Гейнсборо
(Gainsborough) Томас (крещен 14.5.1727, Садбери, Суффолк, — 2.8.1788, Лондон), английский живописец и рисовальщик. Систематического художественного образования не получил, в 1740-х гг. В Лондоне учился у французского гравёра Ю. Гравло. Позже работал в Садбери, в 1750-х гг. — в Ипсуиче, с 1759 — в Бате, с 1774 — в Лондоне. Крупнейший (наряду с Дж. Рейнолдсом) английский мастер портрета 18 в., Г. Начинал как пейзажист, проявив уже в ранних работах чуткость и непосредственность восприятия («Корнардский лес», 1748, Национальная галерея, Лондон). Несколько наивным очарованием проникнуты ранние портреты супругов — провинциальных помещиков, изображенных на фоне полных свежести усадебных пейзажей (портрет Р. Эндрюса с женой, около 1749, галерея Тейт, Лондон).
Развитый стиль портретной живописи Г., сложившийся под влиянием А. Ван Дейка и А. Ватто, характеризуется одухотворённой трепетной поэтичностью в передаче личного обаяния человека, его тончайших душевных движений. Особенно проникновенны и изящны женские и юношеские образы («Голубой мальчик» — портрет Дж. Баттола, около 1770, галерея Хантингтон, Сан-Марино, США. Портрет герцогини де Бофорт, 1770-е гг., Эрмитаж, Ленинград. «Пердита» — портрет миссис Робинсон, 1781, собрание Уоллес, Лондон. Портрет Сары Сиддонс, 1784—85, Национальная галерея, Лондон). Интимность и сердечная теплота отличают парные портреты Г., где ему удавалось передать глубокую внутреннюю связь близких людей («Дочери художника», около 1759, и «Утренняя прогулка» — портрет У.
Хэллета с женой, 1785, Национальная галерея, Лондон). Очень лиричны образы крестьянских детей («Деревенские дети», 1787, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). В героях Г. Независимо от их общественного положения и возраста ощущаются богатая духовная жизнь, внутреннюю независимость, незаурядность характера. Живописная техника в зрелых работах Г. Отличается виртуозной лёгкостью, воздушностью, изысканной нежностью. Динамичная игра мелких разноцветных мазков придаёт картинам Г. Изменчивость, дыхание подлинной жизни. Холодные, голубые тона дополняются перламутровыми оттенками, богатейшими рефлексами. Эти живописные качества сообщают особый поэтический строй и сельским пейзажам Г. С их мягкой гармоничностью, лёгкой игрой света («Повозка, едущая на ярмарку», 1786, галерея Тейт, Лондон).
Пейзажи и сцены крестьянской жизни занимают главное место среди рисунков Г., полных трепета жизни и серебристой воздушности. Лит. [Кузнецова И.], Томас Гейнсборо, M., 1963. Woodall M., Thomas Gainsborough, his life and work, L., 1949. Waterhouse E. K., Gainsborough, [L.], 1958. Т. Гейнсборо. «Утренняя прогулка» (портрет У. Хэллета с женой). 1785. Национальная галерея. Лондон. Т. Гейнсборо. Автопортрет. 1754. Собрание Чамли. Англия..
Дополнительный поиск Гейнсборо
На нашем сайте Вы найдете значение "Гейнсборо" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гейнсборо, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Г". Общая длина 9 символа