Головин
IГолови́н Александр Яковлевич [17.2(1.3).1863, Москва, — 17.4.1930, Детское Село, ныне г. Пушкин Ленинградской области], советский театральный художник, народный артист РСФСР (1928), действительный член петербургской АХ (1912). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1881—89) у И. М. Прянишникова, В. Е. Маковского, В. Д. Поленова, в Париже в академии Коларосси (1889), в мастерской Витти (1897). Член объединения «Мир искусства». Жил в Москве (до 1901) и в Петербурге. Испытал влияние стиля «Модерн». В 1890-е гг. Участвовал в деятельности абрамцевского кружка (см. Абрамцево), где работал в майолике и дереве. Ранние театральные работы Г. Отмечены влиянием красочного живописного стиля К. А. Коровина («Псковитянка» Римского-Корсакова, 1901, Большой театр, Москва).
Г. Оформлял также спектакли антрепризы С. П. Дягилева в Париже (опера Мусоргского «Борис Годунов», 1908. Балет Стравинского «Жар-птица», 1910). Окончательно стиль Г. Сложился в 1910-е гг. Добиваясь целостного художественного решения спектакля, Г. Тщательно исполнял эскизы не только декораций, но и костюмов, бутафории, решая их во взаимосвязи с общим постановочным замыслом. Работы Г. Приобретают декоративную пышность. Фронтально строгие и симметрично уравновешенные, его декорации графично отточены в каждой детали, плоские пятна тонко нюансированных оттенков цвета ложатся друг подле друга подобно мозаике («Дон-Жуан» Мольера, 1910, «Маскарад» Лермонтова, 1917, — оба в Александрийском театре в Петрограде). В советское время Г.
Оформил ряд спектаклей в театрах Ленинграда и Москвы («Женитьба Фигаро» Бомарше, 1927, «Отелло» Шекспира, 1930, — оба во МХАТе). Г. Писал также репрезентативные, театрализованные портреты деятелей русской культуры (Ф.И. Шаляпина в роли Бориса Годунова, темпера, клеевые краски, 1912, Русский музей, Ленинград. В. Э. Мейерхольда, темпера, пастель, 1910-е гг., Ленинградский театральный музей) и декоративные пейзажи и натюрморты. Лит. А. Я. Головин. Встречи и впечатления. Письма. Воспоминания о Головине, Л. — М., 1960. Бассехес А., Театр и живопись Головина, М., [1970]. М. В. Давыдова. А. Я. Головин. Автопортрет. Темпера. 1912. Третьяковская галерея. Москва. А. Я. Головин. Эскиз декорации к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад». Клеевая краска, гуашь, серебро, белила.
1916—1917. Центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина. Москва.IIГолови́н Николай Николаевич [22.11(4.12).1875, Москва, — 1944, Париж], русский военный историк, генерал-лейтенант (1917). Родился в семье генерала. Окончил Пажеский корпус (1894) и Академию Генштаба (1900). В 1908—13 профессор Академии Генштаба. Во время 1-й мировой войны 1914—18 был начальником штаба 7-й армии (1915—17) и Румынского фронта. После Октябрьской Революции эмигрировал во Францию, где примкнул к правому крылу белой эмиграции. Во время 2-й мировой войны 1939—45 активно сотрудничал с гитлеровцами и был приговорён Движением Сопротивления к смертной казни, но скоропостижно умер. Работы Г. По службе Генштаба и истории 1-й мировой войны содержат большой фактический материал и не утратили своего значения.
Соч. Служба Генерального штаба, в. 1, СПБ, 1912. Из истории кампании 1914 на Русском фронте, т. 1—3, [Париж], 1926—36.IIIГолови́н Федор Александрович [21.12.1867 (2.1.1868), Москва, — год смерти не установлен], земский деятель, один из основателей партии кадетов (См. Кадеты) и член её ЦК. В 1898—1907 член, а затем председатель Московской губернской земской управы. В 1904—05 председатель Бюро земских съездов. Председатель 2-й Государственной думы в 1907. В годы 1-й мировой войны 1914—18 активный деятель Союза городов (см. Земский и городской союзы). В марте 1917 комиссар Временного правительства (См. Временное правительство) по министерству двора. После Октябрьской революции работал в советских учреждениях. Воспоминания Г.
Опубликованы в «Историческом архиве» (1959, № 4—6). Лит. Ленин В. И., Полн. Собр. Соч., 5 изд., т. 10, с. 292.IVГолови́н Федор Алексеевич [1650—30.7(10.8).1706], русский дипломат и государственный деятель, генерал-адмирал (1700), граф (1702). Из старинного дворянского рода. Составил и заключил с Китаем Нерчинский договор 1689. Был вторым послом Великого посольства (См. Великое посольство) в Западную Европу. В 1697—1700, в период первых реформ и изменения внешнеполитического курса, Г. Стал ближайшим сотрудником Петра I. Энергично участвовал в создании русского флота. Совместно с Петром I вёл секретные переговоры о заключении договоров с Саксонией и Данией (1699). Вместе с П. Б. Возницыным подготовил посольство Е. И. Украинцева в Константинополь для заключения мира с Турцией.
В 1699 назначен начальником Военно-Морского приказа. В 1700 начальник Посольского приказа (См. Посольский приказ), одновременно ведал Ямским приказом и Оружейной, Золотой и Серебряной палатами. Ввёл гербовый сбор в России. Принимал участие в организации русской регулярной армии. В 1701 сопровождал Петра I в Биржи, где был подтвержден союз между Петром I и Августом II, в августе 1704 подписал русско-польский договор. В канцлерство Г. Была создана система постоянных русских представителей за границей, под руководством Г. Определена русско-турецкая граница на Кубани и в Поднепровье (1703—05). Лит. Богословский М. М. Петр I. Материалы для биографии, т. 1—5, М., 1941—48 (см. Указ. Имён). Терещенко А., Опыт обозрения жизни сановников, управлявших иностранными делами в России, ч.
1, СПБ, 1837. Крылова Т. К., Франко-русские отношения в первую половину Северной войны, в сборнике. Исторические записки, т. 7, [М.], 1940. Её же. Русская дипломатия на Босфоре в начале XVIII в. (1700—1709), там же, т. 65, [М.], 1959. Т. К. Крылова.VГолови́н Харлампий Сергеевич [1(13).2.1844, Рязанская губерния, — 9(22).3.1904, Петербург], русский учёный в области теории упругости и строительной механики. В 1868 окончил Николаевскую инженерную академию (Петербург). С 1875 вёл курс строительной механики в Инженерной академии и Петербургском технологическом институте. В 1888—91 профессор Харьковского технологического института, с 1891 директор Петербургского технологического института. В работе «Одна из задач статики упругого тела» (1882) Г.
Впервые дал расчёт упругой арки методами теории упругости. В работе «О внутренних натяжениях в стенках металлических цилиндров» (1888) Г. Исследовал напряжения в цилиндрической оболочке кругового очертания, поперечные сечения которой ограничены двумя концентрическими окружностями..
Дополнительный поиск Головин
На нашем сайте Вы найдете значение "Головин" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Головин, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Г". Общая длина 7 символа