создаваться сеть школ рабочей молодёжи (См.

Школа рабочей молодёжи) и школ сельской молодёжи (См. Школа сельской молодёжи), с 1958 получивших название вечерних (сменных) средних общеобразовательных школ. В составе этих школ, как правило, имеются 9—11-е классы. Для учащихся, не получивших в своё время неполного среднего образования, создаются соответствующие классы восьмилетней школы. Некоторые типы вечерних школ (школы мастеров (См. Школа мастеров) при предприятиях, классы мастеров в составе вечерних городских школ, учебные комбинаты на селе), помимо общего образования, осуществляют повышение профессиональной квалификации учащихся и обучение новым профессиям. В местах, где количество учащихся недостаточно для организации вечерней школы, при общеобразовательных школах создаются отдельные классы, которые работают по системе В.

О. Учебный год в городских вечерних (сменных) школах — 36 учебных недель по 19—22 ч в неделю, в сельских 28 недель по 25—27 ч в неделю. Занятия проводятся 3—4 раза в неделю. В связи с различными сроками с.-х. Работ в разных климатических поясах сроки начала и окончания учебного года и летних каникул в сельских школах по решению Совета Министров АССР, исполкомов краевых и областных Советов депутатов трудящихся могут изменяться при обязательном выполнении установленной нормы учебного времени. В 1969/70 учебном году в СССР было свыше 10 тыс. Вечерних (сменных) школ (в том числе 8,5 тыс. Городских), в которых обучалось около 4 млн. Чел. (из них 2,8 млн. — в 9—11-х классах) и работало 367 тыс. Учителей. Проблемы общего В.

О. Разрабатываются в НИИ общего образования взрослых АПН СССР. Организационные, методические и др. Вопросы В. О. Освещаются журналом «Вечерняя средняя школа». См. Также Средняя общеобразовательная школа. В. М. Архипов. Профессионально - техническое В. О. В системе профессионально-технического образования (См. Профессионально-техническое образование) планомерная подготовка квалифицированных рабочих по вечерней системе обучения получила распространение в начале 60-х гг., когда по постановлению Совета Министров СССР «О вечерних (сменных) профессионально-технических училищах и вечерних (сменных) отделениях при дневных профессионально-технических училищах» (январь 1962) такие училища и отделения были созданы во многих промышленных и с.-х.

Центрах страны. В вечерние (сменные) профессионально-технические училища (отделения) принимаются рабочие, служащие, колхозники по направлению предприятий, колхозов, строек, транспортных и др. Организаций. Училища (отделения) готовят квалифицированных рабочих более 370 специальностей (слесари, токари, фрезеровщики, электромонтёры, трактористы, шофёры, каменщики и др.). Вечернее профессионально-техническое образование, так же как и дневное, включает Производственное обучение, циклы специальных технических и общеобразовательных дисциплин. Срок обучения в вечерних городских профессионально-технических училищах — 1—3 г., в сельских — 1—2 г. (в зависимости от сложности изучаемой специальности и требуемой квалификации, а также от общеобразовательной и профессиональной подготовки учащихся).

По окончании обучения учащихся сдают выпускные квалификационные экзамены. В 1970 работало свыше 90 вечерних (сменных) профессионально-технических училищ (около 37 тыс. Учащихся). Кроме того, более 90 тыс. Чел. Обучалось на вечерних (сменных) отделениях. В 1962—69 в системе профессионально-технического В. О. Подготовлено свыше 800 тыс. Квалифицированных рабочих. В 1970 в вечерние (сменные) профессионально-технические училища (отделения) принято свыше 171 тыс. Чел. Л. А. Агеева. Высшее и среднее специальное В. О. За годы Советской власти была создана государственная система высшего и среднего специального В. О. Уже в 20—30-е гг. При высших (преимущественно гуманитарных) и средних специальных учебных заведениях стали открываться вечерние факультеты и отделения, были организованы самостоятельные вечерние вузы и техникумы (в 1940 работало 8 таких вузов и 47 техникумов).

