Возвышенное
эстетическая категория, характеризующая внутреннюю значительность предметов и явлений, несоизмеримых по своему идеальному содержанию с реальными формами их выражения. Понятие о В. Возникло на закате античности. В. Характеризовало особый стиль ораторской речи (трактат Псевдо-Лонгина «О высоком», 1 в. Н. Э., рус. Пер., 1826). Это значение термина сохранилось вплоть до эпохи Возрождения. В классицизме было развито учение о «высоком» и «низком» стилях литературы (Н. Буало, Ш. Ватте и др.). Как самостоятельное эстетическое понятие В. Было впервые разработано в трактате Э. Бёрка «Философское исследование относительно возникновения наших понятий о возвышенном и прекрасном» (1757). Бёрк связывает В. С присущим человеку чувством самосохранения и видит источник В.
Во всём том, что «. Так или иначе способно вызывать представление о страдании или опасности, т. Е. Всё, что так или иначе ужасно...» (цитата по книге. История эстетики, т. 2, М., 1964, с. 103). И. Кант в «Критике способности суждения» (1790) дал систематический анализ противоположности между прекрасным и В. (см. Соч., т. 5, М., 1966, с. 249—88). Если прекрасное характеризуется определённой формой, ограничением, то сущность В. Заключается в его безграничности, бесконечном величии и несоизмеримости с человеческой способностью созерцания и воображения. В. Обнаруживает двойственную природу человека. Оно подавляет его как физическое существо, заставляет его осознать свою конечность и ограниченность, но одновременно возвышает его как духовное существо, пробуждает в нём идеи разума, сознание нравственного превосходства даже над физически несоизмеримой и подавляющей его природой.
Вследствие этого нравственный характера В., связи его с идеей свободы Кант ставит В. Выше прекрасного. И. Ф. Шиллер, развивая эти идеи Канта («О возвышенном», 1792), говорит уже о В. Не только в природе, но и в истории. В дальнейшем Шиллер преодолевает кантовское противопоставление прекрасного и В., вводя объединяющее их понятие идеально прекрасного. В последующем развитии немецкой эстетики центр тяжести в понимании В. Был перенесён с восприятия его на соотношение между идеей и формой, выражаемым и выражением. Ж. П. Рихтер определял В. Как бесконечность, взятую применительно к чувственному предмету («Vorschule der Ästhetik», Hamb., 1804). Ф. В. Шеллинг — как воплощение бесконечного в конечном. В. Для К. Зольгера есть идея, которая не выявилась полностью и только ещё «должна раскрыться» (см.
«Vorlesungen über Aesthetik», Lpz., 1829, S. 242—43), для Гегеля — несоразмерность между единичным явлением и выражаемой им бесконечной идеей. Марксистская эстетика не противопоставляет В. Прекрасному и рассматривает В. В тесной связи с Героизмом, с пафосом борьбы и творческой деятельности масс. В. Неотделимо от идеи величия и достоинства человека, и в этом ему родственно Трагическое, которое представляет собой своеобразную форму возвышенно-патетического. Лит. Чернышевский Н. Г., Возвышенное и комическое, в кн. Избр. Философские сочинения, т. 1, М., 1950, с. 252—299. Борев Ю. Б., Категории эстетики, М., 1959, гл. 2. Каган М. С., Лекции по марксистско-ленинской эстетике, ч. 1, Л., 1963, с. 69—88. Seidl A., Zur Geschichte des Erhabenheitsbegriffes seit Kant, Lpz., 1889.
Hipple W. J., The beautiful, the sublime, the picturesque in eightteenth century British aesthetic theory, Carbondale (Ill.), 1957. Monk S. H., The sublime..., [2 ed.], Ann Arbor, 1960. В. В. Зубов..
Дополнительный поиск Возвышенное
На нашем сайте Вы найдете значение "Возвышенное" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Возвышенное, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "В". Общая длина 11 символа