Воздушно-реактивный двигатель

102

(ВРД) Реактивный двигатель, в котором для сжигания горючего используется кислород, содержащийся в атмосферном воздухе. ВРД приводит в движение летательные аппараты (самолёты, вертолёты, самолёты-снаряды). Сила тяги в ВРД возникает в результате истечения рабочих газов из реактивного сопла. Для получения большой скорости истечения газов из сопла воздух, поступающий в камеру сгорания ВРД, подвергается сжатию. В зависимости от способа сжатия воздуха ВРД делятся на турбокомпрессорные (ТРД), пульсирующие (ПуВРД) и прямоточные (ПВРД). Турбокомпрессорные ВРД (ТРД) имеют компрессор с приводом от газовой турбины, что позволяет независимо от скорости полёта создавать сжатие воздуха, обеспечивающее большие скорости истечения газов из выходного (реактивного) сопла и большую силу тяги.

ТРД широко применяется на самолётах, вертолётах, беспилотных самолётах-снарядах. ТРД можно устанавливать на катерах, гоночных автомобилях, аппаратах на воздушной подушке и др. (см. Турбокомпрессорный двигатель). Пульсирующий ВРД (ПуВРД) имеет (рис. 1) входной диффузор (для сжатия воздуха под влиянием кинетической энергии набегающего потока), отделённый от камеры сгорания входными клапанами, и длинное цилиндрическое выходное сопло. Горючее и воздух подаются в камеру сгорания периодически. При сгорании смеси давление в камере повышается, так как клапаны на входе автоматически закрываются, а столб газов в длинном сопле обладает инерцией. Газы под давлением с большой скоростью вытекают из сопла, создавая силу тяги.

К концу процесса истечения давление в камере сгорания падает ниже атмосферного, клапаны автоматически открываются и в камеру поступает свежий воздух, впрыскивается топливо. Цикл работы двигателя повторяется. ПуВРД способен создавать тягу на месте и при небольших скоростях полёта. Когда клапаны закрыты, ПуВРД имеет большое аэродинамическое сопротивление по сравнению с другими типами ВРД, небольшую тягу и используется лишь для аппаратов со скоростью полёта меньше звуковой. В прямоточном ВРД (ПВРД) во входном диффузоре (рис. 2) воздух сжимается за счёт кинетической энергии набегающего потока воздуха. Процесс работы непрерывен, поэтому стартовая тяга у ПВРД отсутствует. При скоростях полёта ниже половины скорости звука (ниже 500 км/ч) повышение давления воздуха в диффузоре незначительно, поэтому получаемая сила тяги мала.

В связи с этим при скоростях полёта, соответствующих М < 0,5 (где М — число Маха, см. М-число), ПВРД не применяется. При М = 3 (скорость полёта около 3000 км/ч) давление в камере сгорания повышается примерно в 25 раз. ПВРД могут работать как на химическом (керосин, бензин и др.), так и на атомном горючем. При установке ПВРД на самолётах с меняющейся скоростью полёта, например на истребителях-перехватчиках, входное устройство должно иметь регулируемые размеры и изменяемую форму для наилучшего использования скоростного напора набегающего потока воздуха. Реактивное сопло также должно иметь регулируемые размеры и форму. Взлёт самолёта-перехватчика с ПВРД производится при помощи ракетных двигателей (на жидком или твёрдом топливе) и только после достижения скорости полёта, при которой воздух в диффузоре имеет достаточно высокое давление, начинает работу ПВРД.

Основные преимущества ПВРД. Способность работать на значительно больших скоростях и высотах полёта, чем ТРД. Большая экономичность по сравнению с жидкостными ракетными двигателями (ЖРД), так как в ПВРД используется кислород воздуха, а в ЖРД кислород вводится в виде одного из компонентов топлива, транспортируемого вместе с двигателем. Отсутствие движущихся частей и простота конструкции. Главные недостатки ПВРД. Отсутствие статической (стартовой) тяги, что требует принудительного старта. Малая экономичность при дозвуковых скоростях полёта. Применение ПВРД наиболее эффективно для полёта с большими сверхзвуковыми скоростями. ПВРД со сверхзвуковой скоростью сгорания топлива (в камере сгорания) называется гиперзвуковым прямоточным воздушно-реактивным двигателем (ГПВРД).

Его применение целесообразно на летательных аппаратах при скоростях полёта, соответствующих М = 5—6. Области применения различных типов двигателей показаны на рис. 3. Лит. Бондарюк М. М., Ильяшенко С. М., Прямоточные воздушно-реактивные двигатели, М., 1958. Г. С. Скубачевский. Рис. 1. Схема пульсирующего воздушно-реактивного двигателя (ПуВРД). 1 — воздух. 2 — горючее. 3 — клапанная решётка. 4 — форсунки. 5 — свеча. 6 — камера сгорания. 7 — выходное (реактивное) сопло. Рис. 2. Схема прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ПВРД). 1 — воздух. 2 — диффузор. 3 — впрыск горючего. 4 — стабилизатор пламени. 5 — камера сгорания. 6 — сопло. 7 — истечение газов. Рис. 3. Области применения двигателей различных типов в зависимости от скорости полёта. H — высота полёта.

