Декадентство
(франц. Decadence, от позднелат. Decadentia — упадок) общее наименование кризисных явлений буржуазной культуры конца 19 — начале 20 вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, индивидуализмом. Ряд черт декадентского умонастроения отличает и некоторые направления искусства, которые объединяются термином Модернизм. Сложное и противоречивое явление, Д. Имеет источником кризис буржуазного сознания, растерянность многих художников перед резкими антагонизмами социальной действительности, перед революцией, в которой они видели лишь разрушительную силу истории. С точки зрения декадентов, любая концепция общественного прогресса, любая форма социально-классовой борьбы преследуют грубо утилитарные цели и должны быть отвергнуты.
«Самые великие исторические движения человечества представляются им глубоко „мещанскими“ по своей природе» (Плеханов Г. В., Литература и эстетика, т. 2, 1958, с. 475). Отказ искусства от политических и гражданских тем и мотивов декаденты считали проявлением свободы творчества. Декадентское понимание свободы личности неотделимо от эстетизации индивидуализма, а культ красоты как высшей ценности нередко проникнут аморализмом. Постоянными для Д. Являются мотивы небытия и смерти. Как характерное веяние времени Д. Не может быть отнесено целиком к какому-либо определенному одному или нескольким направлениям в искусстве. Умонастроения Д. Затронули творчество значительной части художников конца 19 — начале 20 вв., в том числе многих крупных мастеров искусства, творчество которых в целом не может быть сведено к Д.
В наиболее отчётливом виде мотивы Д. Впервые проявились в поэзии французского символизма — в творчестве т. Н. «проклятых поэтов» (П. Верлен, А. Рембо, С. Малларме). Их идеи и настроения получили развитие у П. Валери, П. Клоделя, П. Фора, А. Жида и др. В Великобритании чертами Д. Отмечено творчество прерафаэлитов (Д. Г. Россетти, Х. Хант и др.), а также близких к ним О. Бёрдсли и А. Суинберна. В Италии декадентские умонастроения отразились в творчестве Дж. Пасколи, А. Ориани, Г. Д'Аннунцио. Влияние Д. Сказалось также на творчестве таких крупных художников конца 19 — начала 20 вв., как О. Уайльд — в Великобритании, М. Метерлинк — в Бельгии, Г. Гофмансталь и Р. М. Рильке — в Австрии, М. Пруст — во Франции и др. Неприятие действительности, мотивы отчаяния и всеотрицания, тоска по духовным идеалам, принимавшие художественно выразительные формы у крупных художников, захваченных декадентскими настроениями, вызывали сочувствие и поддержку со стороны писателей-реалистов, сохранивших веру в ценности буржуазного гуманизма (Т.
Манн, Р. Мартен дю Гар, У. Фолкнер). В России Д. Отразилось в творчестве поэтов-символистов [прежде всего т. Н. «старших» символистов 1890-х гг. Н. Минского, Д. Мережковского, З. Гиппиус (критику см. В ст. Плеханова «Евангелие от декаданса»), затем В. Брюсова, К. Бальмонта], в ряде произведений Л. Н. Андреева, в сочинениях Ф. Сологуба и особенно в натуралистической прозе М. П. Арцыбашева, А. П. Каменского и др. Настроения Д. Получили особенное распространение после поражения Революции 1905—07. Писатели-реалисты (Л. Н. Толстой, В. Г. Короленко, М. Горький), передовые литераторы и критики (В. В. Стасов, В. В. Боровский, Г. В. Плеханов) активно боролись с настроениями Д. В рус. Искусстве и литературе. После Октябрьской революции эти традиции были продолжены советской литературной и художественной критикой.
Многие мотивы декадентского умонастроения стали достоянием разнообразных модернистских художественных направлений. Передовое реалистическое искусство, и прежде всего искусство социалистического реализма, развивается в постоянной борьбе с ними. Подвергая критике различные проявления упадочнических настроений в искусстве и литературе, марксистско-ленинская эстетика исходит при этом из принципов идейности, народности и партийности искусства. Лит. Плеханов Г. В., Искусство и общественная жизнь, в его кн. Искусство и литература, М., 1948. Толстой Л. Н., Что такое искусство?, Полн. Собр. Соч., т. 30, М., 1951. Горький М., Поль Верлен и декаденты. Собр. Соч., т. 23, М., 1953. Воровский В. В., Литературно-критические статьи, М., 1956.
Гурмон Р. Де. Книга масок, пер. С франц., СПБ, 1913. Мережковский Д. С., О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы, Полн. Собр. Соч., т. 18, М., 1914. Асмус В. Ф., Философия и эстетика русского символизма, в кн. Литературное наследство, т. 27—28, М., 1937. Verlaine P., Les poètes maudits, P., 1900. Kahn G., Symbolistes et décadents, P., 1902. AIbérès R. М., Bilan littéraire du 20 siècle, P., 1956. Roda V., Decadentismo morale e decadentismo estetico, Bologna, [1966]. О. Н. Михайлов.
Дополнительный поиск Декадентство
На нашем сайте Вы найдете значение "Декадентство" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Декадентство, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 12 символа