Выспяньский
(Wyspianski) Станислав (15.1.1869, Краков, — 28.11.1907, там же), польский писатель, художник, театральный деятель. Родился в семье скульптора. Учился в краковской Школе изящных искусств (1884—95, с перерывами) у Яна Матейки и в академии Коларосси в Париже (1891—94). Один из основателей (1897) и видный участник краковского художественного объединения «Искусство». В изобразительном искусстве В. Стремился к воплощению национального начала в рамках стиля «Модерн». В эскизах витражей для францисканского костёла и собора на Вавеле в Кракове (1896—1906) В. Использовал как средства выразительности гибкие, вибрирующие контурные линии и пятна чистых цветов. Принимая участие в издании журнала «Zycie», В. Создал новый тип оформления книги, достигнув декоративного единства шрифта и мягкого по ритму стилизованного растительного орнамента.
Пастельным портретам и пейзажам В. Свойственны обобщённая, выразительная манера рисунка, тонкая поэзия и одухотворённость. В. Работал и в области декоративного искусства (оформление интерьера дома Медицинского общества в Кракове, около 1905. Эскизы мебели, тканей, изделий из металла). Пьесы и рапсоды В. Посвящены древнему прошлому Польши («Легенда», 1897. «Болеслав Смелый», 1900. «Казимеж Великий», 1900). Исторические драмы поднимают проблематику польского романтизма и национально-освободительного движения («Варшавянка», 1898. «Легион», 1900. «Ноябрьская ночь», 1904). Пьесы на сюжеты древнегреческих мифов трактуют современные события в духе античной трагедийности («Мелеагр», 1898. «Проклятие», 1899. «Возвращение Одиссея», 1907).
Вершина творчества В. — метафорическая драма-памфлет и драма-сказка «Свадьба» (1901), в которой, как и в других современных политических драмах («Освобождение», 1903. «Акрополь», 1904), он ставит вопрос о путях национально-освободительной борьбы, изображает распад польского буржуазного общества. Для творчества В. Характерны сочетание реалистического видения мира с символикой, монументальность и синтетичность, использование одновременно словесных, музыкальных, пластических средств, что проявилось и в его режиссёрской деятельности. Соч. Dziela zebrane, t. 1—15, Kr., 1958—1968. Poezje, Warsz., 1957. В рус. Пер. — Драмы. [Вступ. Ст. Б. Ростоцкого], М., 1963. Лит. С. Выспянский и художники его времени. Каталог выставки, М., 1958. Витт В., Станислав Выспянский, в кн.
История польской литературы, т. 2, М., 1969. Skierkowska Е., Plastyka St. Wyspiańskiego, Wr. — Kr., 1958. Łempicka A., Stanisław Wyspiański, в кн. Obraz literatury polskiej XIX i XX wieku, ser. 5 — Literatura okresu Młodej Polski, t. 2, Warsz., 1967 [имеется библ.]. Stanisław Wyspiański, [2 wyd.], Warsz., 1967. Stokowa М., Stanisław Wyspiański. Monografia bibliograficzna, [t. 1—3], Kr., [1967—68]. Л. И. Тананаева, В. В. Витт. С. Выспяньский. С. Выспяньский. Портрет девочки. Пастель. 1895. Национальный музей. Познань..
Дополнительный поиск Выспяньский
На нашем сайте Вы найдете значение "Выспяньский" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Выспяньский, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "В". Общая длина 11 символа