М — число Маха. 1 — турбореактивные двигатели. 2 — турбореактивные двигатели с форсажной камерой. 3 — прямоточные воздушно-реактивные двигатели..

Значения в других словарях
Воздушно-космический самолёт

(ВКС) новый вид пилотируемого реактивного летательного аппарата (в частности, крылатого) с несущей поверхностью, предназначенный для полёта в атмосфере и в космическом пространстве, сочетающий свойства самолёта и космического летательного аппарата. Рассчитан на многократное использование, должен взлетать с аэродромов, разгоняться до орбитальной скорости, совершать полёт в космическом пространстве и возвращаться на землю с посадкой на аэродром. Одно из основных назначений ВКС — снабжение обитаемы..

Воздушно-ракетный двигатель

комбинированный реактивный двигатель, в котором осуществляются циклы воздушно-реактивного двигателя (См. Воздушно-реактивный двигатель) и ракетного двигателя (См. Ракетный двигатель). Возможно использование в космонавтике для воздушно-космических самолётов (См. Воздушно-космический самолёт). Иногда так называемый двигатель, в котором применяется в качестве окислителя сжиженный в полёте атмосферный воздух. Такой гипотетический двигатель предполагается для длительных полётов в верхних слоях атмос..

Воздушно-тепловой обогрев семян

один из приёмов подготовки семян к посеву. Заключается в воздействии на семена тёплого атмосферного или искусственно подогретого воздуха (при вентиляции). В.-т. О. С. Повышает пористость и воздухопроницаемость семенных оболочек, усиливает ферментативные процессы и тем самым способствует повышению энергии прорастания и всхожести семян. В весенние тёплые и сухие дни в амбарах и других зернохранилищах открывают окна и двери, а семена рассыпают тонким слоем, периодически перелопачивая их или пропус..

Воздушное отопление

система отопления помещений горячим воздухом. В. О. Включает. Воздухоподогреватели, в которых воздух может нагреваться горячей водой, паром (в калориферах), теплом, выделяющимся от сгорания различных видов топлива (в огне воздухоподогревателях), а также электричеством (в электровоздухоподогревателях). Воздуховоды, подводящие воздух в отапливаемые помещения. Воздухоподающие и воздухозаборные решётки, через которые воздух подаётся в отапливаемые помещения и забирается для подачи к воздухоподогрев..

Воздушно-реактивный Двигатель

ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ двигатель (ВРД) - реактивный двигатель, использующий для сжатия горючего кислород атмосферного воздуха. По способу сжатия воздуха различают турбокомпрессорный (ТРД), пульсирующий (ПуВРД) и прямоточный (ПВРД) двигатели.. ..

Воздушно-реактивный Двигатель

ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ двигатель> (ВРД), реактивный двигатель>, использующий для сжигания горючего кислород> атмосферы воздуха. В ВРД осуществляются процессы сжатия воздуха, подвода теплоты и расширения нагретого газа. Сжатие воздуха происходит в воздухозаборнике за счет энергии набегающего воздушного потока (прямоточный ВРД) или, кроме того, в компрессоре (турбореактивный двигатель>).. ..

Воздушно-реактивный Двигатель

(ВРД) - реактивный двигатель, в к-ром осн. Массу рабочего тела составляет атм. Воздух. Термодинамич. Цикл ВРД включает процессы сжатия воздуха, подвода теплоты и расширения нагретого газа. При использовании хим. Горючего содержащийся в воздухе кислород служит окислителем, и это обусловливает высокую экономичность ВРД по сравнению с хим. Ракетными двигателями. По способу сжатия воздуха, поступающего в камеру сгорания, ВРД делятся на бескомпрессорные, в к-рых сжатие происходит только в воздухозабо..

Воздушно-реактивный двигатель

(ВРД) — реактивный двигатель, в котором атмосферный воздух применяется как основное рабочее тело в термодинамическом цикле, а также при создании реактивной тяги двигателя. При использовании химического авиационного топлива кислород, содержащийся в воздухе, является основным окислителем при горении топлива в ВРД. Если источником энергии в ВРД служит, например, ядерная энергия, то теплота к рабочему телу (воздуху) передается с помощью промежуточных теплоносителей или другие способом (см. Авиацио..

Дополнительный поиск Воздушно-реактивный двигатель Воздушно-реактивный двигатель

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Воздушно-реактивный двигатель" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Воздушно-реактивный двигатель, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 29 символа