Особенно широкое развитие получило профессиональное В. О. В 50—60-е гг. В 1969/70 учебном г. В СССР было 4 самостоятельных вечерних института (Комсомольский-на-Амуре политехнический, Норильский индустриальный, Рыбинский технологический, Московский металлургический), 3 завода-втуза (См. Завод-втуз) (в которых приняты вечерняя и дневная системы обучения), имелось 396 вечерних факультетов (отделений) при вузах, в том числе 48 в университетах, 209 факультетов во втузах промышленности, строительства, транспорта, 60 в педагогических институтах, 32 в вузах искусств, 23 в экономических институтах. Система В. О. Принята также на общетехнических факультетах, осуществляющих общенаучную и общеинженерную подготовку. В 1969/70 учебном году работало 235 самостоятельных вечерних средних специальных учебных заведений и 1321 вечернее отделение при стационарных техникумах и училищах (в том числе 1010 отделений промышленности, строительства, транспорта, связи и сельского хозяйства), 43 экономических, финансовых, статистических и торговых.

143 здравоохранения и физической культуры, 125 просвещения, искусства и кинематографии. В вечерние высшие и ср. Специальные учебные заведения могут поступать по конкурсным экзаменам все трудящиеся без ограничения возраста. В вуз — имеющие среднее образование. В техникумы, училища и т.п. — по окончании 8-летней или средней школы. В первую очередь принимаются лица, характер работы которых соответствует избранной в учебном заведении специальности. Некоторые льготы предоставляются участникам Великой Отечественной войны и уволенным в запас из Вооружённых Сил. Высшее и среднее специальное В. О. Осуществляется по сокращённому (в сравнении с дневной системой) перечню специальностей. Срок обучения на 0,5—1 год больше, чем в дневной системе.

Учебные занятия проводятся обычно 4 раза в неделю по 4 ч. Программы и учебники те же, что и для дневных учебных заведений. Учебный план строится с таким расчётом, чтобы в первую очередь обеспечить в необходимом объёме изучение научно-теоретических (общенаучных и общетехнических) дисциплин. Специальные дисциплины изучаются с учётом того, что студенты (учащиеся) работают на производстве по избранной в учебном заведении специальности, причём в процессе обучения они занимают на производстве рабочие места и должности в зависимости от прохождения учебной программы. Сохраняются все основные формы учебного процесса, принятые в дневной системе обучения, — лекции (в средних специальных учебных заведениях, как правило, — уроки), лабораторные и семинарские занятия, учебная практика, преддипломная производственная практика.

От прохождения преддипломной практики могут быть освобождены студенты, характер и профиль работы которых на производстве отвечает профилю специальности, избранной в вузе. В средних специальных учебных заведениях, где особенно важна практическая подготовка будущих специалистов, выпускники должны иметь не менее года стажа работы по избранной (или близкой к ней) специальности. Студенты и учащиеся выполняют курсовые проекты и курсовые работы. Два раза в год проводятся экзаменационные сессии. Обучение заканчивается выполнением и защитой дипломных проектов (дипломных работ) или сдачей государственных экзаменов (выпускники университетов сдают государственные экзамены и защищают дипломные работы). В 1969/70 учебном году по вечерней системе обучения получали высшее образование 668 тыс.

Чел., среднее специальное — 687 тыс. Чел. В 1969 вечерние факультеты (отделения) вузов приняли 127,4 тыс. Чел. И выпустили 78,0 тыс., средние специальные — соответственно 168,6 тыс. И 148,6 тыс. (см. Также Высшее образование, Среднее специальное образование). Успешно обучающимся в вечерних школах и специальных учебных заведениях (факультетах, отделениях) государством установлены льготы. Дополнительные отпуска с сохранением заработной платы — на время лабораторно-экзаменационных сессий, для подготовки и защиты дипломных проектов (работ), сдачи государственных (или выпускных — в школе) экзаменов. Сокращённый рабочий день или сокращённая на один день рабочая неделя с сохранением 50% заработной платы и др. Все типы вечерних учебных заведений дают обучающимся тот же объём знаний и по окончании те же права, что и соответствующие стационарные вузы, техникумы, училища, школы.

Выпускники вечерних учебных заведений получают документ об образовании — аттестат или диплом — единого общесоюзного образца. По системе В. О. Работают различные курсы (по подготовке к вступительным экзаменам в высшие и средние специальные заведения, иностранных языков, машинописи, автодела и др.), Народные университеты, Университеты марксизма-ленинизма, эта система используется в институтах усовершенствования специалистов разного профиля. Система общего В. О. Существует и в др. Социалистических странах (например, в Болгарии, Польше, Румынии, Чехословакии), а также во многих развивающихся и некоторых капиталистических государствах. В ряде социалистических стран (например, в Болгарии, ГДР, Польше), так же как и в СССР, в системе высшего образования организована вечерняя подготовка.

В ГДР с 1969 введена система вечернего и заочного обучения для работающих на производстве инженеров со средним специальным образованием, чтобы дать им возможность получить высшее образование по специальности. В капиталистических странах также существует специальное В. О., которое по научному уровню, как правило, считается ниже получаемого в дневной системе. Например, в вузах США В. О. Рассматривается как одна из форм повышения квалификации специалистов и часто не даёт права быть допущенным к сдаче экзаменов и выполнению диссертационной работы на соискание степени бакалавра (как это принято на всех дневных отделениях). Только в некоторых вузах и не по всем специальностям окончившие вечерние отделения допускаются к сдаче бакалаврских экзаменов и выполнению диссертаций.

Обычно окончившие вечерние отделения дополнительно обучаются в течение года очно и затем получают право на соискание степени бакалавра. В вузах Великобритании наряду с системой В. О. Принята также система обучения, получившая название «слоёный пирог», при которой в течение всего срока обучения чередуются семестры теоретических занятий в вузе и работы на производстве по профилю избранной специальности. Ф. А. Вититнев, С. И. Зиновьев, В. А. Юдин.

Значения в других словарях
Вече (народное собрание на Руси)

Вече (общеславянское. От старославянского вет ‒ совет), народное собрание в древней и средневековой Руси для обсуждения общих дел. Возникло из племенных собраний славян. С образованием древнерусского государства (см. Киевская Русь. ..

Вечернее время

(«Вече́рнее вре́мя») ежедневная черносотенная газета, выходившая в Петербурге с 26 ноября (9 декабря) 1911 по 11(24) ноября 1917 с приложениями («Прибавление»). Издатель в 1911—12 — А. С. Суворин, с конца 1912 — издательское товарищество «Новое время» (редактор — Б. А. Суворин, сын). «В. В.» разделяло политические взгляды буржуазной контрреволюционной партии октябристов (См. Октябристы), возглавлявшейся А. И. Гучковым, за что В. И. Ленин называл газету «гучковско-суворинской» (см. Полн. Собр. Со..

Вечерние газеты

вид ежедневной периодической печати, дополняющий в системе средств массовой информации утренние издания. В Западной Европе и США В. Г. Появились в начале 19 в. В России — в середине 19 в. («Вечерняя газета» «Биржевые ведомости», 1866—81). Вскоре после Октябрьской революции в Москве и Петрограде стали издаваться первые советские В. Г. («Вечерние известия» Московского совета рабочих и крестьянских депутатов, 1918—24. Вечерний выпуск «Красной газеты», Петроград — Ленинград, 1918—36). На 1 января 1..

Вечерние учебные заведения

(высшие, средние специальные и профессионально-технические) см. В ст. Вечернее образование.. ..

Дополнительный поиск Вечернее образование Вечернее образование

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Вечернее образование" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вечернее образование, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 20 символа